Реформа Сервия Туллия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:16, реферат

Краткое описание

Данная работа знакомит исследователя не только с самой реформой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым раскрывая сам механизм реформы

Содержание

Введение

Возникновение римской государственности

Реформа Сервия Туллия

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реформа Сервия Туллия .rtf

— 129.60 Кб (Скачать файл)

Реформа Сервия Туллия

      ПЛАН

      Введение

      Возникновение римской государственности

      Реформа Сервия Туллия

      Заключение

      Введение

      Тема данной работы выбрана мною не случайно. Эта тема представляет исследователю обширное и крайне интересное поле деятельности. Она насыщенна " белыми пятнами ", открытыми вопросами и смелыми гипотезами. Однако не только увлекательность и проблематичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства. В свою очередь все это стало основополагающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права. Кроме того, данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

      Данная работа знакомит исследователя не только с самой реформой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым раскрывая сам механизм реформы.

      Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

      Возникновение римской государственности

      Древний Рим первоначально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис) подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство -это последний образец государства рабовладельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречия рабовладельческого способа производства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи.

      Государственно-правовая надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически господствующего класса основные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства и права необходимо выделять следующие периоды: 1. Разложение родового строя - военная демократия - от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) - до изгнания последнего предводителя - рекса - Тарквиния-Гордого (509 г. до н.э.) . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения органов государственной власти, которые время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду отно-сится возникновение права, основным источником которого были " Законы XII таблиц ".

      2. Римская республика (III - I века до н.э.)

      В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты сопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Это привело к кризису и крушению Римской империи.

      Первоначально римское право распространялось только на римских граждан. В нем было сильны пережитки первобытнообщинного строя, оно отличалось крайним формализмом применительно своих институтов. Чужестранцы не пользовались правовой защитой.

      С развитием торговли и товарно-денежных отношений стали признаваться основные имущественные права свободных чужестранцев (перегринов) , которые проживали на римской территории. В это время начался процесс всестороннего юридического обоснования права частной собственности и детальной разработки основных взаимоотношений простых товаровладельцев.

      3. Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.)

      - это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. - 284 г.) . Происходит некоторая стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономическая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

      Обострение классовой борьбы, дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 - 476 годы) .

      Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономического и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

      В период Империи принимаются первые шаги, попытки систематизации правовых норм.

      Изучение римского права возможно по отдельным институтам или же в хронологическом порядке, в тесной связи с историей общества. В данной работе, в отличие от учебника, изложение римского права дается в неразрывном порядке с военными реформами Сервия Туллия.

      Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью.

      В период возникновения Древний Рим являлся родовой общиной, которая обосновалась на берегу Тибра на территории около 3 кв. км.

      Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную и духовную общность людей. В течении длительного времени такая община была также и ячейкой общественного самоуправления в рамках первобытнообщинного строя.

      В родовой общине не было власти, обособленной от самого рода.

      На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

      Развитие производительных сил привело к индивидуализации производства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное неравенство. Общественная собственность интенсивно уступала неуклонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

      На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Органы родового строя постепенно стали отрываться от своих корней в природе народа. Это случилось потому, что имущественные различия внутри одного и того же рода превратили былую общность интересов в непримиримые противоречия между членами рода.

      Как отмечал Ф. Энгельс, родовой строй превратился в свою противоположность: из организации для свободного регулирования своих собственных дел он стал организацией для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа.

      Организация власти в рамках первобытнообщинного строя эпохи ею разложения выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военачальник является необходимым, постоянным должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военачальнике. Народное собрание этого периода уже не в состоянии обеспечить равноправие всех члена рода, оно становится собранием воинов. Женщины отстраняются от участия в обсуждении и решении общественных вопросов. Таковы были органы власти развившиеся в новых условиях родового строя племени латинов.

      Легенда об основании Рима и первых военных предводителях (рексах) - римляне являются этнологической. Она имела цель объяснить возникновение римской общины и ее учреждение, связать начало Рима с Древней Грецией, с одним из популярных греческих сказаний о Троянской войне. По этой легенде потомок Энея, одного из участников Троянской войны, Ромул основал в 753 году до н.э. город и дал ему свое имя.

      По поводу этой легенды К. Маркс писал, что именем Ромула равно как и имени ею преемников, обозначаются в ней не определенные лица, а эпохи. Действительно, с именем римских рексов связана определенная эпоха в жизни римского общества, знаменующая постепенное разрушение родового строя. Ромул, например, приписывается организация римской общины: народ был разделен на 3 трибы (племени) . В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию составляли 10 родов, в каждом роде было 10 семейств. Такая стройная организация: 3 трибы, 30 курий, 300 родов, 3000 семейств несет на себе, как отмечал Ф. Энгельс, печать искусственного образования.

      Каждая курия собиралась на собрание и по большинству голосов решала такие вопросы, как объявление войны, избрание рекса и облечение его высшей властью, рассмотрение жалоб лиц, присужденных к смертной казни, утверждение усыновления и завещаний. Решением римского народа считалось то решение, за которое высказывалось большинство курий, причем каждая курия имела один голос.

      По традиции считалось, что Ромул создал сенат в составе 100 сенаторов из числа представителей родов. Сенат стал утверждать избрание рекса, предварительно обсуждались вопросы, вносимые в Народное собрание, и непосредственно осуществлять управление деламиримской общины.

      Примиемнику Ромула - Нуме Помпилию, который был сабином, приписывается религиозное устройство Древнего Рима. Были учреждены жреческие коллегии понтифинов, авгуров и фециалов. Понтифины осуществляли высший надзор за культом, были хранителями и толкователями древних обычаев, являясь, таким образом, предшественниками древних юристов.

      В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

      Патриции (от лат. Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патрициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

      Плебеи (от лат. Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев, добровольно переселившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собственности.

      В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

      В VII веке до н.э. в Риме появились клиенты (от лат. Clitnis-послушный) . Это социальная прослойка образовалась, видимо, из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорожденных детей. Клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего патрона. Клиент обязан был следовать за патроном на войну и оказывать ему всякую материальную поддержку.

      Рабство в этот период носило патриархальную форму. Оно еще не сложилось в особый способ производства, а было рассчитано на удовлетворение потребности патриархального семейства. Поэтому рабы и не представляли самостоятельной социальной силы, а родовой строй был сокрушен в результате борьбы патрициями и плебеями.

      Рассматривая те формы, в которых государство поднимается на развалинах родовой организации, Ф. Энгельс отмечал, что в Древнем Риме родовое общество превращается в замкнутую патрициальную общину среди многочисленного, вне ее стоящего, бесправного, но не-сущего все обязанности плебея. Победа плебея взорвала старый родовой строй и на его развалинах было воздвигнуто государство, в котором совершенно и четко исчезли и патриции и плебеи.

      2. Реформы Сервия Тулия

      Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.

      Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. В следствии этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Информация о работе Реформа Сервия Туллия