Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные преобразования эпохи Петра.
Для этого надо решить следующие задачи:
Выявить особенности абсолютной монархии;
Проанализировать основные реформы центральных органов власти;
Рассмотреть особенности военных реформ и суда.
Введение……………………………………………………………...
С.3
1. Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности………………………………………………………….
С.4
2. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии……………………………………………...
С.5
3. Реформы местного и городского управления…………………..............................................................
С.15
4. Военная реформа………………………………………………….
С.17
5. Суд и процесс……………………………………………………..
С.21
Заключение…………………………………………………………..
С.25
Литература…………………………………………………………...
С.26
С проведением второй областной реформы сеть местных учреждений стала заметно гуще, чем раньше, а уж с допетровской Россией сравнивать не приходится: редкие уезды выглядели анахронизмом по сравнению с мощной, разветвленной структурой губерний, провинций, дистриктов.
В основу областного устройства, возникшего к концу петровского царствования, также были положены принципы камерализма. Все местные учреждения были тесно связаны с соответствующими центральными органами — коллегиями. Сверху донизу было установлено единообразие, «правильность», достигаемая единством внутреннего Устройства, четкостью соподчинения, идентичностью компетенций органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. Отныне был задействован бюрократический принцип единообразия, нередко игнорирующий специфику каждого района,— так, Кунгурская провинция по своему устройству ничем не отличалась от Старорусской или Саратовской. Государство, строившееся на регулярной основе, и должно было стремиться к единообразию: это облегчало, как казалось его создателям, реализацию указов центра и контроль за их исполнением.
Стремление Петра организовать государство по военным образцам, естественно, влекло за собой усиление и военных в обществе и государстве.
4. Военная реформа.
Мы уже говорили о том, что ядром будущей армии Петра 1 стали его потешные полки. В принципе же петровская армия практически рождалась в огне долгих лет Северной войны.
На основе опыта XVII столетия
армия формировалась путем
С годами к рекрутским наборам приспособились и крестьянские общины. Общинный сход, «лучшие люди» общины (старосты, десятские, сотские) норовили сплавить в рекруты наиболее строптивых членов общины, всякяго рода смутьянов, буйных людей и т.п. В итоге в русскую армию попадал весьма своеобразный контингент, включавший в себя немалое число отчаянно смелых, порывистых, незаурядных по характеру людей. Армейская муштра, бои и походы делали из них в конечном счете смелых и отличных воинов.
В 1708 г. Петр 1 довел число пехотных полков до 52-х, а кавалерийских -до 33-х. К 1725 г., т.е. уже после окончания Северной войны, полевая армия насчитывала всего 73 полка (около 130832 человек). В первой четверти XVIII в. на вооружении пехоты состояла главным образом фузея (гладкоствольное семилинейное ружье). По тем временам это было лучшее оружие, хотя реальная дистанция огня составляла всего 60 шагов (при общей дальности боя в 300 шагов). Фузея с 1704 г. была снабжена модернизированным штыком для рукопашного штыкового боя1.
Важнейшим моментом организации новой армии были артиллерийские части. У пехоты - это легкие мортиры, пушки «калибром» (т.е. по весу ядра) в 3 фунта, в гренадерских ротах - тяжелые гранаты, а гаубицы и мортиры - у кавалерии. В полевой артиллерии к 1725 г. было 2620 человек. Два больших оружейных завода в Туле и Сестрорецке, два крупных пороховых завода в Петербурге и на Охте, а также большая группа железоплавильных комплексов в центре страны, на севере и на Урале вполне удовлетворяли нужду армии в оружии и боеприпасах. В сравнительно быстрое время государство наладило производство обмундирования для армии. Армия при Петре впервые имела единую форм" (пехота - зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия синие кафтаны и черные шляпы).
Помимо полевой армии в стране была создана система расквартированных по селениям военных гарнизонов. Российская армия стала одной из сильнейших в Европе.
Помимо регулярной армии в состав вооруженных сил входили и так называемые нерегулярные части. Это ландмилиция, слободские полки, формирования яицких, донских, гребенских казаков и частей казанских пригородов и сибирских городов.
В конце 90-х годов XVII в. был создан внушительный азовский флот. С началом Северной войны необходимым стал и балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов (первый из которых, «Штандарт», имел 28 орудий) было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.
Новый этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). И после войны, постоянно наращивая численность кораблей, Россия имела на Балтике самый мощный флот.
Создание каспийского флота произошло уже в 20-е годы XVIII в. До этого времени в Астрахани были, главным образом, традиционные струги и бусы. К началу Каспийского похода 1722-1723 гг. у России было около 300 судов.
В первые годы создания русского флота помимо сложнейших экономических и технических проблем были огромные трудности с кадрами для флота. Это ведь только поначалу можно было нанять 600 зарубежных моряков (в основном все славяне) и переквалифицировать армейских гвардейцев и солдата моряки. С 1705 г. начались наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г.
В течение всех лет
строительства флота
Важнейшим средством
создания сильной и боеспособной
армии и могучего флота было налаживание
системы профессионального
5. Суд и процесс.
Система судов в первой четверти XVIII в. строилась на сословном принципе, судебная власть не была отделена от власти административной.
Высшую судебную инстанцию представлял монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.
Следующую инстанцию — Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.
Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная — земельные споры, Мануфактур-коллегия — дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия" — финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров.
Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждены ландрихтеры (местные судьи).
С 1719 г. страна была разделена на судебные, округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух — шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанций к нижним судам1.
В 1720 г. при
надворных судах учреждались пр
Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство — в консистории при епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или Тайной, канцелярии.
В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.
Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды.
Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов; попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной; учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов); совмещение гражданской и военной юстиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).
Уже с конца XVII в. в области судебного процесса господствовали принципы розыска, «инквизиционный» процесс. В 1697 г. принят Указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...»1.
Розыскные начала вводились также в гражданские споры. Регламентация этого вида процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб(1716).
Уголовный процесс и гражданский судебный процесс не были достаточно четко разграничены ни в законодательстве, ни в судебной практике. Различие проявлялось прежде всего в форме судебного разбирательства: в уголовных делах преобладающим становился розыскной принцип (государственное обвинение, письменное производство, пытка и т.д.), в гражданских — сохранялись элементы состязательности, спора, равенства сторон и т.д., т.е. «суда». Выбор формы судебного разбирательства основывался на существе конкретного дела.
Процесс делился на три части: первая начиналась формальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика; вторая — собственно разбирательство — длилась вплоть до вынесения приговора; третья — от вынесения приговора до его исполнения.
Оповещение о явке всех заинтересованных в деле лиц в суд делалось официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и пояснения ответчика также были письменными и протоколировались.
В процессе не допускалось представительство и требовалось личное участие сторон.
Первая стадия заканчивалась на ответе ответчика.
Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Различались Четыре вида доказательств— собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяг.
«Царица доказательств» —собственное признание. Для его получения могла применяться пытка. Пытка не являлась внепроцессуальной мерой, она подвергалась законом тщательной регламентации: пытали соразмерно занимаемому чину и сословию (дворян, как людей «деликатного сложения», следовало пытать не так жестоко, как крестьян), возрасту (лиц старше 70 лет пытке не подвергали, так же как и недорослей, не достигших 15 летнего возраста), состоянию здоровья (нельзя было пытать беременных женщин). Пытать можно только определенное число после каждой процедуры испытуемому давали возможность оправиться и подлечиться. Пытать могли и свидетелей.
Доказательства делились на совершенные
и несовершенные. Совершенными они становились при определенных
условиях: собственное
такие должно быть дополнительно
проверено; свидетельские показания
оценивались судом по лицам, их приносящим,
и обстоятельствам;
очистительная присяга также должна была
перепроверяться на фактах.
Совокупность косвенных доказательств
(улик) не признавалась непреложной и совершенной.
Свидетельские показания не были равноценными. Существовала возможность вовсе отвести свидетеля, например по мотивам его родства U одной из сторон. Негодными свидетелями считались лица, не достигшие 15-летнего возраста; клятвопреступявики, признанные таковыми по суду; проклятые Церковью, клейменые - шельмованные; судимые за разбой, воровство и убийство; прелюбодеи; иностранцы, о которых нет достаточных сведений.
Свидетелей допрашивал только судья и только в суде (знатным особам разрешалось давать показания на дому).
В первой четверти XVIII в. начинает формироваться принцип законности. Место обычая и традиции окончательно занял закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, исполнительной и судебной власти воплощал идею законности. Игнорирование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялось важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Принципы законности были сформулированы в указах «О хранении прав гражданских» (1722), «О соблюдении благочиния во всех судебных местах» (4724) и «О важности государственных уставов» (1724). Это был шаг в сторону создания «правового государства» эпохи просвещенного абсолютизма.