Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:55, реферат
Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении - дело разумного, понимающего границы своей власти монарха.
Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенного", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия - часть Европы и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 5
1.1 Содержание и задачи политики «просвещённого абсолютизма» 5
1.2 Предпосылки возникновения «просвещённого абсолютизма» в России 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» В РОССИИ 8
2.1 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 8
2.2 Итоги проведения политики «просвещённого абсолютизма» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
ИНСТИТУТ ХОЛОДА И БИОТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Реферат на тему:
«Просвещённый абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия
Выполнила:
студентка I курса ЭиЭМ
группы № и1502
Козак М.А.
Преподаватель: доцент Шкиро П.И.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 5
1.1 Содержание и задачи политики «просвещённого абсолютизма» 5
1.2 Предпосылки возникновения «просвещённого абсолютизма» в России 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» В РОССИИ 8
2.1 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 8
2.2 Итоги проведения
политики «просвещённого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
В отличие от многих других государей,
в разное время занимавших российский
трон, Екатерина взошла на него, имея не
только ясное представление о принципах,
по которым она будет править, но и вполне
определенную политическую программу.
В основе ее лежали прежде всего идеи,
почерпнутые из книг просветителей второй
половины XVIII в. Монтескье,
Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к
эволюционной, без бурь и потрясений, смене
общественно-экономических отношений.
Ключевым термином в их представлениях
об идеальном устройстве государства
было слово «закон».
Новые законы должны были регулировать
все сферы жизни, и в результате государство
становилось правовым - «законной монархией»,
где все свершается по букве писанного
закона. Законом и только им должна ограничиваться
и свобода граждан. Последние наделены
особыми правами, обязанностями и привилегиями,
в зависимости от принадлежности к тому
или иному сословию.
Причем привилегии - это неотъемлемое
свойство всякого сословия, занимающего
в государстве свое, отведенное ему место.
Государство, его правители и
граждане должны быть связаны системой
взаимных обязательств, неукоснительно
соблюдать которые их долг. Так
монарх
- отнюдь не самовластен над законом, и
если он хочет быть слугой государства,
то должен и сам повиноваться законам
своей страны. Так обеспечивается стабильность
государства, его процветание, «общее
благо».
Следить же за тем, чтобы законы не нарушались
и с их помощью регулировать, регламентировать
жизнь населения - одна из функций государства,
осуществляемая при помощи аппарата управления.
В нем, в свою очередь, как заметил еще
Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна
функция государства - забота о воспитании
подданных в духе законности, точного
исполнения гражданских прав и обязанностей.
Закон только тогда истинен и
хорош, когда в нем выражены интересы
общества и подлинные правовые основы
его жизни, когда он не противоречит
естественным правам людей. А государственная
забота о его исполнении - дело разумного,
понимающего границы своей
Такова была государственная идея нового,
правового, или "просвещенного", абсолютизма,
прижившегося в России во времена правления
Екатерины II. В том, что эта теория применима
к России, императрица не сомневалась,
ибо была убеждена, что Россия - часть Европы
и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.
Теория «просвещённого абсолютизма»,
родоначальником которой
В России политика "просвещенного абсолютизма" порождалась целым комплексом факторов:
- стремлением верховной власти
привести существующие систему
управления, уровень социально-
- остротой социальных
- необходимостью принятия таких
мер, которые бы смягчали
- притязаниями России на
Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства) приводила к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила поверхностный и крайне противоречивый характер, сочеталась с реакционными мероприятиями правительства.
В отечественной историографии существует направление, сводящее политику "просвещенного абсолютизма" к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России сводились к:
- укреплению самодержавия за
счет модернизации и
- расширению прав и свобод
русского дворянства в целях
его превращения в подлинно
привилегированное и
- проведению мер, направленных,
с одной стороны, на усиление
власти помещиков над своими
крестьянами, а с другой - призванных
смягчить социальную
- созданию условий для
- распространению знаний, развитию европейских форм культуры и образования в стране;
-повышению авторитета России за границей, укреплению ее международного положения.
В России реализация политики просвещённого абсолютизма, начатая Феофаном Прокоповичем, не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с оставшимся в силе разделением общества на "просвещенных дворян" и "непросвещенных крестьян" усилило социальные противоречия и негативно повлияло на монархический строй. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало усиление крепостного права и формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
В России политика "просвещенного абсолютизма" связана с именем Екатерины II (1762-1796).
Самым крупным мероприятием "просвещенного абсолютизма" должна была стать работа Комиссии по подготовке нового кодекса законов (Уложения), созванной в 1767 г. Екатерина обратилась к Комиссии с "Наказом", в котором изложила программу своего царствования. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи прав человека и общего блага; объявлялось, что задача государства не отнять у людей их вольности, а направить их деятельность к получению наибольшего добра.
Вместе с тем в "Наказе"
обосновывалась неограниченная монархия,
как единственно возможная в
России власть. Однако монархия не должна
вырождаться в деспотизм, для
чего императрица предлагала утвердить
в стране принцип строгой законности
и установить равенство всех перед
законом. Законы, писала она, должны основываться
на разуме и соответствовать "вольности"
граждан. "Наказ" намечал также
направление экономической
Автор "Наказа" принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит "естественному закону", но требование освобождения не выдвигалось. Говорилось, что закон обязан ограждать крестьян от злоупотреблений помещиков.
Таким образом, программа Екатерины II оказывалась внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.
Уложенная комиссия не создала нового кодекса законов, увязнув в спорах по крестьянскому вопросу. Уже в 1768 г. она была распущена, но принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе", нашли воплощение в законодательной деятельности Екатерины:
Вместе с тем в Законе присутствовали и идеи Просвещения. Им был сделан крупный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Была учреждена система выборных сословных судов: особые судебные учреждения для дворян, горожан, государственных крестьян. Созданы "совестные суды" из представителей трех сословий, выполнявшие примирительные функции.
Влияние идей Просвещения проявилось также в создании губернского Приказа общественного призрения, состоявшего из выборных представителей трех сословий и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, сиротских домов и т.п.;
Жалованная грамота дворянству подтверждала все прежние привилегии дворян и придавала им статус закона. Главные из них - право владеть землей на правах частной собственности и свобода в выборе занятий. Дворяне получили право местного самоуправления: выбора уездных и губернских предводителей дворянства, право дворянского общества иметь собственную казну. Местные дворянские общества избирали и состав уездной администрации. Все эти меры завершили оформление сословного устоя в России.
Екатерина приступила к разработке жалованной грамоты и государственным крестьянам. Однако не завершила работу, т.к. французская революция изменила ее отношение к идеям Просвещения. Она пришла к выводу, что они ведут только к разрушению и безумию.
Таким образом, политика "просвещенного абсолютизма" не разрешила всех тех вопросов, которые ставило общество и время. Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась также зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства. Но отдельные мероприятия этой политики были прогрессивными и выгодными для всей нации.
Информация о работе «Просвещённый абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия