Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:55, реферат
Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении - дело разумного, понимающего границы своей власти монарха.
Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенного", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия - часть Европы и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» 5
1.1 Содержание и задачи политики «просвещённого абсолютизма» 5
1.2 Предпосылки возникновения «просвещённого абсолютизма» в России 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» В РОССИИ 8
2.1 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 8
2.2 Итоги проведения политики «просвещённого абсолютизма» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Конечно, эти преобразования
имели ограниченный характер. Самодержавный
принцип управления, крепостное право,
сословный строй оставались незыблемыми.
Крестьянская война Пугачева (1773—1775),
взятие Бастилии (1789) и казнь короля
Людовика XVI (1793) не способствовали углублению
реформ. Они шли с перерывами,
в 90-е гг. и вовсе прекратились.
Преследования А. Н. Радищева (1790), арест
Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами.
Они свидетельствуют о
И тем не менее именно в эту эпоху появилось
Вольное экономическое общество (1765), работали
вольные типографии, шла горячая журнальная
полемика, в которой лично участвовала
императрица, были основаны Эрмитаж (1764)
и Публичная библиотека в Петербурге (1795),
Смольный институт благородных девиц
(1764) и педагогические училища в обеих
столицах. Историки говорят и о том, что
усилиями Екатерины II, направленными на
поощрение социальной активности сословий,
прежде всего дворянства, заложены основы
гражданского общества в России.
За годы правления Екатерины
II были осуществлены серьезные преобразования
(носившие созидательный, а не разрушительный
характер), коснувшиеся всех сторон
жизни государства и имевшие
долговременное значение.
Эпоха Екатерины была эпохой формирования
национального сознания, складывания
в обществе понятий чести и достоинства,
духовного и культурного роста русского
общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина
II искренне увлекалась идеями французских
просветителей, но после французской революции
завершилось заимствование ею идей европейского
Просвещения. Узнав о штурме Бастилии,
Екатерина приказала вынести бюст Вольтера
из своего кабинета (от Дидро она отреклась
еще в 1785 г, а Руссо не признавала
уже с середины 60-х годов). После казни
Людовика XVI Екатерина II порвала всякие
отношения с революционной Францией. Дворцовое
просветительство пришло к своему естественному
и закономерному завершению. Императрица
окончательно утвердилась во взгляде
на совершенную неприменимость и особую
вредность просветительских моделей для
абсолютистской России. Несомненно, что
на перемену взглядов Екатерины II повлияла
и крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева (1773—1775 гг) — самое крупное
стихийное восстание крестьян в истории
России.
Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить
свою программу. По сути, она была истинной
заложницей дворянства, интересы которого
она должна была выражать, она стала гонительницей
тех самых истинных представителей русской
просветительской мысли второй половины
XVIII в. идеи которых о необходимости подлинного
изменения феодально-крепостнической
системы одобряла. Таков был резкий контраст
между либеральным началом и охранительно-консервативным
концом правления Екатерины II.
Тем не менее, многие мероприятия екатерининского
правительства (а порой с инициативой
самой императрицы) несут на себе печать
просвещенного абсолютизма. Его наиболее
яркими проявлениями были секуляризация
церковных земель, «Наказ», Уложенная
комиссия, реформирование местного управления,
отмена монополий в торговле и промышленности,
жалованные грамоты дворянству и городам
и др. Практическим выражением просвещенного
абсолютизма была система воспитательно-образцовых
учреждений в стране.
Информация о работе «Просвещённый абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия