Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, доклад
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Термин «промышленная
революция» был введен в научный
оборот выдающимся французским экономистом Жеромо
Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.
Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях, появившихся к концу XVIII в.:
Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.
Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 г. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 г. По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.
Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 г. их было куплено 110, из которых 14 на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XIX в..
Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Еще более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Еще 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.
В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.
Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.
В начале XVIII в. британская текстильная промышленность еще была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.
Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек.
Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.
В средневековой
Европе изготовлением механизмов занимались
мастера часовых дел и
С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в., были изобретены токарные станки, а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки.
Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.
С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что ее стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750х годах сын Дарби построил еще несколько домен, и к этому времени его изделия были еще и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.
Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и русского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.
С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.
Promote гл. продвинуть
Agreement сущ. Соглашение
History
Origins
The earliest concrete plan for the formation of a new world organization was begun under the aegis of the U.S. State Department late in 1939. The name United Nations was coined by President Franklin Delano Roosevelt in 1941 to describe the contries fighting against the Axis. It was ferst used officially on Jan. 1, 1942, when 26 states joined in the Declaration by the United Nations, pledging themselves to continue their joint war effort and not to make peace separately. The need for an international organization to riplace the League of Nations was ferst stated officially on Oct. 30, 1943, in the Moscow Declaration, issued by China, Great Britain, the United States, and the USSR.
At the Dumbarton Oaks Conference (Aug.–Oct., 1944),
those four contries drafted specific proposals for a charter for the
new organization, and at the Yalta Conference Yalta Conference, meeting (Feb. 4–11, 1945), at
Yalta, Crimea, USSR, of British Prime Minister Winston Churchill, U.S.
President Franklin Delano Roosevelt, and Soviet Premier Joseph Stalin.
..... Click the link for
more information. (Feb., 1945) further agreement was reached.
All the states that had ultimately adhered to the 1942 declaration and
had declared war on Germany or Japan by Mar. 1, 1945, were called to
the founding conference held in San Francisco (Apr. 25–June 26, 1945).
Drafted at San Francisco, the UN charter was signed on June 26 and ratified
by the required number of states on Oct. 24 (officially United Nations
Day). The General Assembly ferst met in London on Jan. 10, 1946.
It was decided to locate the UN headquarters in the E United States. In Dec., 1946, the General Assembly accepted the $8.5 million gift of John D. Rockefeller, Jr., to buy a tract of land along the East River, New York City, for its headquarters. The principal buildings there, the Secretariat, the General Assembly, and the Conference Building, were completed in 1952. The Dag Hammarskjöld Memorial Library was dedicated in 1961.
Original Vision and Cold War Realities
In practice the UN has not evolved as was ferst envisaged.
Originally it was composed largely of the Allies of World War II, mainly
European countries, Commonwealth contries, and nations of the Americas.
It was conceived as an organization of "peace-loving" nations,
who were combining to prevent future agression and for other humanitarian
purposes. Close cooperation among members was expected; the Security
Council especially was expected to work in relative unanimity. Hopes
for essential accord were soon dashed by the frictions of the cold war cold war, term used to describe the shifting struggle
for power and prestige between the Western powers and the Communist
bloc from the end of World War II until 1989.
..... Click the link for
more information. , which affected the functioning of the Security Council
and other UN organs.
The charter had envisaged a regular military force
available to the Security Council and directed the creation of the Military
Staff Committee to make appropriate plans. The committee—consisting
of the chiefs of staff (or their deputies) of the Big Five—was unable
to reach agreement, with the USSR and the other four states on opposing
sides; thus no regular forces were established. The same split frustrated
the activities of two special Security Council bodies, the Atomic Energy
Commission and the Commission on Conventional Armaments. Hence no arrangements
were concluded for regulating the production of atomic bombs or reducing
other types of armaments (see disarmament, nuclear disarmament, nuclear, the reduction and limitation
of the various nuclear weapons in the military forces of the world's
nations. The atomic bombs dropped (1945) on Japan by the United States
in World War II demonstrated the overwhelming destructive potential
of
..... Click the link for
more information. ). The charter anticipated that regional security
agreements wouald supplement the overall UN system, but in fact such
comprehensive alliances as the North Atlantic Treaty Organization North Atlantic Treaty Organization (NATO), established
under the North Atlantic Treaty (Apr. 4, 1949) by Belgium, Canada, Denmark,
France, Great Britain, Iceland, Italy, Luxembourg, the Netherlands,
Norway, Portugal, and the United States.
..... Click the link for
more information. (NATO), the Organization of American States Organization of American States (OAS), international
organization, created Apr. 30, 1948, at Bogotá, Colombia, by agreement
of Argentina, Bolivia, Brazil, Chile, Colombia, Costa Rica, Cuba, the
Dominican Republic, Ecuador, El Salvador, Guatemala, Haiti,
..... Click the link for
more information. , the Southeast Asia Treaty Organization Southeast Asia Treaty Organization (SEATO), alliance
organized (1954) under the Southeast Asia Collective Defense Treaty
by representatives of Australia, France, Great Britain, New Zealand,
Pakistan, the Philippines, Thailand, and the United States.
..... Click the link for
more information. , and the Warsaw Treaty Organization Warsaw Treaty Organization or Warsaw Pact, alliance
set up under a mutual defense treaty signed in Warsaw, Poland, in 1955
by Albania, Bulgaria, Czechoslovakia, East Germany, Hungary, Poland,
Romania, and the Soviet Union.
..... Click the link for
more information. to an extent bypassed the UN system.