Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:55, контрольная работа
После разгрома фашистских войск территория Германии с целью её демилитаризации, денационализации и демократизации была разделена странами победителями на 4 оккупационных зоны. Осенью 1949 года было провозглашено создание двух государств – Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики – чьё суверенное существование длилось вплоть до 1990 года. В течение этого срока под влиянием оккупационных сил они приняли противоположные общественные системы: ФРГ вернулась к развитию капиталистической модели довоенной Германии, ГДР перешла к построению социализма.
1. Провозглашение ФРГ и образование ГДР…………………………….…….3
2. ФРГ и план Маршалла………………………………………………….…….8
3. Успешное восстановление экономики к 1950г…………………………….11
4. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика……………..12
5. Германия в период холодной войны……………………………………..…14
6. Германо-американские отношения на современном этапе………….……15
7. Российско –германские отношения на современном этапе………..……..16
Список используемой литературы………………………………………….…20
СОДЕРЖАНИЕ
1. Провозглашение
ФРГ и образование ГДР………………………
2. ФРГ и план Маршалла………………………………………………….……
3. Успешное восстановление
экономики к 1950г…………………………….
4. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика……………..12
5. Германия в период холодной войны……………………………………..…14
6. Германо-американские отношения на современном этапе………….……15
7. Российско –германские отношения на современном этапе………..……..16
Список используемой литературы………………………………………….…20
1. Провозглашение ФРГ и образование ГДР
После разгрома фашистских войск территория Германии с целью её
демилитаризации, денационализации и демократизации была разделена
странами победителями на 4 оккупационных зоны. Осенью 1949 года было
провозглашено создание двух государств – Федеративной Республики
Германии и Германской Демократической Республики – чьё суверенное
существование длилось вплоть до 1990 года. В течение этого срока под
влиянием оккупационных
сил они приняли
ные системы: ФРГ вернулась к развитию капиталистической модели дово-
енной Германии, ГДР перешла к построению социализма. Рыночная эко-
номика противопоставлялась плановому хозяйству, демократия – парто-
кратии, предоставление свобод – подавлению свободомыслия. Разница в
общественном устройстве отражалась не только в политике и экономике
стран. Различными стали и системы образования, в том числе школы. На
сегодняшний день
с момента воссоединения
более 15 лет, но единство нации всё ещё не достигнуто, так как несколько
поколений немцев воспитано в школах, где не просто отличались структу-
ра, срок обучения или учебные дисциплины, но где противоположными
были сами системы норм, ценностей и традиций. Следствием различия
школы ГДР и ФРГ стали коренные отличия менталитета их граждан.
Школы двух немецких государств неоднократно сравнивались учё-
ными. Нам представляется
неправомерной тотальная
хваление другой из них. У обеих школ можно выделить достоинства и не-
достатки. Так, ГДР отличалась идеологическим давлением, недостаточным
вниманием к
самостоятельности и
кратизмом и управлением сверху, пренебрежением отечественными педа-
гогическими традициями. При этом здесь было то, чего не хватало ФРГ и
до сих пор не хватает теперь уже объединённой Германии: равенство обра-зовательных возможностей, отсутствие социально-экономической селек-
ции в образовании, забота об одарённых и требующих специального вни-
мания детях. Как получилось, что отдельные признаки демократической
педагогики были свойственны именно социалистическому государству, и,
наоборот, отражено в истории реформирования школы немецких госу-
дарств.
С момента разделения на оккупационные зоны, три из которых вско-
ре образовали единое целое, образование в Германии строилось по-
разному. В 1945 году
советской военной
создано Немецкое Народное правительство по вопросам образования, за-
претившее создание частных школ в советской зоне и Восточном Берлине
и провозгласившее «светскость школы». Религия как учебный предмет уп-
разднялась. Из 28 тысяч учителей общеобразовательных школ в 1946 г. их
осталось 8, поскольку педагогические кадры подвергались тщательной
проверке. В ближайшие годы страна остро нуждалась в педагогах.
В 1946 г. школьная реформа началась с «Закона о демократизации
немецкой школы». Социалистическая Германия ставила перед собой зада-
чи «воспитывать молодёжь в духе дружественного существования наро-
дов, подлинной демократии и истинной гуманности», а школа была при-
звана дать «всем детям и подросткам, независимо от имущественного цен-
за, вероисповедания или происхождения, полное образование в соответст-
вии с их склонностями и потребностями» [6. с. 15]. Этот закон для единых
школ сочетал реформаторские цели с социал-демократическими и комму-
нистическими и был направлен на либерализацию воспитания и денацио-
нализацию общественного сознания. Уже сама структура школы говорила
о демократической направленности преобразований: селективная школа
трансформировалась в общую восьмилетнюю, открывавшую для своих
выпускников доступ к начальному профессиональному образованию и
продолжению учёбы в общеобразовательных школах (по модели «8+4»).
Все учащиеся получали общие знания по обязательным дисциплинам и расширенные знания по профилирующим в данной школе предметам (со-
временные иностранные языки, древние языки и предметы естественно-
научного цикла). «При этом с самого начала не было единого взгляда на
содержание, цели
и процесс образовательной рефо
вался не только на разных педагогических традициях, опыте и целевых ус-
тановках носителей и создателей реформаторских процессов, но и, прежде
всего, на различных структурах интересов и потребностей людей» [2. с. 47]. Споры вызывали вопросы отношений церкви и школы, создания единой восьмилетней школы, функций детских садов, взаимоотношений ро-
дителей, педагогов и учащихся, федерализации школьного дела. Широко
обсуждались поиск методического разнообразия, демократизация содер-
жания образования, индивидуализация и дифференциация, активизация
учащихся. Как и само послевоенное общество, школа должна была стать
антифашистской и демократической. О желании подобных преобразований
свидетельствовали и возможности создания альтернативных школ (школа
Петерсена в Йене, вальдорфская в Дрездене и др.). «Кажется, как-будто
шанс на демократическую альтернативу существовал и в самом деле» [3.
с. 47], что отражено в документе «Основы воспитания в демократической
школе» (2007). Необходимо признать, что тенденции демократизации
школы действительно имели место в ГДР, однако носили несколько одно-
сторонний характер. «Возникало «новое общество», которое всё больше и
больше отличалось от западного по традициям, менталитету и представле-
ниям об образовании. В ходе десятилетий рос новый социалистически
ориентированный образовательный слой, социалистическое образователь-
ное общество» [3. с. 13].
Важнейшим моментом развития школьного дела в 50-е годы стало
создание единой школы. Модель «8+4» постепенно заменялась десятилет-
ней школой, где материал, рассчитанный прежде на четыре года старших
классов, сокращался до двух. Это была неполная средняя школа, дававшая
более расширенную подготовку, чем прежняя. Она также провозглашала образование вне зависимости от социального, национального или расового
положения, что вытесняло традиции фашистского режима и довоенной
Германии. Её введение явилось следствием решения III съезда СЕПГ об
усилении воспитательной
функции в образовательных учре
ная школа «планировалась как динамичная, открытая, дифференцирован-
ная, подвижная, эластичная школа, которая предоставляет простор для
развития и образования каждому ребёнку» [5. C. 47]. Здесь использовались
идеи «педагогики реформ» 20-х годов, уничтожаемые в своё время нацис-
тами и нашедшие развитие в работах многих педагогов послевоенного
времени. «Идея введения в ГДР единой социалистической школьной сис-
темы…полностью отвечала требованиям теории марксизма-ленинизма и
предполагала создание преемственности всех звеньев воспитания от дет-
ского сада до университета. Это должно было… установить полный кон-
троль за их деятельностью со стороны Единой социалистической партии
Германии и государства, увязать организацию школьного дела, содержа-
ние обучения и воспитания с потребностями «планового» хозяйства» [1. C.
9-10].
Но постепенно конкретный ребёнок, на которого ориентировалась
школа второй половины 40-х, заменялся абстрактным понятием и переста-
вал быть субъектом педагогических процессов. Демократические ценно-
сти, заявленные в образовании в первые послевоенные годы, так и не на-
шли полноценного воплощения. При этом реформы, как и прежде, были
нацелены на
демократические
вии с идеологическими установками государства. Эта конфликтная ситуа-
ция выявилась после XX партийного съезда КПСС, вошедшего в историю
развенчанием сталинизма, и широко обсуждалась с 1956 г. Новое ожида-
ние перемен вызвало к жизни следующий этап реформирования школы
ГДР: в обществе стали звучать требования большего учёта психологии,
внимания к эстетическому воспитанию, стабильности знаний и умений,
использования немецких образовательных традиций. Критика затронула единую школу, перенятие советского опыта и марксистско-ленинистские
основы педагогики. Они сохранили своё положение только благодаря по-
литическому положению в Европе того времени (события в Венгрии, на-
растающая конфронтация двух немецких государств). Упрёки в «уходе от
советской педагогики» и «обращении к буржуазной педагогике Запада» в
условиях социалистического государства быстро прекратили дискуссии.
Новая попытка демократизации школы потерпела неудачу, наткнувшись
на стойкие тенденции сохранения достигнутого, а советская педагогика
окончательно получила функцию «компаса».
2. ФРГ и план Маршалла
В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд. долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).
Хотя план Маршалла и не был единственной движущей силой послевоенного восстановления, всё же он стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным. Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.
Важной особенностью плана Маршалла была принципиально новой схеме расчётов по кредитам, которая вела к многократному увеличению задействованных средств. Например, немецкий завод заказывал какие-то детали в США. Однако американский изготовитель этих деталей получал доллары за них не от заказчика, а из правительственного фонда плана Маршалла. Заказчик же вносил эквивалент в немецких марках в специально созданный европейский фонд. В свою очередь, из средств этого фонда финансировались долгосрочные льготные кредиты предприятиям для новых инвестиций. В конечном счёте, по мере возврата предприятиями своих долгов, средства фонда позволили европейским государствам расплатиться и с США.
План Маршалла преследовал три основные цели: во-первых, он побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику. Во-вторых, он позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой. В-третьих, этот план одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт.