Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:46, реферат
Промышленный переворот — это система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от мануфактуры к фабрике (заводу). Его основной причиной был научно-технический прогресс в XVII-XVIII вв. Главное содержание промышленного переворота - капиталистическая индустриализация.
Началом промышленного переворота явилось изобретение и внедрение в производство рабочих машин (например, паровой двигатель Д. Уатта, 1782г.). Завершается промышленный переворот развитием машинного производства (производство машин машинами).
В первой половине XIX в. выработка на одного рабочего на ткацких фабриках увеличилась в 4 раза, а количество переработанного хлопка возросло более чем в 50 раз и составило в 1859г. около 3 млн. пудов. В 1860г. в хлопчатобумажной промышленности было занято 152 тыс. рабочих.
Технический
переворот успешно проходил в. сахарной
промышленности. Наряду с помещичьими
предприятиями возникали
В полотняной
отрасли промышленный переворот
начинался в 40-е гг. В 1854г. механические
фабрики с паровыми и водяными
двигателями давали уже свыше 40 %
всей продукции. В суконной промышленности
техническая перестройка
Одним из показателей промышленного переворота было становление возникновение отечественного машиностроения. Как правило, заводы возникли на основе старых механических мастерских при металлургических заводах. Центром русского машиностроения и металлообработки в XIX в. стал Петербург, где на базе литейных заводов возникли первые машиностроительные предприятия - завод Берда и Александровский казенный завод. На заводе Берда в 1815г. был построен первый в Российской империи пароход, а позднее — налажено производство паровых машин и пароходов. Александровский казенный завод производил паровые машины, промышленное оборудование, пароходы, паровозы, вагоны. В Петербурге возникли также Невский машиностроительный завод, завод Нобеля и др. В 30—50-е гг. XIX в. машиностроительные заводы возникали в Москве, Риге, Екатеринбурге и других городах. В 1849г. для строительства волжских судов был основан Сормовский завод. Всего в 1860г. в Российской империи имелось около 100 машиностроительных заводов. В 50-е гг. XIX в. производство машин возросло в 16 раз и лишь немногим уступало импорту. Механизация производства сопровождалась переходом от водяного двигателя к паровой машине. В 30—50-е гг. XIX в. мощность паровых двигателей в промышленности увеличилось в 7 раз л составила свыше 15 тыс. л. с.
Вместе с
тем промышленность, в которой
по-прежнему использовался крепостной
труд, переживала упадок, но продолжала
существовать благодаря поддержке
царизма. Однако в тех отраслях, где
она конкурировала с
На вотчинных предприятиях было невозможно широкое применение новой техники. Работа на вотчинной «фабрике» оставалась для крестьян худшим видом барщины и вызывала все большее сопротивление. Еще больший упадок переживали посессионные мануфактуры.
Кризис крепостной промышленности наиболее ярко проявился в уральской металлургии. Вплоть до реформы 1861г. в русской металлургии господствовали старая техника и крепостной труд. О % рабочих горнозаводской промышленности составляли крепостные и посессионные рабочие, что тормозило применение новой техники и технологий. Следствием этого явилось отставание русской металлургии. Так, за период 1800-1860 гг. выплавка чугуна в Российской империи выросла всего в 2 раза, тогда как в Англии — в 24 раза. Российский экспорт металла накануне реформы составлял всего лишь 856 тыс. пудов в год, тогда как в 1782г. — 3,8 млн. пудов: в 40-е гг. XVIII в. Россия выплавляла чугуна в 2,5 раза больше, чем Англия.
Техническая
отсталость крепостной металлургии
усугублялась ее монопольным положением
на внутреннем рынке. До 1850г. на чугун
и железо существовали запретительные
таможенные тарифы, вследствие чего внутренний
рынок был целиком в
Крепостной
строй задерживал темпы технической
революции, тормозил формирование кадров
наемных рабочих и развитие внутреннего
рынка. В промышленном отношении
Российская империя отставала от
капиталистических стран
На территории Беларуси, которая входила в составе Российской империи, первые шаги к промышленному перевороту были сделаны в 20-е гг. XIX в. лидерами технического прогресса стали отдельные предприятия текстильной и пищевой промышленности. Так, в начале 20-х гг. впервые в Беларуси на Хомской и Косовской суконных фабриках (Кобринский уезд) были установлены паровые двигатели. В 1824г. на р. Сож прошло испытание парохода, построенного английским механиком А. Смитом по распоряжению графа Н.П. Румянцева.
Однако фабрично-заводская промышленность в Беларуси развивалась медленными темпами. В 1845г. здесь насчитывалось 9, в 1850г. - 13, в 1860г. - 30 фабрик. В 1860г. предприятия фабричного типа давали всего 9 % промышленной продукции, остальное производство приходилось на мелкие предприятия и мануфактуры, где по-прежнему господствовал ручной труд и рутинная техника. Завершение промышленного переворота в Беларуси приходится на 90г. XIX в., т. е. уже после отмены крепостного права.
Информация о работе Промышленный переворот в Европе и США. Становление индустриального капитализма