Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 16:44, контрольная работа
В русской истории Александр II стал большой и весомой фигурой, он прославился как реформатор, при чьем правлении общество в России пережило громадные перемены во всех областях жизни, там, где это по-настоящему требовалось.
Крестьянская реформа
Александр Второй был очень мудрым и дальновидным государем, и правильно оценил состояние крестьянского вопроса, решив, что лучше отменить крепостное право «сверху» нежели оно само себя отменит «снизу».
Содержание
В русской истории Александр II стал большой и весомой фигурой, он прославился как реформатор, при чьем правлении общество в России пережило громадные перемены во всех областях жизни, там, где это по-настоящему требовалось.
Крестьянская реформа
Александр Второй был очень мудрым и дальновидным государем, и правильно оценил состояние крестьянского вопроса, решив, что лучше отменить крепостное право «сверху» нежели оно само себя отменит «снизу».
После 4 лет разработки реформы в 1861 году Александр II подписывает Манифест об отмене крепостного права.1
Согласно этому документу крестьяне получили личную свободу и право выкупить землю у помещика. Но, конечно, земледельцы не имели достаточно денег, чтобы выплатить большую сумму сразу, более того у них даже не было возможности столько накопить за небольшой срок, поэтому государство выдавало крестьянам 80% суммы в кредит на 49 лет под 6% годовых.
Земская реформа Александра II.
В январе 1864 года императором был подписан указ, согласно которому были созданы местные выборные органы власти или по-другому земства. Основной мыслью данной реформы являлось разделение сферы влияния между государством и обществом.
Теперь государственным делом было осуществлять центральное управление, а общественным местное. Таким образом, само государство ограничило свою власть в местах местного самоуправления. Местными проблемами должны были заниматься земства, в ведении которых находилось много аспектов, сюда входили вопросы касательно школы, дорог, медицинских учреждений, промышленности, почты и так далее. В земства выбирались по куриям, проще говоря, по классу. В таких вот Земствах выделялось три класса: горожане, сельские крестьяне и уездные землевладельцы. В земство от каждого класса выбирались депутаты или как их называли в то время гласные люди. Первый класс составлял по количеству столько человек, сколько было вместе взятых второго и третьего класса в Земстве.
Необходимо отметить, что такая деятельность гласных не оплачивалась, кроме того земства не имели исполнительной власти, поэтому порой для осуществления начинаний прибегали к помощи администрации. При правлении Александра II в России появились земства в 34 губерниях. Такая реформа несомненно благотворно сказывалась на уровне жизни местных крестьян, именно тогда провинция в Российской империи начала развиваться, кроме того образование Земств привело к немалому развитию здравоохранения и образования.2
Уже в 1870 году в России появляется Городское положение, основой которого становится принцип выборности, коллективности и всесословности. В городах нашей страны появляется местное самоуправление: городская дума и городская управа. Такой вид самоуправления является выборным, дума выбирает главу города, который главенствует и над ней и над самой управой. Право голосования принадлежало лишь тем, кто платил налоги в казну города и тем, кто достиг возраста 25 лет, кроме того выборы осуществлялись раз в 4 года. Необходимо отметить, что вопросы, которые решало городское самоуправление, касались исключительно самого города, его благоустройства и развития.
Судебная реформа Александра II.
Во время правления Александра II была проведена грандиозная судебная реформа, согласно которой 20 ноября 1864 года Российская Империя приобрела новую для нее демократическую систему судебного урегулирования вопросов. Такая судебная реформа 1864 была как нельзя, кстати, ее главными принципами являлись выборность, гласность, независимость суда, равенство перед законом, несменяемость судей, состязательность и коллегиальность.
С этого времени Российская империя поделена на округа, а сама судебная система Российской империи была разделена на две части. Местный суд состоял из мирового суда, который был призван решать бытовые споры и волостного суда, который решал дела крестьян. Окружной суд решал крупные дела, кроме того одним из новшеств, которое привнесла судебная реформа, явился суд присяжных, которые выбирались из разных сословия по жребию. Присяжными рассматривались в обязательном порядке все сложные дела имеющие тяжелые последствия для обвиняемого.
Военная реформа Александра II.
Милютин стал военным министром в 1861 году, именно он выступил с идеей провести военную реформу, согласно которой в российской армии прекратили применять телесные наказания, а срок, согласно которому должны были служить в армии, сократили на восемь лет, если раньше он составлял 20 лет, то теперь равнялся 12 годам. Кроме того Милютин реформировал систему управления в армии, некоторые войска теперь подчинялись напрямую военному министру.
В середине 60-х 19 века появляется новый военно-судебный армейский устав, кроме того появляется новая система учебных заведений для служащих. Главной заслугой Милютина в это время является отмена рекрутского набора на военную службу, взамен он вводит всеобщую воинскую повинность. Начиная с 20 лет все мужчины того времени обязаны были проходить воинскую службу, в сухопутных войсках 6 лет службы, на флоте 7 лет. Правда и здесь имелся список ограничений, согласно которому к службе не привлекались единственные кормильцы в семьях, служители церкви, а так же народы Кавказа и Средней Азии.
Те, кто на момент службы имел высшее или среднее образование проходили укороченный срок службы, те же, кто не знал грамоты, изучали ее непосредственно в армии. Нельзя не отметить, что это значительно способствовало улучшению грамотности во всей стране в целом. В мирное время количество солдат проходящих службу в русской армии было значительно сокращено, но в случае военных действий хороший военный ресурс позволял в короткие сроки провести мобилизацию станы в целом.3
Городская реформа
Позже в 1870 году в городах был введен принцип самоуправления по типу земского
Реформа в области народного образования
Как уже становится ясным из вышеописанных действий императора, его реформы были нацелены на дарование свободы, автономии и самоуправления. То же происходило и в сфере образования. С 1863 по 1864 год Александр Второй принимает ряд положений, которые коснулись каждой ступени образования. Для начального было принято «Положение о начальных народных училищах», которое ликвидировало монополию церкви и государства на образование. Для среднего был принят «Устав гимназий и прогимназий», после чего было создано множество училищ, в которых больше внимания уделяли естественным наукам. «Университетский устав» давал университетам право самостоятельно выбирать ректоров и деканов.
Все перечисленные выше реформы были основными за время правления Александра II, конечно кроме них была еще образовательная реформ, финансовая и реформа в сфере цензуры.
Реформы, которые проводились при Александре II, конечно, были значительны и сыграли большую роль в истории нашей страны. Однако, эти реформы были хоть и прогрессивными, но крайне запоздалыми, устаревшими.
По большому счету, это были реформы позавчерашнего дня, которые в чем-то даже сковывали, сдерживали развитие страны. К примеру, реформы, связанные с отменой крепостного права, оставляли многих крестьян безземельными, условия получения свободы для них были крайне тяжелыми. Реформа проводилась таким образом, чтобы максимально учесть интересы помещичьих кругов. Последние могли и дальше использовать труд крестьян как людей, вынужденных работать на своих бывших хозяев, чтобы иметь кусок земли и средства для существования своих семей.
Так что, реформы были, во-первых, запоздавшими, во-вторых - во многих вопросах половинчатыми. В-третьих, сохранялось самодержавие как основной государственный институт, Конституции в стране так и не появилось. Политическое устройство страны сохранялось таким, за которое многим представителям интеллигенции было стыдно. Они хотели изменить ситуацию и пытались менять ее так, как понимали возможным. Часть из них прибегала к террористическим методам борьбы. Большевики, например, тем и отличались от народовольцев, народнического движения, что не считали это способом решения проблем. Они вели речь о революционных преобразованиях другого рода, другого свойства. 4
Сторонники же силовых методов борьбы действовали так, будучи убежденными, что поступают во благо своего народа и своей страны. Они желали перемен и видели, что действующая власть этим переменам сопротивляется, что, даже вступив на путь реформ, она ведет себя непоследовательно в этих своих реформах. И поэтому, не видя другого пути добиваться своих целей, они становились на крайний путь. Но это очень важная часть российской истории, которую нужно знать и от которой бессмысленно отрекаться. В любом случае, эти деятели были людьми, которые жертвовали собой. Они шли на все свои акции, понимая, что их ждет незавидная участь: аресты, судебные процессы, ссылка, каторга. Это была их борьба, с которой можно не соглашаться, но которую не стоит забывать.
Тот период истории должен служить уроком. Это и урок для власти, что нужно соответствовать велениям времени, проводить политику в интересах широких народных масс, а не узких сословных или финансово-олигархических кругов. Это должно служить и уроком для тех, кто хочет изменить существующую политическую систему, научить их понимать, какие методы будут эффективны, а какие - нет.
Образ Александра II стал формироваться как официальной пропагандой, так и оппозицией еще при жизни. Ключевым инструментом формирования памяти об императоре до 1917 года служили учебники истории для низших и средних учебных заведений, предлагавшие однозначное толкование: это царь-мученик, ставший жертвой злоумышленников, боровшихся с высшей государственной знатью и покусившихся на самого императора.
Так, Д. И. Иловайский в своем переиздававшемся более чем полвека учебнике упоминал «государя кроткого, облагодетельствовавшего своими реформами горячо любимую им Россию и пользовавшегося безграничной преданностью своего народа». 5
Иловайский приводил обстоятельную характеристику реформ, отмечая, что «благодаря успехам русской гражданственности и благодушной гуманности императора Александра Николаевича, самое Русское самодержавие, не утратив своей силы и значения, приняло в его время характер абсолютизма мягкого, вполне просвещенного и европейского…» В учебниках либеральной направленности практически не рассматривался эпизод с убийством царя, в то время как консервативными авторами он весьма эмоционально осуждался: «Преобразования и вообще все деяния императора улучшили жизнь русского народа. Несмотря на это, в России появились злонамеренные люди, которые пытались произвести смуту и в этих видах покушались на жизнь государственных сановников и наконец, стали посягать на жизнь самого государя. Убийцы были скоро найдены и казнены, но главные виновники и подстрекатели уцелели, так как они жили за границей. Мученическая кончина Царя-Освободителя повергла в ужас всех его подданных».
В постсоветских учебниках император Александр Николаевич предстает человеком сомневающимся, мечущимся между наследием отца, заложенными им при воспитании сына принципами, и собственным, более чутким отношением к глобальным проблемам государства. Однако «преклонение перед памятью отца, верность собственным идеалам не помешали ему, когда пришлось принимать самые ответственные решения». Подобная характеристика вообще типична для постсоветских учебников: «Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом, но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ». Привычки к повседневной напряженной работе ему выработать так и не удалось».6
В современной художественной литературе Александр II фактически не представлен. Исключением могут служить разве что произведения Бориса Акунина, созданные в рамках либеральной парадигмы - их объединяет идея о том, что царь политически не очень сильная фигура, к которой в обществе зачастую относятся с насмешкой: «Майор свиты его императорского величества Соболев-второй орал и на его императорское величество, и на его императорское высочество, а государь и главнокомандующий перед ним оправдывались».
Есть в истории Российского государства еще один год, который можно назвать революционным. Когда кризисная ситуация в стране накалилась до предела, а Михаил Горбачев уже не мог воздействовать даже на свое ближайшее окружение, и оно всячески старалось разрешить сложившееся положение в государстве силовыми методами, а народ сам выбирал кому отдать свои симпатии, произошел путч 1991.
Многие руководители КПСС, которые оставались приверженцами консервативных методов управления, осознавали, что развитие перестройки постепенно приводит к потере их власти, но они остаются еще достаточно сильными, чтобы помешать рыночной реформе российской экономики. Этим они пытались воспрепятствовать экономическому кризису.
И, тем не менее, эти руководители уже были не настолько авторитетны, чтобы методами убеждения препятствовать демократическому движению. Поэтому единственный выход из сложившейся ситуации, который для них казался наиболее возможным – это объявление чрезвычайного положения. Никто тогда не ожидал, что в связи с этими событиями начнется путч 1991 года. 7
Некоторые консервативные деятели даже пытались оказать давление на Михаила Горбачева, которому приходилось маневрировать между старым руководством и представителями демократических сил, находившихся в его ближайшем окружении. Это Яковлев и Шеварднадзе. Эта нестабильная позиция Михаила Сергеевича Горбачева привела к тому, что он стал постепенно терять поддержку обеих сторон. А вскоре в прессу стала проникать информация о грядущем путче.
С апреля по июль Михаил Горбачев подготавливал договор, получивший название «новоогаревский», при помощи которого собирался предотвратить распад Советского Союза. Он намеревался основную часть полномочий передать властям союзных республик.
29 июля состоялась встреча