Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 18:37, контрольная работа
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.
Введение ……………………………………………...3
I.Реформы второй половины XVIII в. …………….. 4
II.Внешняя политика Екатерины …………………...15
III.Крестьянская война 1773 – 1775 гг. ………………20
IV.Культура России середины – второй половины XVIII. …………………………………………………. 22
Заключение …………………………………………..25
Список использованной литературы …………….26
Город по реформе 1775г.
стал самостоятельной
Такова была
система местных учреждений
В итоге всех этих
преобразований окрепла самодержавная
власть абсолютного монарха, окрепла
и диктатура дворянства на местах,
создана была прочная полицейско-
Пик политики просвещенного абсолютизма пришелся на 80-е годы XVIII столетия, когда были обнародованы и воплощены в жизнь многие важнейшие законодательные акты. Строго говоря, принципиального различия между внутренней политикой Екатерины в 60-х и 80-х годах не было: она оставалась дворянской, крепостнической и в то же время предполагала совершенствование человеческой натуры и смягчение нравов. Различия между двумя периодами носили скорее количественный, нежели качественный характер: позднейшие акции императрицы на ниве просвещения оказались более масштабными.
Первым в ряду
важнейших законодательных
Наиболее рельефно просветительские устремления императрицы отразились в специальном разделе «Правила добронравия». Она полагала, что всякий подданный может достичь совершенства, беспрекословно исполняя заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего сам терпеть не можешь»; «на зло отвечать добром; если сотворил обиду, то по возможности удовлетвори обиженного; помогай в беде; «веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего... с пути сошедшему указывай путь». Устанавливая нормы поведения в храме, Устав не упоминал о жестоком наказании, но предписывал входить в церковь «с благоговением и вести себя в церкви и во время хода с крестами благочинно». По сравнению с Соборным уложением 1649 года Устав был выдержан в традициях веротерпимости.
Основой семейной
жизни подданных Екатерина
Устав благочиния был рассчитан на подданных из числа горожан. Для выполнения предписанных им норм создавались специальные учреждения, главным из которых была Управа благочиния под председательством городничего. На попечении управы находились благоустройство города и спокойствие горожан. Не предусмотренные указами новации преследовались. Управа рассматривала мелкие уголовные преступления и иски на сумму не свыше двадцати рублей. Если дело не решалось полюбовно, оно передавалось в обычный суд. Исполнителями решений управы выступали квартальные надзиратели, а в городах, разделенных на две и более частей, — частные приставы.
В один и тот же день, 21 апреля 17&5 года (день ее рождения), императрица обнародовала две жалованные грамоты, которым была уготована долгая жизнь. Документ с пышным названием Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства сводил воедино дарованные ранее дворянские привилегии и добавлял к ним новые. Грамота вобрала в себя основные положения Манифеста о вольности дворянской (1762), Учреждений о губерниях (1775), Манифеста 1782 года, предоставлявшего дворянам право собственности на недра, воды и леса.
Новшества грамоты начинались уже с ее названия. Отныне дворянство следовало именовать не иначе, как «благородным». Дворянам было даровано право раз в три года, собираться на губернские съезды, в ходе которых они выбирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Губернским собраниям дозволялось подавать прошения на имя наместника, Сената и императрицы. Дворянское общество могло исключить из своей среды лиц, опороченных судом или дискредитировавших себя в личной жизни. Только суд мог лишить дворянина дворянского достоинства, чести, жизни, имения. Решение суда о казни дворянина должно было быть подтверждено Сенатом и конфирмовано императрицей. Грамота впервые в русской истории устанавливала принцип: «телесное наказание да не коснется благородного». От этих наказаний освобождались и дворяне, служившие в армии рядовыми.
Грамота предписывала составлять в каждом наместничестве дворянскую родословную книгу, что явилось завуалированной формой чистки «благородного сословия». Она обязывала предоставить доказательства принадлежности к дворянскому роду. Доказательств, конечно, появилось великое множество, ибо канцелярской мелкоте ничего не стоило за мзду сочинить пышную родословную. Екатерина не прислушалась к мнению аристократов, озвученному князем М.М.Щербатовым, который домогался отмены петровской Табели о рангах и исключения из числа дворян лиц, получивших дворянское звание на ее основании.
Вторая грамота — Грамота на права и выгоды городам Российской империи, ставила на первое место интересы не городских обывателей, а населенных пунктов и призвана была объяснить выгоды, «от устроения городов происходящие». Подтверждая предшествующие привилегии горожан (в редких случаях совпадавшие с дворянскими), грамота предусматривала ведение в каждом городе городовой обывательской книги. В зависимости от размера имущества горожане делились на шесть разрядов. Привилегированную группу составляли так называемые именитые граждане (купцы с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры, ворочавшие не менее 100 тыс. руб., а также городская интеллигенция — архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). Они освобождались от телесных наказаний и в третьем поколении могли возбуждать ходатайство о присвоении дворянства.
Большие привилегии получало также гильдейское купечество. Купцы первых двух гильдий (капитал от 5 до 50 тыс. руб.) освобождались от телесных наказаний и казенных служб (продажа вина, соли). В Уложенной комиссии депутаты от городов домогались дворянского права носить шпагу. Екатерина отказала им, но ввела градацию по средствам передвижения. Купец первой гильдии ездил в карете, запряженной парой лошадей; купец второй гильдии тоже мог запрягать пару, но ездил в коляске; в коляске же, но с одной лошадью восседал купец третьей гильдии. Подробно говорилось в Грамоте городам о цеховом устройстве и отношениях между мастерами, подмастерьями и учениками, которые должны были строиться на основе «домашней тишины и согласия».
Последней значительной мерой политики просвещенного абсолютизма стал обнародованный в августе 1786 года «Устав о народных училищах». От первой до последней строки этот документ был подчинен основе основ просветительской идеологии — вере в то, что за внедрением просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям. В 1782 г. Екатерина заявила своему секретарю А. В. Храповицкому: «... сколь скоро заведутся народные школы, то невежество истребится само собою, тут насилия не надобно». В другом письме она восклицала: «Никогда не удивят меня образованностью народов; но когда (они) будут образованны?».
Устав о народных училищах предусматривал создание главных народных училищ по одному в каждом губернском городе, а также малых — в городах губернских и уездных. Срок обучения в первых — четыре года, во вторых — два. В каждый класс малого народного училища определялся один учитель, в главном их должно было быть шесть. Учащимися могли стать представители всех сословий, в том числе дети дворовых. Первые два года обучали чтению, письму и «христианскому добронравию». Со второго класса учили рисованию. В третьем и четвертом классах вводились новые предметы; всеобщая история, география, землеописание Российского государства, основы физики, механики геометрии, естественной истории и латыни.
Народные училища торжественно открылись 22 сентября 1786 г. в 25 российских губерниях. Через несколько лет первая же проверка выявила убогое состояние новооткрытых учебных заведений. Родители неохотно отдавали своих чад в школьные классы. По распоряжению тамбовского губернатора Гаврилы Романовича Державина, например, полиция в городах отлавливала детей школьного возраста на улицах и принудительно волокла в училища. Тем не менее, результат оказался впечатляющим (если учесть, что дело начиналось фактически с нуля): к концу XVIII в. в 45 губерниях России работало 49 главных и 239 малых училищ с 22220 учениками и 760 учителями.
Казалось бы, логика
требовала и издания «
Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление церковных и монастырских земель (так называемая секуляризация). Буржуазные революции в XVII-XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, действий и высказываний. К тому же, в России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема увеличения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Так Екатерина II завершила начатое ещё Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 года монастырские и церковные владения с населявшими их крестьянами передавались в ведомство Коллегии экономики. Это лишило духовенство экономической базы, монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Ещё один важный результат проявился в облегчении положения крестьян, ранее принадлежащих духовным помещикам. В целом, церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило её влияние на общество.
II. Внешняя политика Екатерины
Внешняя политика Екатерины II, по словам Ключевского — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство.
Перед российским внешнеполитическим ведомством стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. В реальной жизни все внешнеполитические цели и задачи теснейшим образом переплелись. У истоков внешней политики екатерининского правительства стоял граф Н.И.Панин, Стремясь противодействовать враждебной политике Франции, он решил сконструировать так называемый «Северный аккорд» — союз государств, находившихся на севере Европы — Дании, Пруссии, Польши и Швеции, при участии Англии. Из этого проекта, или возможно, из агрессивной политики Турции и родилась русско-турецкая война, начавшаяся в 1768 г. В этой войне поочередно, полководец П.А.Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770 г., А.В. Суворов при Козлужджу, а 5 июля 1770 г. русский флот под командованием адмирала И.А.Спиридова разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса, в бухте Чесме. Однако политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России, заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кучук-Кайнарджи 10 июля 1774 г. По этому договору Россия получила от Турции огромную территорию от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра, до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского моря — крепость Керчь, Еникале. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. руб. контрибуции.
В 1763 г. умер польский
король Август III, посаженный на престол
еще Анной Иоанновной. Между магнатскими
группировками началась ожесточенная
борьба за власть. Страна раздиралась
внутренними противоречиями. Власть
осуществлял сейм. Делегаты от местных
сеймиков имели на нем право «либерум
вето», т.е. каждый депутат мог опротестовать
любое решение собрания. Очень острыми
были в стране и национальные противоречия.
Входившие в ее состав народы Украины
и Белоруссии находились под жестоким
социально-экономическим и национальным
гнетом польской шляхты.
После борьбы между магнатскими группировками
Потоцких и Чарторыйских победили последние
— сторонники пропрусской ориентации.
На престол был посажен их родственник,
давний знакомый Екатерины Станислав
Понятовский. Его правительство постаралось
провести в разваливавшейся стране ряд
реформ, однако эти попытки вызвали ожесточенное
сопротивление со стороны других группировок
шляхетства. Было использовано право конфедерации,
то есть создания вооруженной оппозиции.
Сторонники реформ в г. Баре (на Украине)
создали свою конфедерацию.