Проблемы представительства сословий в государстве. Земские Соборы XVI-XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:23, творческая работа

Краткое описание

Сословие - в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Вложенные файлы: 1 файл

задание.docx

— 37.93 Кб (Скачать файл)

Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. - более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. - по разным подсчетам от 500 до 700 человек. Как  происходили выборы на соборы?  Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву "крепких и разумных" людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) - по два человека, от больших городов - по два дворянина, от малых - по одному. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения - по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие - меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

Выборы происходили в  уездных городах на сходах в съезжей  избе под наблюдением местных  воевод. Активность избирателей была различной, высокой - во время патриотического  подъема 1612-1613 гг. и довольно низкой в последующий период, когда участие  в соборе воспринималась как тяжкая повинность, от которой старались  уклониться. Нередко случалось, что  воеводам по несколько раз приходилось  созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников. С другой стороны, известны случаи настоящей  предвыборной борьбы в уездах, когда  "молодшие" и "старшие" люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой. "Выборный список", подписанный участниками схода, передавался воеводе, который направлял выборных  в Разрядный приказ, где проверялась правильность выборов.

Первый собор 1549 г., очевидно, был созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой  Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или  Грановитой палате. И только самый  многолюдный собор 1613 г. собирался  в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший "письмо", то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали "сказки", то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы.  С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

Земский собор 1613 г. начал  свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила Федоровича Романова.  По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г.

Земский собор 1632-1634 гг. был  созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после  окончания 14-летнего срока Деулинского  перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды -  "пятинную" деньгу.

Собор 1642 г. был созван для  обсуждения вопроса об Азове, сильной  турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и  не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам). Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод  для его созыва отошел на задний план, а представители различных  сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах.

Собор 1648-49 г. был созван после  Соляного бунта в Москве. Он заседал  почти полгода. Главным деянием  этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения. Более подробно об обсуждении и принятии Соборного Уложения здесь. 

Собор 1650 г.  занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам. Собор 1653 г. принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство.  Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались.

По мере укрепления абсолютизма  значение земских соборов неуклонно  падало, они созываются все реже и реже, и наконец, полностью отмирают как политический институт. В исторической литературе можно встретить самые  различные датировки прекращения  Земских соборов. Это связано  с тем, что среди исследователей нет единства по вопросу о критериях, которым должен отвечать земский  собор. Последним земским собором  в полном составе следует считать  собор 1653 г. После этого соборы  созывались в урезанном составе, являясь чем-то вроде совещаний правительства с представителями отдельных сословий. Так,  в 1660, 1662-1663 гг. шли совещания бояр с гостями и тяглыми людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового положения кризиса, в 1681-1682 гг. в Москве под руководством князя В. В. Голицына отдельно друг от друга заседали совещания служилых людей и тяглых людей. Последний собор (также неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей.

На основании рассмотренного материала можем сделать вывод, что основной проблемой сословных  представительств в государстве  являлось то, что  созывались соборы не для того, чтобы заявить правительству о нуждах и желаниях своих избирателей, и не для обсуждения общественно значимых вопросов, и не с целью наделения правительства какими-либо полномочиями. В их компетенции были ответы на вопросы, а сами они должны были вернуться домой ответственными исполнителями соборных обязательств (фактически правительственных решений). Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, и, тем не менее, сословное представительство в России возникло в интересах государства, а не сословий. Так же имело место неравномерное представительство участников Земских соборов. В России развивается идея соборности власти на основе ее духовной, православной общности.

Земские соборы – первое явление общественно-политической жизни России, которое без всяких оговорок может быть названо сословным  представительством, ведь в их состав входили представители не только старой аристократии (бояре, духовенство), но и новой феодальной знати (средние  и мелкие феодалы), а также верхушки городского населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Авакьян С.А. Столетие российского парламентаризма: истоки и современность // РФ СЕГОДНЯ. 2009. №9.
  2. История отечественного государства и права. Ч.I: учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. С. 161.
  3. 2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. История России: Учебник. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528с.

Электронные издания

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Электронный учебник. – М.: КноРус, 2009
  2. Кинев С.Л., Литвинов А.В. Предыстория российского парламентаризма. Учебно-методический комплекс «Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы».

 

1 Авакьян С.А. Столетие российского парламентаризма: истоки и современность // РФ СЕГОДНЯ. 2009. №9

2 Кинев С.Л., Литвинов А.В. Предыстория российского парламентаризма. [Электронный ресурс]. Учебно-методический комплекс «Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы».

3 История отечественного государства и права. Ч.I: учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. С. 161.


Информация о работе Проблемы представительства сословий в государстве. Земские Соборы XVI-XVII в.