Реформы Клисфена, их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии. Это выразилось, в частности в том, что избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что свидетельствовало одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.
В своей работе я рассмотрю образование и развитие Афинской рабовлабельческой демократии, попытаюсь дать оценку одной из форм государственного устройства античного мира – афинской рабовладельческой демократии. Ознакомлюсь с реформами Солона и Клисфена, постараюсь раскрыть их сущность.

Содержание

Введение 3
1. Афинская рабовладельческая демократия: становление и развитие 4
2. Реформы Солона, их значение 7
2.1. Земельная реформа Солона 8
2.2. Политическая реформа Солона 9
2.3. Суд присяжных 11
3. Реформы Клисфена, их значение 13
3.1. Совет пятисот 14
3.2. Исполнительно-распорядительная деятельность Совета 500 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ЗС курсовик.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Афинская рабовладельческая демократия: становление и развитие

4

2. Реформы Солона, их значение

7

2.1. Земельная реформа  Солона

8

2.2. Политическая реформа  Солона

9

2.3. Суд присяжных

11

3. Реформы Клисфена, их значение

13

3.1. Совет пятисот

14

3.2. Исполнительно-распорядительная  деятельность Совета 500

15

Заключение

18

Список использованной литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «демократия» произошел  от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании  народа источником власти, его права  участвовать в решении государственных  дел в сочетании с широким  кругом прав и свобод.

Тем не менее, политическая жизнь в самих Афинах в этот период характеризовалась борьбой  двух течений: демократического и олигархического. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный  строй, при котором верховная  власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в Народное собрание. Представители  олигархического течения (земельная  аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота  гражданских прав, выраженная, прежде всего в возможности управлять  государством, была бы предоставлена  лишь наиболее богатой части граждан.

Противоборство двух течений  в конечном итоге закончилось  победой демократии. Это выразилось, в частности в том, что избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством  жребия, право быть избранными в  архонты получили всадники, что свидетельствовало  одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.

В своей работе я рассмотрю образование и развитие Афинской рабовлабельческой демократии, попытаюсь дать оценку одной из форм государственного устройства античного мира – афинской рабовладельческой демократии. Ознакомлюсь с реформами Солона и Клисфена, постараюсь раскрыть их сущность.

 

 

 

 

  1. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике  с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки  с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

Эти процессы ускорялись благодаря  развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. 

К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы.

Только со временем рабский  труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. 

Народное собрание (экклесия) являлось главным – суверенным и  законодательным – органом афинского  государства. Право участия в  его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего  возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного  собрания были весьма широкими: они  охватывали практически все стороны  жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей.

Специфическое значение имели  права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов, которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган “хранителей законов”, наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного  собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями  о государственных преступлениях, в том числе с письменными  жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы.

В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Своеобразие географических условий в некоторой степени  повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой.

В Афинах основой хозяйства  были промышленность и торговля.

Афинское государство  служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов  и неимущих свободных. Основная масса  афинских граждан попадала в зависимость  от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных  причин гибели Афинского государства.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Солона и Клисфена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕФОРМЫ СОЛОНА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

 

К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

Эти противоречия кристаллизовались  как противоречия между богатой  родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. 
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования.

Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный характер.

Прежде чем мечтать  об устройсте государства, нужно  было искоренить настоящее зло –  долги, и остановить распространение  этого зла. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом, задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры.

За неуплату долга владельца  клера, его жену, детей разрешалось  продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла  угроза всеобщего закабаления.

Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию. 

Солон был первым из знати, кто заметил опасность. Надо отдать должное его проницательности и  смелости. Преодолевая сопротивление  верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые  затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.  

2.1. Земельная реформа Солона

 

Особое значение имела  земельная реформа. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия (дословно – сброс ига), все должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Но имущество богатых людей оставалось неприкасаемым.

Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика.

Считают, что Солон установил  максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.  

Проведенный закон озлобил  буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен  полный передел земли (как надеялись  бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ.

Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный  удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила  насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. 

Солон содействовал развитию ремесла, торговли. 

Он унифицировал систему  мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин.

Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу. 

Впрочем, кризис был настолько  велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия Солону и впредь.

 

2.2. Политическая реформа  Солона

 

К политическим реформам Солона следует отнести деление жителей  по имущественному цензу. Это был  еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин разделялись на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов (мера) зерна, масла или  вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда  могли избираться военачальниками  и архонтами. Из представителей второго  разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь  свое оружие и находиться в походах  на собственном иждивении.

Солон значительно повысил  значение и авторитет народного  собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались  наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные  лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

Одновременно был учрежден Совет четырехсот - по 100 человек  из каждой филы. В его состав могли  избираться все свободные, кроме  батраков и нищих. Со временем Совет  оттеснил ареопаг на второй план. Его  роль возросла в связи с тем, что  народное собрание созывалось. Проекты  многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

Солон отменил большинство  изданных до него законов, в частности  законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил, касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые создали совершенно новый правовой порядок. Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать преступника (это устраняло патриархальные права эвпатридов). Граждане Афин обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под угрозой отнятия прав.  

Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона. 
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в 
Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Компромиссный характер реформ позволил Солону ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников.

Информация о работе Реформы Клисфена, их значение