Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Анализ проводимых реформ я решила провести всесторонне, рассмотрев не только экономический эффект реформирования, но и моральный аспект проведенных преобразований, а также дать оценку степени влияния образа мышления реформаторов на тот курс реформ, который был избран и претворен в жизнь.
Также я постаралась оценить последствия проведенных реформ, сравнить избранную в качестве приоритетных ориентиров создания процветающего государства англо-американскую модель экономики с иными, существующими в мире, например – японской, высказать свое суждение о достоинствах той или иной модели.
В 80-е годы англосаксонская денежная политика была еще недостаточно последовательной в рамках этой идеологии, а, кроме того, Европа вела существенную эмиссионную экспансию, к которой прибавился инвестиционный поток из России. Поэтому до начала 90-х годов давление этого фактора почти не чувствовалось.
Чувствительным это давление стало примерно с 1995 года, когда США реально стали на путь сокращения государственных расходов, а европейцы перешли к жесткой денежной политике под предлогом введения общей валюты "ЕВРО".
Совокупное сокращение реальной денежной массы на мировых рынках оказалось фактором жесточайшего давления, заставившим вспомнить времена золотого стандарта. В конце 1997 года в США было зафиксировано снижение цен на оптовых рынках, которое было вызвано давлением дефицита денег.
Это давление пошло вниз по всей цепочке издержек, все более усиливаясь к ее началу. Обвал цен на рынках сырья и комплектующих оказался, естественно, значительно большим, чем на оптовом рынке США. Результатом оказалось фактическое банкротство стран - поставщиков сырья и комплектующих.
Это и породило "азиатский кризис" и кризис пореформенной экономики России, жившей последние годы экспортом энергоносителей. Эти страны и приняли на себя всю тяжесть расплаты за "монетаристский эксперимент" в масштабах всего мира.
Продолжение подобной политики
в США в условиях сохранения за
ними положения главного эмиссионного
центра означает для всего мирового
хозяйства возвращение к временам "кризисов
перепроизводства" и будет стоить огромных
объемов недопроизведенной продукции.
Таким образом, причины мирового экономического
кризиса те же самые, что и в России - жесткая
неоконсервативная кредитно-денежная
политика. Причина эта носит чисто субъективный
характер и порождена системой взглядов
правительств, проводящих этот курс в
России, США и частично в Европе.
Как мы видели выше,
денежный дефицит является тормозом
экономики. Для обеспечения же устойчивого
роста необходимо поддержание равновесия
в условиях достаточности денежной
массы во всех кругах обращения. При
этом в саморегулирующейся экономике
денежное обращение принципиально неравновесно.
Продавцы изымают с рынков всегда больше
денег, чем сами направляют на нормальное
потребление (то есть, выплачивают в виде
зарплат и прочих выплат на цели потребления
и тратят сами в случае потребительского
рынка, инвестируют в случае фондового
рынка и т.п.). В результате с каждым полным
оборотом (в случае замкнутого характера
данного цикла), на рынок возвращается
меньше денег (в самом лучшем случае - не
больше), чем изъято.
Следовательно, естественный характер
процесса в этой системе - коллапс, то есть
перманентное сокращение объемов сбыта,
которое диктует падение цен, сокращение
объемов и снижение прибыльности производства.
В девятнадцатом веке эта тенденция время
от времени приобретала преобладающий
характер и была замечена и описана Сисмонди.
Сисмонди же указал и на то, что стабилизатором
экономики является присутствие слоев
населения, не включенных в этот цикл,
"праздного класса", который своим
дополнительным спросом компенсируют
неизбежный недостаток спроса со стороны
участников производства - как предпринимателей,
так и наемных рабочих.
Аналогичную роль сыграли и введенные Рузвельтом затратные глобальные инвестиционные проекты. Начиная от строительства скоростных дорог и кончая амбициозными космическими проектами, они составили сектор государственного спроса, который необходим для компенсации сокращения спроса. Короче говоря, саморегулирующаяся производственная система не может работать в замкнутом цикле, сама на себя. В таких условиях она неизбежно коллапсирует. Для расширенного производства ей нужна внешняя цель производства.
Таким образом, система социальных (непроизводительных) бюджетных расходов и затратных перспективных проектов является необходимым условием стабильной экономики и расширенного производства. Таким образом, она является не нагрузкой на экономику, как считают неоконсервативные идеологи, а является абсолютно экономически целесообразной.
Следовательно, и размеры этой системы должны определяться из соображений экономической целесообразности.
Будучи людьми ставящие превыше христианских (а также мусульманских, буддийских и иудейских) ценностей экономические, идеологи неоконсервативной волны рассматривают социальные расходы исключительно как систему бесполезных расходов, имеющих исключительно благотворительную природу. Считая, что надо следовать не принципу любви к ближнему, а принципу "экономической целесообразности" (довольно популярный в наше время термин), они требуют максимально возможного сокращения "непроизводительных" расходов бюджета. Именно этого они добились в последние годы в США и в некоторой степени - в Европе. Резкое сокращение этого компенсаторного спроса и явилось одной из составляющего того денежного дефицита, который породил обвал мировых рынков.
В России совершенно
аналогичным образом недооценка
духовных и научных ценностей
реформаторами породила их специфическое
отношение к социальным расходам
государства, оборонным расходам, а
заодно и к финансированию перспективных сфер - науки, космоса, затратных
проектов. Считая "экономически целесообразным"
максимальное сокращение этих расходов,
они сократили их примерно в 10 раз (при
сокращении реального ВВП только вчетверо)
и этим полностью уничтожили их компенсаторную
функцию, усилив коллапс экономики. Таким
образом, такое решение не оказалось экономически
целесообразным. Целесообразным оказывается
как раз то решение, которое диктуется
и соображениями морали.
Это можно счесть простым совпадением.
Но такое совпадение имеет место всегда.
На самом деле существует строгая закономерность:
аморальные решения не могут быть целесообразными
ни в какой области. В конечном счете, они
оказываются проигрышными.
Эта часть моей работы может показаться пропагандой коммунистической идеологии, или рассмотрением изучаемого вопроса исключительно с интересов интеллигенции. На самом деле я не отношусь к этим категориям граждан и всегда была человеком скорее консервативного склада. Утверждение это сделано на основе неплохого знания истории экономики.
В итоге данного мною анализа реформирования России я могу дать следующее заключение: Подготовка команды Б.Н.Ельцина к проведению крупномасштабных всероссийских экономических реформ была крайне низка. Не бралось в расчет влияние экономических преобразований на социальные, научные, образовательные институты общества, либо таковое просто недооценивалось, подменяясь погоней за «твердым рублем». В процессе реформирования недостаточное внимание уделялось отечественным институтам экономического прогнозирования, отдавались предпочтения рекомендациям иностранных специалистов, слабо вникающих в особенности многоукладной российской экономики.
Как результат,
к периоду окончания
Я считаю, что проведенная мною анализ материала, необходимого для создания представленной вашему вниманию курсовой работы, дал мне необходимые познания и незаменимый опыт для того, чтобы впоследствии не пришлось учиться на своих ошибках. Хотя… От этого по прежнему никто не застрахован, но у меня их будет ровно на одну меньше!