Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 22:48, курсовая работа
Краткое описание
Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.
Содержание
1 Предыстория 2 Причины распада 3 Ход событий 3.1 Общий кризис 3.2 Движения в республиках за выход из состава СССР и «парад суверенитетов» 3.2.1 Процесс отделения Прибалтики 3.2.1.1 Литва 3.2.1.2 Эстония 3.2.1.3 Латвия 3.2.2 Процесс отделения Грузии 3.2.3 Процесс отделения Азербайджана 3.2.4 Процесс отделения Молдавии 3.2.5 Провозглашение независимости Украины 3.2.6 Декларация о суверенитете РСФСР 3.2.6.1 Парад суверенитетов в автономных республиках и областях РСФСР 3.2.6.2 Попытка отделения Татарстана 3.2.6.3 «Чеченская революция» 3.2.7 Процесс отделения Беларуси 3.3 Референдум 1991 года о сохранении СССР в обновлённом виде 3.4 Проект нового Союзного договора 3.5 Роль органов власти РСФСР в распаде Советского Союза 3.6 ГКЧП и его последствия 3.7 Провозглашение независимости республиками СССР 3.7.1 Союзные республики 3.7.2 АССР и АО 3.8 Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ 3.9 Завершение распада и ликвидация властных структур СССР 4 Последствия в краткосрочной перспективе 4.1 Преобразования в России 4.2 Межнациональные конфликты 4.3 Распад рублёвой зоны 4.4 Распад единых Вооружённых Сил 4.4.1 Российская Федерация 4.4.2 Прибалтика 4.4.3 Украина 4.4.4 Белоруссия 4.4.5 Закавказье 4.4.6 Средняя Азия и Казахстан 4.5 Раздел Черноморского флота 4.6 Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана 4.7 Статус космодрома Байконур 4.8 Отмена единого советского гражданства 4.9 Установление визового режима 4.10 Статус Калининграда 4.11 Статус Крыма 4.12 Делимитация границ между бывшими советскими республиками 5 Распад СССР с точки зрения права 5.1 Законодательство СССР 5.2 Международное право 5.3 Россия 6 Оценки 7 Отказ от признания распада СССР 8 См. также 9 Ссылки 10 Литература
С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый
флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого
был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского
флота.
Несколько лет флот сохранял
неопределённый статус и служил источником
трений между двумя государствами. Статус
бывшего Черноморского флота СССР был
урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией
и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского
Черноморского флота был поднят историческийАндреевский флаг.
См. также: Черноморский флот ВМФ России и Военно-морской флот Украины
Безъядерный статус Украины,
Белоруссии и Казахстана
В результате распада СССР число
ядерных держав увеличилось, так как на
момент подписания Беловежских соглашений
советское ядерное оружие дислоцировалось
на территории четырёх союзных республик:
России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические
усилия России и Соединённых Штатов Америки
привели к тому, что Украина, Белоруссия
и Казахстан отказались от статуса ядерных
держав, и передали России весь военный
атомный потенциал, оказавшийся на их
территории.
24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины.
14 января 1992 года подписано трёхстороннее
соглашение России, Соединённых Штатов
и Украины. Все атомные заряды демонтируются
и вывозятся в Россию, стратегические
бомбардировщики и шахты для запуска ракет
уничтожаются на деньги США[124]. Взамен Соединённые Штаты
и Россия дают гарантии независимости
и территориальной целостности Украины.
5 декабря 1994 в Будапеште был
подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания
обязались воздержаться от использования
силы, экономического принуждения и созвать Совет Безопасности ООН для принятия необходимых мер
в случае если возникает угроза агрессии
по отношению к Украине.
В Белоруссии безъядерный статус
закреплён в Декларации о независимости
и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия
дают гарантии независимости и территориальной
целостности.
Казахстан в течение 1992—1994
года передаёт России до 1150 единиц стратегических
ядерных вооружений.
Статус космодрома Байконур
Расположенный на территории
Республики Казахстан крупнейший советский
космодром Байконур с распадом СССР оказывается
в критическом положении в связи с сокращением
финансирования. Статус космодрома урегулирован
в 1994 году с заключением с казахстанской
стороной договора о долгосрочной аренде.
Отмена единого советского
гражданства
Распад СССР повлёк за собой
введение новыми независимыми государствами
своего гражданства и замену советских паспортов
на национальные. В России заменасоветских паспортов окончилась только в 2004 году,
в непризнанной Приднестровской Молдавской
Республике они сохраняют хождение по
сей день.
Гражданство России (на тот
момент — гражданство РСФСР) введено Законом
«О гражданстве Российской Федерации»
от 28 ноября 1991 года, который вступил в
силу с момента опубликования 6 февраля
1992 года. В соответствии с ним, гражданство
Российской Федерации предоставлено всем
гражданам СССР, постоянно проживающим
на территории РСФСР на день вступления
в силу закона, если в течение года после
этого они не заявят об отказе от гражданства.
9 декабря 1992 года вышло постановление
правительства РСФСР № 950 «О временных
документах, удостоверяющих гражданство
Российской Федерации»[125]. В соответствии с этими нормативными
актами населению были выданы вкладыши
в советские паспорта о российском гражданстве.
В 2002 году вступил в силу новый
Закон «О гражданстве Российской Федерации»,
устанавливающий гражданство в соответствии
с этими вкладышами. В 2004 году, как отмечалось
выше, проводилась замена советских паспортов
на российские.
Установление визового режима
Из республик бывшего СССР Россия
по состоянию на 2007 сохранялся безвизовый
режим со следующими:
Армения,
Азербайджан (пребывание до
90 дней),
Белоруссия,
Казахстан,
Киргизия (пребывание до 90 дней),
Молдавия (пребывание до 90 дней),
Таджикистан (с таджикской визой),
Узбекистан (с узбекской визой),
Украина (пребывание до 90 дней).
Таким образом, визовый режим
существует с Эстонией, Латвией, Литвой, Грузией и Туркменией.
Статус Калининграда
С распадом СССР территория Калининградской области, включённая в состав СССР после
Второй мировой войны и на 1991 год административно
входившая в состав РСФСР, вошла также
в состав современной Российской Федерации.
Вместе с тем она оказалась отрезана от
остальных областей РФ литовской и белорусской
территорией.
В начале 2000-х годов, в связи
с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз,
а затем — в Шенгенскую зону, статус транзитного наземного
сообщения Калининграда с остальными
территориями РФ стал вызывать определённые
трения между властями РФ и Евросоюза.
Статус Крыма
Основные статьи: Крымский кризис, Проблема принадлежности Крыма
29 октября 1948 года Севастополь стал городом республиканского
подчинения в составе РСФСР (принадлежность
или непринадлежность к Крымской области
при этом законами не уточнялась). Крымская
область была передана в 1954 году законом
СССР [4] из состава РСФСР в состав Советской
Украины, в рамках празднования 300-летия Переяславской рады («воссоединение России и Украины»).
В результате распада СССР в составе независимой
Украины оказалась область, большинство
населения которой составляют этнические
русские (58,5 %[5]), традиционно сильны пророссийские
настроения, и размещён Черноморский флот
РФ. Кроме того, основной город Черноморского
флота — Севастополь — является для России
значительным патриотическим символом.
Делимитация границ между бывшими
советскими республиками
В результате распада СССР возникла
неопределённость границ между бывшими
союзными республиками. Процесс делимитации границ растянулся до 2000-х годов.
Делимитация российско-казахстанской границы проведена только в
2005 году.
Эстоно-латвийская граница
к моменту вступления обеих стран в Евросоюз была фактически разрушена[126]. 18 мая 2005 года главы МИД России
и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт
подписали «Договор между Правительством
Эстонской Республики и Правительством
Российской Федерации об эстонско-русской
границе» и «Договор между Правительством
Эстонской Республике и Правительством
Российской Федерации о делимитации морских
зон в Финском заливе и в заливе Нарва»,
закрепившие российско-эстонскую границу
по существовавшей в советские времена
административной границе между РСФСР
и Эстонской ССР с уступкой друг другу
по 128,6 га суши и по 11,4 км² поверхности
озёр[127].
3 сентября 2010 года был подписан
«Договор о государственной границе между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией» и
соглашение о рациональном использовании
и охране водных ресурсов реки Самур, по
которым 390-километровый участок азербайджано-российской
границы проходит от точки стыка России,
Азербайджана и Грузии до Каспийского
моря посреди реки[128].
Между рядом новых независимых
государств граница по состоянию на декабрь
2007 году не делимитирована.
Отсутствие делимитированной
границы между Россией и Украиной в Керченском
проливе привело к конфликту из-за острова Тузла. Разногласия по поводу границ
привели к территориальным претензиям
Эстонии и Латвии к России. Однако, некоторое
время назад был подписан и в 2007 году вступил
в силу Пограничный договор между Россией
и Латвией, разрешивший все болезненные
вопросы.
Распад СССР с точки зрения
права
Законодательство СССР
Статья 72 Конституции СССР 1977 года[129] определяла:
За каждой союзной республикой
сохраняется право свободного выхода
из СССР.
Порядок реализации этого права,
закреплённый законом[130], соблюдён не был (см. выше),
однако был легитимизирован, главным образом,
внутренним законодательством государств,
вышедших из СССР, а также последующими
событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового сообщества
— все 15 бывших союзных республик признаются мировым сообществом как независимые государства
и представлены в ООН.
Международное право
Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми
остальными государствами. Остальные
постсоветские государства (за исключением
прибалтийских) стали правопреемниками
СССР (в частности, обязательств СССР по
международным договорам) и соответствующих
союзных республик. Латвия, Литваи Эстония объявили себя продолжателями
соответствующих государств, существовавших
в 1918—1940 годах, Грузия объявила себя продолжателем
Республики Грузия 1918—1921 годов, Молдова
не является продолжателем МССР, поскольку
был принят закон, в котором указ о создании
МССР назван незаконным[131], что воспринимается многими
как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан
объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые
соглашения и договоры, принятые Азербайджанской
ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются
продолжателями соответствующих союзных
республик[источник не указан 1799 дней], в связи с чем не признаются
территориальные претензии этих стран
друг к другу (в том числе, существовавшие
ранее претензии Латвии и Эстонии к России)[источник не указан 1799 дней] и не признаётся независимость
государственных образований, которые
не были в числе союзных республик (в том
числеАбхазии, которая имела такой статус,
но утратила его).
Россия
15 марта 1996 года Государственная Дума Российской
Федерации приняла два Постановления:
№ 156-II ГД «Об углублении интеграции
народов, объединявшихся в Союз ССР, и
отмене Постановления Верховного Совета
РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об
образовании СССР“»;
№ 157-II ГД «О юридической силе
для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза
ССР».
Первое из Постановлений признавало
утратившим силу соответствующее Постановление
Верховного Совета РСФСР от 12 декабря
1991 года и устанавливало, «что законодательные
и другие нормативные правовые акты, вытекающие
из Постановления Верховного Совета РСФСР
от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора
об образовании СССР“, будут корректироваться
по мере движения братских народов по
пути все более глубокой интеграции и
единения».[132]
Вторым из Постановлений Государственная
Дума обьявила недействительным Беловежское соглашение в части роспуска СССР; Постановление,
в частности, гласило:
1. Подтвердить для Российской
Федерации — России юридическую силу
результатов референдума СССР по вопросу
о сохранении Союза ССР, состоявшегося
на территории РСФСР 17 марта 1991 года.
2. Отметить, что должностные
лица РСФСР, подготовившие, подписавшие
и ратифицировавшие решение о прекращении
существования Союза ССР, грубо нарушили
волеизъявление народов России о сохранении
Союза ССР, выраженное на референдуме
СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию
о государственном суверенитете Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики, провозгласившую стремление
народов России создать демократическое
правовое государство в составе обновленного
Союза ССР.
3. Подтвердить, что Соглашение
о создании Содружества Независимых Государств
от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом
РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным
секретарем РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не
утвержденное Съездом народных депутатов
РСФСР — высшим органом государственной
власти РСФСР, не имело и не имеет юридической
силы в части, относящейся к прекращению
существования Союза ССР.
— [133]
Совет Федерации направил 19 марта 1996 года нижней палате Обращение №
95-СФ, в котором призвал Государственную
Думу «вернуться к рассмотрению упомянутых
актов и ещё раз тщательно проанализировать
возможные последствия их принятия», ссылаясь
на негативную реакцию «ряда государственных
и общественных деятелей государств —
участников Содружества Независимых Государств»,
вызванную принятием этих документов[134].
В ответном обращении к членам
Совета Федерации, принятом Постановлением
Государственной Думы от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД, нижняя палата
фактически дезавуировала свою позицию,
выраженную в Постановлениях от 15 марта
1996 года, указав:
… 2. Принятые Государственной
Думой Постановления носят прежде всего
политический характер, дают оценку ситуации,
сложившейся после развала Советского
Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских
народов, их стремлению жить в едином демократическом
правовом государстве. Более того, именно
Постановления Государственной Думы способствовали
заключению четырёхстороннего Договора
между Российской Федерацией, Республикой
Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской
Республикой об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной областях…
3. Договор об образовании СССР
1922 года, который Верховный Совет РСФСР
«денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал
в качестве самостоятельного юридического
документа. Первоначальный вариант этого
Договора был подвергнут коренной переработке
и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию
СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая
Конституция СССР, с вступлением в силу
которой прекратила действовать Конституция
СССР 1924 года, включая и Договор об образовании
СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 12 декабря
1991 года был денонсирован международный
договор Российской Федерации, который
в соответствии с кодифицированными Венской
конвенцией о праве международных договоров
1969 года нормами международного права
вообще не подлежал денонсации.
4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной
Думой Постановления никоим образом не
отражаются на суверенитете Российской
Федерации, а тем более других государств
— членов Содружества Независимых Государств.
В соответствии с Конституцией СССР 1977
года Российская Федерация, как и другие
союзные республики, являлась суверенным
государством. Это исключает всякого рода
неправомерные утверждения о том, что
якобы с принятием Государственной Думой
Постановлений от 15 марта 1996 года Российская
Федерация «прекращает» существовать
как самостоятельное суверенное государство.
Государственность не зависит ни от каких
договоров или постановлений. Исторически
она создаётся по воле народов.
5. Постановления Государственной
Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать
Содружество Независимых Государств,
которое в нынешних условиях фактически
является реально существующим институтом
и которое необходимо максимально использовать
для углубления интеграционных процессов…
— [135]
Таким образом, никаких практических
последствий денонсация за собой не повлекла.
Оценки
Оценки распада СССР неоднозначны.
Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как
свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать
разочарование в победе: проигравшие войну
«русские» по-прежнему являются ядерной
державой, защищают национальные интересы,
вмешиваются во внешнеполитические споры
и так далее. «Проигравший не проиграл…
проигравший не считает, что проиграл…
и не ведёт себя так, как потерпевший поражение
с самого 1991 года», — сказал бывший командующий
стратегическими ядерными силами США
генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче
«Репетиция конца света» канала CNN[136].