Просвященный абсолютизм Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование имело и светлые и тёмные стороны, которые оказали огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность политики «просвещенного абсолютизма»……….......………...5
2. Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерина II……....7
3. Реформы Екатерины Великой ……………………………….……………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

 

Секуляризационная реформа

 

 Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената

 

 15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины II «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

 

Городская реформа

 

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов  Российской империи», которая была выпущена Екатериной II в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно:  настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

 

Полицейская реформа

 

В 1782 году императрицей Екатериной II был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры  и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

 

Создание в городах  народных училищ положили начало государственной  системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные  училища в губернских городах  и малые - в уездных. Содержались  эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли  люди всех сословий. Школьная реформа  была проведена в 1782 году, а ранее  в 1764 году было открыто училище при  Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная  реформа

 

В царствование Екатерины  II были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный  принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест  Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных  противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правление Екатерины II, таким образом, можно условно разделить на два этапа, имевших различную социально - правовую направленность. В течение первого периода продворянская политика была прикрыта идеями просвещенного абсолютизма, декларировалась необходимость создания справедливых законов, равных для всех подданных. Этот период окончился после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Второй период представлял собой эпоху открытой дворянской реакции. В это время дворяне приобретают чрезвычайно широкие права, а крепостное право достигает своего апогея.

Значение эпохи Екатерины  II чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше. Способность Екатерины подводить итог, доводить до полного разрешения исторические вопросы , заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности  многих ее реформ, она все равно  остается одной из ярчайших личностей  русской истории, принесших в  русскую культуру и жизнь.

Моё личное мнение, что эпоха  просвещенного абсолютизма открыла  глаза многим властным людям того времени и научила их смотреть на положение вещей должным образом. Возможно, отголоски той эпохи  присутствуют и нынешнее время.  

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов.  2-е издание - М.: НОРМА – ИНФРА., 2000
  2. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 2007
  3. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 2005
  4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до Александра II” М.,2006
  5. Каменский А.Б. “Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”, М., 2005
  6. Платонов С.Ф. “Лекции по русской истории” М.,2007

 

 


Информация о работе Просвященный абсолютизм Екатерины II