Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:55, контрольная работа
После разгрома фашистских войск территория Германии с целью её демилитаризации, денационализации и демократизации была разделена странами победителями на 4 оккупационных зоны. Осенью 1949 года было провозглашено создание двух государств – Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики – чьё суверенное существование длилось вплоть до 1990 года. В течение этого срока под влиянием оккупационных сил они приняли противоположные общественные системы: ФРГ вернулась к развитию капиталистической модели довоенной Германии, ГДР перешла к построению социализма.
1. Провозглашение ФРГ и образование ГДР…………………………….…….3
2. ФРГ и план Маршалла………………………………………………….…….8
3. Успешное восстановление экономики к 1950г…………………………….11
4. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика……………..12
5. Германия в период холодной войны……………………………………..…14
6. Германо-американские отношения на современном этапе………….……15
7. Российско –германские отношения на современном этапе………..……..16
Список используемой литературы………………………………………….…20
Первоначально планы Джорджа Маршалла предусматривали возможность - пусть даже чисто теоретическую - предоставления американской помощи и государствам Восточной Европы и Советскому Союзу. Но на практике вряд ли кто-нибудь рассчитывал, что в Москве согласятся на условия «империалистов». Правда, тогдашний министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов прибыл 27 июня 1947 года в Париж на конференцию трёх держав по приглашению Франции и Великобритании. Однако он отказался участвовать в осуществлении плана Маршалла, заявив, что такое участие поставило бы под угрозу советский суверенитет. Так план Маршалла превратился в программу восстановления исключительно западной части Европы. Он закрепил принадлежность ФРГ к западному лагерю и одновременно способствовал углублению уже наметившегося раскола между Востоком и Западом по всему миру. ГДР тоже не досталось ни цента из американских кредитов. Напротив, Советский Союз демонтировал для собственных нужд изрядную часть уцелевшего на востоке Германии промышленного оборудования.
ФРГ официально стала одной из стран-участниц плана Маршалла 15 декабря 1949-го года, то есть вскоре после своего основания, и участие ее продолжалось до конца действия плана.
Основным ответом советского
руководства на ремилитаризацию
ФРГ и ее включение в НАТО стало
создание военно-политической организации
социалистических стран Европы аналогичной
Североатлантическому пакту.
Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи был подписан в столице
Польши 14 мая 1955 г. представителями Албании,
Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии,
СССР и Чехословакии.
Варшавский договор
Договор предусматривал принцип
коллективной обороны. В случае вооруженного
нападения в Европе на кого-либо
из его участников все другие государства,
подписавшие договор, обязались
оказать подвергшемуся
Подписанное соглашение
стало основой для формирования
Организации Варшавского
Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на следующие 10 лет.
Вместе с тем создание Варшавского договора не означало существенного изменения соотношения сил в Европе, (с.124) поскольку СССР и ранее был связан двусторонними союзными договорами с социалистическими странами Европы. Варшавский договор скорее мог использоваться для осуществления военно-политических акций внутри «социалистического содружества» — как это и случилось в отношении Чехословакии в 1968 году.
Что же нам известно о военных планах Варшавского договора? Недавно рассекреченные документы показывают, что военная доктрина Варшавского договора была оборонительной, с точки зрения стратегии, и наступательной, с точки зрения тактики. Военный план ОВД 1964 г. исходил из возможности агрессии НАТО против социалистических стран в Европе. Организация эффективной оборонительной операции призвана была гарантировать успех силам Варшавского договора и их переход в решительное наступление. Планировалось, что через девять дней боевых действий советские войска выйдут к французскому городу Лиону. Предусматривалось, что обе воюющие стороны применят атомное оружие, которым они располагали. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.
Участники Варшавского договора неоднократно выдвигали предложения западным державам заменить противостояние военно-политических группировок в Европе системой коллективной безопасности на континенте.
3. Успешное восстановление экономики к 1950г.
Война принесла стране огромные потери. Прямой экономический ущерб составил треть всего национального богатства. Возрождение экономики началось в годы войны по мере освобождения советской территории от врага. В послевоенные годы продолжалось восстановление экономики и осуществлялась перестройка на мирные нужды. Но одновременно с сокращением выпуска военной продукции старых образцов огромные средства вкладывались в разработку новых видов техники и вооружений. В 1949 г. СССР испытал атомную бомбу, в 1953 г – водородную. Военные расходы поглощали не менее 25 % государственного бюджета. Другим приоритетом развития была тяжелая промышленность. Успехи послевоенной экономики – это успехи военного производства и тяжелой промышленности. За годы четвертой пятилетки (1946–1950) тяжелая промышленность превысила довоенный уровень в 2 раза. Важными источниками развития служили репарации, которые СССР получал после войны, вывоз из Германии оборудования и его установка на советских предприятиях, использование труда военнопленных и миллионов соотечественников в концентрационных лагерях. Экстенсивный характер роста производства, свойственный предвоенным пятилеткам, в послевоенное время сохранялся.
За годы четвертой пятилетки производство потребительских товаров не достигло довоенного уровня, тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве в ходе войны – объем сельскохозяйственного производства составлял лишь 60 % от довоенного уровня.
Засуха 1946 г. нанесла сильный
удар сельскохозяйственному
4. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика
Место и роль военной мощи во внешней политике США официально закреплены в доктрине «национальной безопасности».
Принятая к руководству государственным аппаратом США во второй половине 40-х годов, эта доктрина представляет качественно новое понимание значения военно-силового фактора в обеспечении интересов господствующих классов США на мировой арене. Она не просто устанавливает прямую взаимосвязь военной мощи и внешней политики, но и исходит при этом из примата военных соображений над политическими.
В рамках доктрины «национальной безопасности» довольно четко определяется целевое назначение военной мощи. Эта доктрина, как отмечает ее американский исследователь Д. Ергин, «постулирует взаимосвязь столь многих различных политических, экономических, и военных факторов, что развитие событий на всем земном шаре выглядит как автоматически имеющее непосредственное отношение к коренным интересам США. Доктрина характеризуется экспансионизмом, вынесением субъективно определяемых границ безопасности во все более и более отдаленные районы,тенденцией разрастаться в географическом и проблемном отношениях».
Если доктрина «национальной безопасности» устанавливает особую роль военной силы в качестве постоянно действующего фактора американской внешней политики, то параметры использования силы Соединенными Штатами меняются в зависимости от оценки американскими практиками и теоретиками конкретной международной политической обстановки. На протяжении всего периода после второй мировой войны американский подход к вопросу о применении военной силы во внешнеполитических действиях претерпевал значительную эволюцию. Последняя представляла собой сложный, противоречивый, зигзагообразно развивающийся процесс определения условий и возможностей использования военной силы, поиска оптимальных путей приспособления ее главного компонента — авиационно-атомного, а позднее — ракетно-ядерного стратегического оружия к практическим нуждам внешней политики.
Решающее воздействие на этот процесс оказывал неуклонный рост могущества Советского государства. Утрата Соединенными Штатами ядерной монополии, а затем и превосходства над СССР в области стратегических вооружений, «бессилие силы», столь наглядно проявившееся в провале вьетнамской авантюры американского империализма, явились важными вехами в процессе «переоценки ценностей» Вашингтоном.
5. Германия в период холодной войны
Разделение Германии
на два государства явилось следст
В противоборстве двух систем, которое
разгорелось после победы над общим врагом,
немецкий народ был изначально лишён права
голоса, но позже частично восстановлен
в правах. В качестве возможного пути определения
будущего Германии предполагался референдум.
Впрочем, было очевидно, что плебисцит
в любом случае окажется в условиях сильного
давления на немцев извне. Для сравнения:
в странах Восточной Европы СССР навязывал
народам коммунистические правительства
через выборы, в Италии и Греции США навязывали
антикоммунистические правительства[2,c.6].
6. Германо-американские отношения на современном этапе
Германо-американские отношения в 30-е годы XX века занимают особое место и составляют сердцевину всех мировых противоречий на данном этапе мировой истории. Именно эти отношения в значительной мере определяли судьбу мира или войны. Их развитие стало важным звеном в общей цепи мировых событий, которые привели к развязыванию Второй мировой войны. В течение десятилетий исследователи разных стран в своих работах стремились дать ответы на вопросы о том, как возникла война, почему вроде бы локальный европейский конфликт перерос в мировую глобальную войну, кто и в какой степени несет ответственность за такое развитие событий. Безусловно, ответы на все эти вопросы давались на основе доступных в момент написания документов, а также с учетом политической конъюнктуры. Однако источниковая база исторических исследований постепенно расширяется, становятся доступными для историков еще недавно секретные документы. Это дает новые толчки к осмыслению прошлого.
Вопрос расстановки сил на международной арене между двумя Мировыми войнами с особой остротой проявился в 1933 году, когда в Германии установился фашистский режим. Эта область знаний всегда волновала учёных, что свидетельствует о потребности в изучении данной проблемы. Документы и мемуары того периода времени, положение теоретиков НС ДАЛ по международным отношениям, записки современников - это факты осмысления особенностей германо-американских отношений и роли США в политике и экономике Германии. Естественно, изучение данного аспекта международных отношений не может не отразиться на современном этапе их развития, т.к. разработка связанных с этим явлений и проблем актуальна на протяжении всей последующей истории.
Таким образом, научная
новизна исследования состоит в
том, что в нем: впервые предпринята
попытка комплексного анализа политических,
экономических и военных
1941 гг. на основе германских и американских источниках. Им дана более полная объективная характеристика и оценка;
на базе оригинальных документов МИД Третьего рейха и Государственного департамента США показаны объективные причины развития германо-американских отношений в условиях острых идейных, политических и государственных противоречий, раскрыты целевые установки обеих сторон[4,c.6];
рассмотрена сложность и противоречивость германо-американских отношений, краткосрочность заключаемых соглашений и договоров, определена их значимость и выгода для обоих государств;
на основе результатов исследования сделаны обобщающие выводы о значении экономических отношений Германии и США. В них утверждается: во-первых, что эти отношения в целом не имели прямой военной направленности; во-вторых, осуществляя свой агрессивный курс, нацистская Германия могла использовать американские поставки в военных целях, но они носили ограниченный характер и не могли существенно укрепить ее военный потенциал.
7. Российско –германские отношения на современном этапе.
Среди стран Евросоюза Германия считается одной из
стран, с которыми у России традиционно
складываются наиболее дружественные
и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера немецкие лидеры всегда старались
установить хорошие личные отношения
с президентами России. Нередко Германию
называют адвокатом России в Евросоюзе,
особенно на фоне его пополнения недружественно
настроенными к России странами Центральной
и Восточной Европы. Особое политическое
сближение между обоими государствами
наблюдалось в период правления Герхарда
Шрёдера и Владимира Путина, завязавших крепкую личную
дружбу. В2001 году Владимир Путин произнёс речь
в германском бундестаге на немецком языке, в которой
изложил своё видение сотрудничества
между Россией и Европой в будущем. В том
же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный
форум, проводящий ежегодные встречи представителей
общественности двух стран. В 2003 Россия, Германия и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже
начали писать об «оси Париж—Берлин—Москва».
В 2005 году Путин и Шрёдер договорились
о строительстве Североевропейско