Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 08:42, контрольная работа
События Реформации и Контрреформаци в Европе относятся к периоду
Нового времени в истории Европы и мира в целом. Эпоха Нового времени связана с изменением во всех сферах жизни европейского общества. Это период изменения в средневековой ментальности, который неразрывно связан с несколькими событиями: Великими географическими открытиями, Ренессансом, формированием Абсолютных монархий и, конечно, Реформацией.
Реформация (в переводе с латинского — преобразование) началась в Европе с начала XVI в. это религиозное движение, целью которого было реформирование католической церкви, в результате чего возникают новые направления в церковной организации.
Европа в период Реформации и Контрреформации……………………3
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на общество……….7
Литература ………………………………………………………………..11
Содержание
Европа в период Реформации и Контрреформации……………………3
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на общество……….7
Литература ………………………………………………………………..11
События Реформации и Контрреформаци в Европе относятся к периоду
Нового времени в истории Европы и мира в целом. Эпоха Нового времени связана с изменением во всех сферах жизни европейского общества. Это период изменения в средневековой ментальности, который неразрывно связан с несколькими событиями: Великими географическими открытиями, Ренессансом, формированием Абсолютных монархий и, конечно, Реформацией.
Реформация (в переводе с латинского — преобразование) началась в Европе с начала XVI в. это религиозное движение, целью которого было реформирование католической церкви, в результате чего возникают новые направления в церковной организации.
Если говорить о предпосылках этого движения, то они были не только религиозными, но и светскими. В условиях развития рынка (следствие открытия новых торговых путей), церковь становится мощной «коммерческой организацией». Таким образом, церковь превращается в сильную политическую организацию и претендует на влияние в светских кругах. Сам образ жизни монахов и высшего духовенства перестал соответствовать аскетическому идеалу христианской церкви. Особо остро стоит проблема продажи индульгенций, что становится одной из главных предпосылок Реформации. Недовольство населения и даже среди высшего сословия (в частности немецких князей) вызывали многочисленные поборы в пользу церкви. А обширное церковное землевладение вызывает пристальное внимание со стороны нового дворянства, монархов, крестьян. Еще одна острая проблема – вмешательство Папы в светские дела государств, что противоречит формированию абсолютизма. А также тормозит развитие национальных государств и языков. Еще одной, не менее важной предпосылкой, было распространение гуманистической идеологии, что совершенно противоречит догмам католической церкви.
Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.
Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.
В ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.
Вскоре в лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.
Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.
В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.
Программа крестьянства называлась «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все люди должны объединиться для переустройства жизни на основе общей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе, объявляются вне общества.
Господское землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артиллерией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.
В это же время выделяется еще один цент Реформации. В Швейцарии распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.
В одно время с зарождающимся движением Реформации, католическая церковь принимает ряд декретов, которые обозначили некоторые преобразования в церкви, так называемая Католическая Реформация. Это попытка реформирования церкви при сохранении ее основ, изнутри, и укрепление положения церкви в обществе. Но все эти меры не смогли предотвратить стремительно распространяющуюся Реформацию.
В 40-е гг. происходит поворот к Контрреформации. Это ряд мер, которые направлены на предотвращение распространения реформационных учений в Европе.
К мерам Контрреформации относились: создание новых монашеских орденов; учреждение и активная деятельность инквизиции; введение книжной цензуры.
Эта политика ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.
Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойола. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».
Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные школы. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.
Еще одним ярким проявлением распространения идей Реформации и противостоящей деятельности церкви были Религиозные войны.
В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.
Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола.
Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия. Саксония и др.).
Во Франции во второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества.
На первых порах борьба не была ожесточенной. В августе 1572 г. был заключен мир. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение; им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Король Франции Карл IX пошел на этот договор, чтобы обеспечить мир. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадьбу съехались гугеноты.
23 августа 1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея началось их избиение. Генрих Наваррский остался жив, перейдя в католичество, адмирал де Колиньи был убит. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию.
Кровавая Варфоломеевская ночь напугала гугенотов. Но вскоре война вспыхнула с новой силой. Гугеноты создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди обеих сторон. Был убит король Генрих III, брат умершего Карла IX. В 1589 г. Генрих IV Наваррский стал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж. В 1598 г. король провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли за собой ряд крепостей, вооруженные силы.
В век религиозной Реформации происходит переосмысление христианского учения. Формируется совершенно новое, существующее до наших дней, религиозное течение протестантизма. Происходит обмирщение Европы, которое связано с секуляризацией в сознании. Под влиянием гуманистических идей Ренессанса и Реформации происходит изменение менталитета средневекового человека и его ценностей, что значительно раздвигает рамки мировоззрения и ведет к формированию нового периода в истории Европы.
Поводом к мировой войне стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершенное 15 (28) июня 1914 г. сербским студентом Гаврилой Принципом. 10 (23) июля 1914г. Австро-Венгрия, за которой стояла Германия, предъявила Сербии ультиматум, содержавший среди прочих требование о допущении австрийских следователей на территорию Сербии и введении ограниченного контингента австрийских войск. Сербия выразила готовность принять основные требования ультиматума, за исключением этих двух пунктов, передать дело на рассмотрение великих держав или в Гаагский международный трибунал.
14 (27) июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила
войну Сербии. Попытки предотвратить
сползание к европейской войне
(предложение Англии о созыве
конференции для разрешения
1 августа 1914г. Германия объявила войну России. 2-3 августа Франция заявила о своей поддержке России, а Англия - о поддержке Франции. Вечером 3 августа Германия объявила войну Франции. 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. План германского командования (план А. фон Шлиффена), разработанный в 1905 г., на первом этапе войны предусматривал молниеносную кампанию на Западном фронте против Франции, а потом действия против России, вооруженные силы которой должна была сковать Австро-Венгрия. Таким образом Германия предполагала избежать войны на два фронта и закончить ее не позднее чем через 2-3 месяца. Русский Генеральный штаб считал опасным предоставить Германии возможность разгромить Францию и поэтому планировал одновременное наступление на Берлин силами Северо-Западного и на Вену - Юго-Западного фронтов.
Но для спасения союзников русской армии пришлось начать наступление на Германию, не дожидаясь завершения развертывания всех войск и окончания мобилизации, 1-я (командующий П.К. Ренненкампф) и 2-я (А. В. Самсонов) русские армии 4(17) августа вступили в Восточную Пруссию, отвлекая немецкие силы с Западного фронта, где в это время Германия, нарушив нейтралитет Бельгии, обрушилась на Северную Францию. Вначале наступление русских войск развивалось успешно.
7 (20) августа 1914 г. 1-я армия нанесла
серьезное поражение 8-й немецкой
армии Притвица под
После этого Гинденбург атаковал войска
Ренненкампфа и к 2 (15) сентября вытеснил
их из Восточной Пруссии.
Более удачно сложилась обстановка на
Юго-Западном фронте. В ходе начавшейся
5 (18) августа Галицийской наступательной
операции русские войска вторглись в Галицию,
разбили во встречных боях австро-венгров,
и 21 августа (3 сентября) войска генерала
Брусилова заняли Львов. Продолжая успешное
наступление, русские войска осадили мощную
австрийскую крепость Перемышль, заняли
значительную часть Буковины. Возникшая
угроза вторжения русской армии в Силезию
вынудила немецкое командование перебросить
часть войск на Восточный фронт. 12 (25) сентября
по приказу русской Ставки наступление
было приостановлено, а армии сосредоточены
в районе Варшавы. В течение сентября -
ноября 1914 г. на территории Польши проходили
два крупнейших сражения - Варшавско-Ивангородское
и Лодзинское. В боях с обеих сторон участвовало
временами свыше 800 тыс. человек. Ни одной
из сторон не удалось полностью решить
свои задачи, но русские действовали более
эффективно. Успешным контрнаступлением
в районе Лодзи русская армия оказала
существенную поддержку союзникам, которые
в это время вели тяжелые бои за Фландрию.
В конце ноября 1914 г. на совещании командующих
фронтами русской армии в Бресте было
принято решение приостановить наступательные
действия до января 1915 г. Одна из основных
причин такого решения - недостаток вооружений,
снарядов, артиллерии, истощение кадровой
армии. Убитыми, ранеными и пленными русская
армия потеряла 1,2 млн. человек.
На Восточном фронте война приняла позиционный
характер. 20 октября (2 ноября) 1914 г. была
объявлена война Турции, и русские войска
в Закавказье разгромили 3-ю турецкую армию.
Был нанесен серьезный урон германско-турецкой
эскадре на Черном море. Успешные действия
русских армий вынудили Германию в начале
1915 г. провести перегруппировку своих
сил, перенеся центр тяжести на Восточный
фронт. С Западного фронта были переброшены
лучшие корпуса, из которых была сформирована
ударная армия под командованием генерала
Макензена. 19 апреля (2 мая) 1915 г. после интенсивной
артиллерийской подготовки германская
и австрийская армии нанесли удар по русским
войскам в Галиции, в районе Горлицы. Упорные
бои длились почти полтора месяца. Русские
войска, не получавшие необходимого количества
боеприпасов и вооружений, с неукомплектованным
личным составом, медленно отступали.
21 мая (3 июня) был оставлен Перемышль, 9
(22) июня - Львов. Русские войска оставили
почти всю завоеванную в конце 1914 г. территорию,
но общий прорыв русского фронта на этом
участке не удался.