Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:56, реферат
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта
Введение…………………………………………………………………….3
Вступление Екатерины на престол. Сенатская реформа………………..4
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……………………………..6
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг………………………………………..8
Губернская реформа………………………………………………………10
Судебная реформа………………………………………………………...12
Экономические реформы………………………………………………...13
Преобразования в социальной сфере……………………………………14
Национальная политика…………………………………………………15
Монастырская реформа…………………………………………………..16
Реформы в области законодательства…………………………………...17
Крепостничество при Екатерине Великой………………………………20
Заключение……………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………...22
Содержание:
В
ряду самодержцев Российской империи
много сильных, волевых личностей, политическая
и законодательная деятельность которых
оказала огромное влияние на рост не только
России в целом (в плане экономики, внешнеполитических
отношений), но и отдельных социальных
слоёв, жизнь и культуру общества. Российская
императрица Екатерина II была властной
законодательницей; в своём управлении
государством она стремилась к реформам
и внесла неоценимый вклад в развитие
и укрепление России. Эпоха её правления
(вторая половина XVIII века) выделяется
историками как отдельный этап в развитии
империи, так как именно Екатериной II был
проведён курс реформ в социально-политической
жизни России, направленный на её модернизацию
и укрепивший государственную власть
в стране. Эта законодательная деятельность
императрицы отвечала духу времени, новым
европейским веяниям и идеям, которые
принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого
абсолютизма Екатерины II, как основное
отражение принципов эпохи Просвещения
в России, интересна не только своими нововведениями,
но и сочетанием западных веяний с самобытностью
России.
Установление абсолютизма,
ярче всего знаменованное в России правлением
Петра I, утвердило и идею строгой законности:
для самого Петра I тот закон был наилучшим,
в котором возможно прямее и непосредственнее
была высказана его монаршая воля. Со временем,
однако, в это понимание отношений власти
монарха и законности включилось новое
требование: монарх отнюдь не самовластен
над законом, и если он хочет быть слугой
государства, то должен и сам повиноваться
законам своей страны. Такова была государственная
идея нового, правового или "просвещённого"
абсолютизма, ставшего основой модернизации
в России во времена правления Екатерины
II.
3
Екатерина II, до брака София Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине. В результате дворцового переворота летом 1762 года она стала императрицей.
Заняв престол, Екатерина выпускает Манифест, опубликованный 6 июля 1762 года, в котором она изложила программу своего будущего правления. В ней говорилось о том, что политика Петра была не православна и не национальна, что вступление Екатерины на престол "есть доказательство той истины, что где действуют нелицемерные сердца, там рука Божия предводительствует", и о "соблюдении православного закона, укреплении и защите Отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и притеснений".
От
своих предшественников - Елизаветы и
Петра II - Екатерина наследовала много
государственных проблем. Первые годы
правления были для неё трудным временем.
Сама она не знала текущих дел и не имела
помощников. Екатерина прилагала все усилия,
чтобы не оттолкнуть как влиятельных,
умудрённых жизнью сановников, служивших
ещё Елизавете Петровне, так и молодых
своих соратников, которые рвались к управлению
государством, не имея опыта и знаний.
Расположение к тем и другим ей приходилось
подкреплять подарками, высокими назначениями
и титулами.
Политика Екатерины была
национальной и благоприятной дворянству,
отличалась разумностью, гуманностью,
использовала старые образцы правления,
но и вела государство вперёд по определённой
политической программе императрицы.
В этом Екатерина II была противоположна
своей предшественнице.
В первые годы правления Екатерина употребляла все средства, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. У неё действительно были опасения за свою власть. Упорно трудясь, императрица провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел,
4
подбирала
советников и укрепляла своё
личное положение во власти.
В 1762 году в своём Манифесте
Екатерина желала, чтобы "каждое государственное
место имело свои законы и пределы".
Поэтому она постаралась устранить дефекты
в положении и деятельности Сената и постепенно
свела его на степень центрального административно-судебного
учреждения, воспретив ему законодательную
деятельность, которая всё более переходила
к императрице. В 1763 году Сенат был разделён
на шесть департаментов с определёнными
полномочиями и компетенцией, как при
Анне Иоанновне. Каждый департамент имел
определённые полномочия. Общие полномочия
Сената были сокращены, в частности, он
лишился законодательной инициативы и
стал органом контроля за деятельностью
государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Центр законотворческой деятельности
переместился непосредственно к Екатерине
и её кабинету со статс-секретарями. Сенатская
реформа улучшила управление страной
из центра.
5
Время
царствования Екатерины II называют эпохой
"просвещенного абсолютизма".
Смысл "просвещенного абсолютизма"
состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении
реформ, уничтожавших некоторые наиболее
устаревшие феодальные институты (а
иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о
государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать
Развитие
и воплощение начал "просвещенного
абсолютизма" в России приобрело
характер целостной государственно-
Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:
6
"1. Нужно
просвещать нацию, которой
И
это не было лицемерием или нарочитой
позой, рекламой или честолюбием. Екатерина
действительно мечтала о
7
В
январе 1765 года Екатерина начала работу
над законодательным проектом, теоретическим
обоснованием «просвещенного абсолютизма».
С самых первых набросков работа была
своеобразной. Первоначальный текст будущего
"Наказа" (в большинстве - выписки
из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии",
Беккариа) был написан по-французски. Затем
секретари императрицы сделали русский
перевод, который императрица редактировала
не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя
тексты местами. Все рукописи и Екатерины,
и её секретарей, относящиеся к "Наказу",
сохранились доныне.
В июле 1767 года в Москве собрались
свыше 500 выбранных на местах депутатов,
образовавших "Комиссию о составлении
проекта нового уложения", которая работала
семь лет. 30 июня Комиссия начала свою
работу, "Наказ" был официально обнародован,
и все депутаты получили тексты Свода
правовых принципов.
Официальный текст "Наказа
Комиссии о составлении проекта нового
уложения" состоял из 20 тематических
глав и 526 статей. Большая часть текста
была, как видно, заимствованной. Однако
в итоге у Екатерины вышло самостоятельное
по конструкции и по политическим принципам
творение. Разработанные ею постулаты
законов были направлены на упрочение
неограниченной власти монарха, законности,
основанной на "разумной снисходительности",
на гарантии гражданских прав в виде привилегий
сословиям, на общее реформирование правовой
системы в духе этих начал.
Правительство придавало
"Наказу" особое значение. Однако
сама работа Комиссии Уложения затягивалось.
Путаница, несовершенство организации
Комиссии создавали препятствие для успешного
ведения дела. Наряду с неумелой постановкой
самих задач другим препятствием к успеху
дела являлось смешение подготовительных
работ с прямой обязанностью. В конце
1768 года члены
общего собрания были
8
Екатерина понимала
неуспех дела и, оценив обстановку,
распустила общее собрание, оставив
некоторые частные комиссии, которые
работали до 1774 года. Но и они работали
немногим лучше. Таким образом, вследствие
отсутствия подготовительных работ, непрактичности
и неопределённости внешней организации
дела и практического неумения руководителей
Комиссия Уложения была упразднена.
Несмотря на полную неудачу
Комиссии, она всё-таки имела важные последствия
для последующей деятельности Екатерины
II. В этом плане большую роль сыграло собрание
депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли
массу наказов, их выступления были оставлены
в архивах Комиссии, таким образом мнения
как сословий, так и отдельно избранных
ими лиц о предметах, интересовавших императрицу,
были высказаны. Был собран огромный фактический
материал, отразивший картину взглядов,
настроений и интересов тогдашнего общества.
Кроме того, Екатерина сумела заставить
россиян задуматься о государственной
вольности, политических правах,
веротерпимости,
равенстве всех подданных перед
лицом Закона. Комиссия показала, что
именно надо исправить и к чему
нужно приложить эти принципы.
После роспуска Комиссии Уложения Екатерина
II начала собственную разработку серии
законодательных актов, составивших
реформу "просвещённого абсолютизма",
основой для которой стали
принципы и правила ранее изданного
"Наказа". Особенно важное значение
имела реформа местного самоуправления.
9
7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, губернии делились на 10-12 уездов.
Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.
Губернатор — стоял во главе губернии, подчинялся непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении Приказа общественного призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях.
Капитан исправник — стоял во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах как и в губерниях есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители сословий.