Реформы Клисфена, их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии. Это выразилось, в частности в том, что избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что свидетельствовало одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.
В своей работе я рассмотрю образование и развитие Афинской рабовлабельческой демократии, попытаюсь дать оценку одной из форм государственного устройства античного мира – афинской рабовладельческой демократии. Ознакомлюсь с реформами Солона и Клисфена, постараюсь раскрыть их сущность.

Содержание

Введение 3
1. Афинская рабовладельческая демократия: становление и развитие 4
2. Реформы Солона, их значение 7
2.1. Земельная реформа Солона 8
2.2. Политическая реформа Солона 9
2.3. Суд присяжных 11
3. Реформы Клисфена, их значение 13
3.1. Совет пятисот 14
3.2. Исполнительно-распорядительная деятельность Совета 500 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ЗС курсовик.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние  и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

 

 

 

 
2.3. Суд присяжных 

Солон также учредил суд присяжных – Гелиэю, который рассматривал важные судебные дела. При чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии.

Он состоял из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста и избираемых ежегодно по жребию в числе 600 от каждой филы. Перед вступлением в должность  присяжные - гелиасты - приносили клятву в том, что они будут судить "согласно законам и постановлениям афинского народного собрания". Гелиэя делилась на 10 дикастерий или палат. Так как 5000 членов считались очередными, а 1000 - запасными, то выходило, что состав дикастерии определялся в 500 человек.

Как правило, заседала одна дикастерия; в более важных случаях- две или три. Лишь в очень редких случаях одновременно заседали 2000 человек.

По окончании каждого  заседания присяжные получали вознаграждение. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим  делам, в том числе по делам  о государственных преступлениях  и злоупотреблениях должностных  лиц. Она же являлась апелляционной  инстанцией по делам, рассматриваемым  в других судах. 

Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов  голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию  не подлежало. Прения сторон допускались.

В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При  вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права.

Гелиэя рассматривала  дела о государственной измене, о  покушении на демократию, тяжкие уголовные  преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.).

Суд мог приговорить к  смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить  хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д.

Обвиняемый, не дожидаясь  вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием.

Некоторые категории уголовных  дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии одиннадцати. Гелиэя, как наиболее демократический  орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены  ареопага, были осуждены за злоупотребление  властью, взяточничество, растраты.

Суду ареопага подлежала  часть важных уголовных дел, а  именно: дела о предумышленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о  нанесении ран и увечий с целью  лишения жизни.

Уголоные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных  кражах, о похищении граждан и  т.п. рассматривала коллегия одиннадцати. Она надзирала за тюрьмами и за исполнением приговоров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

 

Дело Солона продолжил архонт Клисфен, глава народной партии.

В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось. 

Вместо 4 племенных фил  были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три  зоны или области: береговую, Афины  с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил.

Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) - по 10 в каждой филе, во главе которых были демархи. 

В их обязанности входила  запись новорожденных от свободных  граждан, набор ополченцев, выбор  по жребию на должности в суд присяжных.

Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

3.1. Совет пятисот

 

Создается Совет 500 - по 50 человек от каждой филы.

Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем: 

  1. Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета; 
  2. Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование;
  3. Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.
  4. Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира. 
  5. Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;
  6. Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.

Срок полномочий членов Совета – 1 год, по истечении которого они  должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось  лишь через несколько лет и только 1 раз.

 

3.2. Исполнительно-распорядительная  деятельность Совета 500

 

Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек.

Функции такого исполнительного  комитета:

а) следить за благосостоянием города Афин; 

б) заботиться о полицейской службе в пределах города; 

в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании. 

Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу  каковых относятся: 

1.Выборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованием путем поднятия рук по жребию. 

2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.

3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Все прочие члены коллегии считались равными в правах. 

4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение составляли военные должности). 

5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение. 

6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды. 

Должностные лица имели право  налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел  от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме  того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование. 

На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых  была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились  путем открытого голосования, а  не жребием. На должность стратега могли  претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали.

Следовательно, неимущие или  малоимущие лишены были возможности  занять эту должность.

На них лежала организация  сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта  в Афины и т.д. Правда, распоряжались  они средствами не бесконтрольно. Поскольку  высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами.

Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию  противника, заключали перемирие, они  скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством. 

Стратеги вели следствие  и председательствовали в судах  по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег  с поля боя, военная измена, уклонение  от военной службы и т. д.).

Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием  и имели право требовать  созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания.

Они имели право в любой  момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система афинской демократии представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса – Народного  собрания, Совета 500, гелиэи.

Замещение государственных  должностей строилось на принципах  выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.

Сложившаяся система предоставляла  афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию.

Складывание этой системы  происходило в борьбе с консервативными  тенденциями, представленными олигархически  настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку  широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.

Для своего времени афинская демократическая республика имела  самое передовое государственное  устройство, в условиях которого все  полноправные граждане привлекались к  управлению страной. Государство в  свою очередь брало на себя обязанности  по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. Преимущество этой политической системы заключалось  в том, что она давала людям  возможность быть политически и  нравственно свободными, создавало  условия для раскрытия и совершенствования  каждого человека.

Рабовладельческий строй  в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме – в форме демократической  республики.

Реформы Солона и Клисфена явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Учебник по истории государства и права зарубежных стран, под редакцией О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинниковой., Москва, издателиство «Юристъ», 2000г.
  2. История государства и праава зарубежных стран, Л.М.Гудошников, О.А.Жидков, издательство НОРМА, 2002г.
  3. Всеобщая история государства и права: Учебник, Издание второе. Под редакцией О.А.Омельченко, Москва, 1999г.
  4. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран, под редакцией Кузнецова, Алексеева Москва, Юрайт, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Клисфена, их значение