Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:02, реферат
Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.
1. Тенденции современной религиозной динамики
2. Новые религиозные движения: общие понятия
3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен
4. Список использованных источников
Гуманитарный институ (г. Москва)
Байкальский филиал
Юридический
факультет
Реферат
По курсу: История религии
Тема: Религия
в современном мире
Выполнила: студентка группы Ю203-01
Бутуханова Маргарита
Улан-Удэ
2012 г.
Содержание
1.
Тенденции современной
2. Новые религиозные движения: общие понятия
3.
«Нью эйдж» как
4.
Список использованных источников
1. Тенденции современной религиозной динамики
Эпоха,
в которую вступает человек XXI века,
характеризуется
Мировые
религии принимают вызов
К основным тенденциям современной религиозной динамики можно отнести:
–
Активизация миссионерской
– Определенное размывание, фрагментация классических религиозных систем, синтетичность форм. Например, взаимодействие культурных систем черной Африки и появление афрохристианства и афроислама.
–
Религиозный фундаментализм, проповедующий
стойкое неприятие
– Теология освобождения, получившая распространение в странах третьего мира. В этом регионе, характеризующимся политической нестабильностью, зависимостью от американского капитала, ростом населения и нищеты, католическая церковь является одновременно консервативной силой и выразителем интересов простого народа. В 1968 г. католический епископский совет в Меделлине (Колумбия) осудил насилие и выступил в защиту бедных. Это знаменовало рождение теологии освобождения, использующей марксистский анализ для обличения социальной несправедливости. Правящая элита жестоко расправилась с церковью бедняков, в 1980 году в результате гражданской войны были убиты тысячи ее активистов, священников и монахов. В период кризиса коммунистической идеологии теоретики теологии освобождения стали акцентировать внимание на проблемах защиты окружающей среды.
– Экуменическое движение, направленное на достижение взаимопонимания, консолидации, соизмерения позиций крупных церквей и конфессий по важным проблемам современной жизни. В 1948 году был создан Всемирный совет церквей, который включает сегодня около 330 Церквей из 100 стран. Высшим органом власти является Ассамблея ВСЦ, созываемая раз семь лет. Цель ВСЦ – способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви. Русская Православная Церковь вступила во ВСЦ в 1961 г., и участвует в богословских дискуссиях, оставаясь твердым в отношении «акрибии» - сохранения чистоты веры. Помня о догматической грани, которая делает невозможным церковное общение православных с иными конфессиями, Православие не распространяет эту грань на человеческое общение, выражение добрых чувств, взаимопомощь и обмен людей своими жизненно-опытными открытиями и переживаниями. В рамках экуменического проекта Римско-католическая церковь отдала приоритет достижению единства в вопросах веры; ведется активный диалог с нехристианскими вероисповеданиями, например, с Организацией исламской конференции (1969) и Буддийским советом (1984). В 1986 г. многие религиозные лидеры молились о мире в итальянском городе Ассизи, родине святого Франциска.
– Интерес к эзотерике, мистике, оккультным теориям и практикам. Ряд учений – теософия, антропософия и проч. – претендуют на масштабный культурный синтез и установление духовного господства в мире.
– С последней трети XX активно стали множиться как клетки раковой опухоли на организме государств новые религиозные движения: тоталитарные секты, деструктивные культы, мистические, сатанинские и неоязыческие сообщества.
2. Новые религиозные движения: общие понятия
В
последнее время в мире появилось
много новых религиозных
Разновидности новых культов
Секты существуют столько, сколько существует человечество: всегда были группы фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их сознание. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их просто выкидывают на улицу.
Секта – закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основнокй культурообразующей общине (или основным общинам) страны или региона.
Тоталитарная секта – авторитарная организация, лидер которой, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывает свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Признаки новых культов
– В сектах поклонение Богу заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации. Во главе стоит «гуру», «пророк», «Отец», «Спаситель», «Мессия», «Учитель», который формирует у завербованных отношение страха и рабской любви к нему. Руководство секты объявляется непогрешимым,
– Существуют разные уровни информации об организации и ее доктрине: для внешнего мира, вновь завербованных, каждой ступени посвящения и, наконец, верхушки. Сведения, соответствующие различным уровням, не только не взаимодополняют друг друга, а элементарным образом не согласуются между собой. Другими словами, непосвященным сообщается ложь.
– На последователей оказывается очень мощное психологическое, нередко гипнотическое, воздействие. Обычно им внушается, что только они спасутся, а все остальные погибнут.
– Все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, объявляются находящимися во власти сатаны.
– В сектах жестко контролируется сознание и имущество адептов. При этом руководитель секты живет в условиях несравненно лучших, чем его последователи, и обладает колоссальным состоянием.
Контролирование сознания включает несколько этапов:
1)
Отказ от всего прошлого и
отрыв от внешнего мира, разрыв
прежних связей: человек должен
признать сплошной ошибкой все,
2)
Разделение сознания и воли
человека (чаще всего посредством
мантры, физических нагрузок и
недосыпания, отсутствия
3)
Массивная индоктринация –
Цель контролирования сознания – подавление воли человека и создание феномена, который психиатры называют «синдром зависимого типа личности».
– Новояз – особый язык секты. Основывается на принципе: кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Происходит тонкая подмена понятий: когда в слова, известные и понятные, вкладывается, совершенно другой, вытекающий из учения секты, смысл - человек невольно начинает мыслить категориями секты.
– «Бомбардировка любовью» - грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, который применяют сектанты по отношению к новичку: ему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо сделал, что сюда пришел.
Основные признаки тоталитарных сект:
1) Наличие гуру (лидера).
2) Организация.
3) Метод – это то, что делает лидера лидером. Должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, ключи от него находятся в руках гуру. До конца метод непередаваем, вне организации его воспринять нельзя.
4) Эзотерический разрыв. При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании секты, о том, что будет потом. Человека отрывают от внешнего мира (мантра, посещение собраний, на которых постепенно сообщается истинное учение секты и проч.), и только значительно позже, исподволь сообщается об истинном учении секты.
Все новые культы можно разделить на три группы:
1. Псевдохристианские культы. К ним относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. При этом все эти культы имеют более важные для них, чем Библия, авторитеты: самозваных пророков – основателей этих культов и их «писания». Все они называют себя христианами, скрывают свое официальное название, так как им известно, что ни одна христианская церковь их христианами не признает. К таким культам относятся свидетели Иеговы, церковь Объединения (или муниты), церковь Иисуса Христа святых последних дней (или мормоны), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Богородичный Центр, Белое Братство и др.
2. Псевдовосточные культы. Такое определение говорит о происхождении главных идей этих культов с Востока (в основном из Индии, Китая и Японии), хотя почти все они стали распространяться по миру из США. Это объясняется тем, что в Америке в результате соответствующей переработки они стали привлекательными для людей западной цивилизации. Люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. К псевдовосточным культам относятся движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ), «Ашрам Шамбалы», «сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Саи Бабы и проч.