Реформы Екатерины Великой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Вступление Екатерины на престол. Сенатская реформа………………..4
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……………………………..6
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг………………………………………..8
Губернская реформа………………………………………………………10
Судебная реформа………………………………………………………...12
Экономические реформы………………………………………………...13
Преобразования в социальной сфере……………………………………14
Национальная политика…………………………………………………15
Монастырская реформа…………………………………………………..16
Реформы в области законодательства…………………………………...17
Крепостничество при Екатерине Великой………………………………20
Заключение……………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Реф отеч ист.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

    Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Вступление Екатерины на престол. Сенатская реформа………………..4
  3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……………………………..6
  4. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг………………………………………..8
  5. Губернская реформа………………………………………………………10
  6. Судебная реформа………………………………………………………...12
  7. Экономические реформы………………………………………………...13
  8. Преобразования в социальной сфере……………………………………14
  9. Национальная политика…………………………………………………15
  10. Монастырская реформа…………………………………………………..16
  11. Реформы в области законодательства…………………………………...17
  12. Крепостничество при Екатерине Великой………………………………20
  13. Заключение……………………………………………………………….21
  14. Список используемой литературы……………………………………...22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

     В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. 
     Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.  
     Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра I, утвердило и идею строгой законности: для самого Петра I тот закон был наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля. Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Такова была государственная идея нового, правового или "просвещённого" абсолютизма, ставшего основой модернизации в России во времена правления Екатерины II. 

3

  1. Вступление Екатерины II на престол. Сенатская реформа.

     Екатерина II, до брака София Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине. В результате дворцового переворота летом 1762 года она стала императрицей.

     Заняв престол, Екатерина выпускает Манифест, опубликованный 6 июля 1762 года, в котором она изложила программу своего будущего правления. В ней говорилось о том, что политика Петра была не православна и не национальна, что вступление Екатерины на престол "есть доказательство той истины, что где действуют нелицемерные сердца, там рука Божия предводительствует", и о "соблюдении православного закона, укреплении и защите Отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и притеснений".    

     От своих предшественников - Елизаветы и Петра II - Екатерина наследовала много государственных проблем. Первые годы правления были для неё трудным временем. Сама она не знала текущих дел и не имела помощников. Екатерина прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудрённых жизнью сановников, служивших ещё Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. Расположение к тем и другим ей приходилось подкреплять подарками, высокими назначениями и титулами. 
      Политика Екатерины была национальной и благоприятной дворянству, отличалась разумностью, гуманностью, использовала старые образцы правления, но и вела государство вперёд по определённой политической программе императрицы. В этом Екатерина II была противоположна своей предшественнице.

     В первые годы правления Екатерина употребляла все средства, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. У неё действительно были опасения за свою власть. Упорно трудясь, императрица провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел,

4

 подбирала  советников и укрепляла своё  личное положение во власти. 
     В 1762 году в своём Манифесте Екатерина желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить дефекты в положении и деятельности Сената и постепенно свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность, которая всё более переходила к императрице. В 1763 году Сенат был разделён на шесть департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией, как при Анне Иоанновне. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра. 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

  1. «Просвещенный абсолютизм»  Екатерины II.

    Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям  Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а  иногда делавшие шаг в сторону  буржуазного развития). Мысль о  государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения  вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних "просветителей" выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский  император Иосиф II.

    Развитие  и воплощение начал "просвещенного  абсолютизма" в России приобрело  характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями. Это  связано с деятельностью крупных  государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной  жизни. Любовь к России, её народу и  всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

    Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:

    6

"1. Нужно  просвещать нацию, которой должен  управлять. 2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать  законы. 3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию. 4. Нужно  способствовать расцвету государства  и сделать его изобильным. 5. Нужно  сделать государство грозным  в самом себе и внушающим  уважение соседям".

    И это не было лицемерием или нарочитой  позой, рекламой или честолюбием. Екатерина  действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие  подданных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

  1. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

     В январе 1765 года Екатерина начала работу над законодательным проектом, теоретическим обоснованием «просвещенного абсолютизма». С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. 
     В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. 
     Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал. 
     Правительство придавало "Наказу" особое значение. Однако сама работа Комиссии Уложения затягивалось. Путаница, несовершенство организации Комиссии создавали препятствие для успешного ведения дела. Наряду с неумелой постановкой самих задач другим препятствием к успеху дела являлось смешение подготовительных работ с прямой обязанностью. В конце

1768 года члены  общего собрания были распущены  ввиду войны с Турцией.

8

Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив  некоторые частные комиссии, которые  работали до 1774 года. Но и они работали немногим лучше. Таким образом, вследствие отсутствия подготовительных работ, непрактичности и неопределённости внешней организации  дела и практического неумения руководителей  Комиссия Уложения была упразднена. 
     Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины II. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий, так и отдельно избранных ими лиц о предметах, интересовавших императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический материал, отразивший картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах,

веротерпимости, равенстве всех подданных перед  лицом Закона. Комиссия показала, что  именно надо исправить и к чему нужно приложить эти принципы. После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку серии  законодательных актов, составивших  реформу "просвещённого абсолютизма", основой для которой стали  принципы и правила ранее изданного "Наказа". Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.  
 
 
 

9

  1. Губернская реформа

     7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, губернии делились на 10-12 уездов.

     Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.

     Губернатор — стоял во главе губернии, подчинялся непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении Приказа общественного призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях.

     Капитан исправник — стоял во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах как и в губерниях есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители сословий.

Информация о работе Реформы Екатерины Великой