Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3
Реформы Петра I ………………………………………………………...... 5
Преобразования Петра I в области культуры в литературе, живописи, театральном искусстве, архитектуре, образовании и науки ………………… .8
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы …………………………………………. 17

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СПБ1.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

      «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»   - говорил Петр 1.

В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени,  тиражом – около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь,  размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер  «Ведомостей» угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В  1708-1710 гг. в  России перешли на новый шрифт, который  с некоторыми изменениями по сей  день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся  буквами,  стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник «Арифметика, сиречь наука числительная», написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.

Петр прекрасно  понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому  всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута  целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше,  чем за 150 предшествующих лет.

Рост выпуска  книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г.  библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и  садово-парковому делу.

В центре внимания светской  культуры Петровского  времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.

Петровское  время стало переломным и в  развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее  место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов  достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. («Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Портрет канцлера Г.И.Головкина», «Напольный гетман»).

 Петровское  время характеризуется значительным  развитием жанра гравюры. Это  был жанр близкий к повседневности  и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них  была трагикомедия Ф.Прокоповича «Владимир».

Видными деятелями  театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

В ХVII веке архитектура  носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В архитектуре появились  новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры  стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко.

 В первой  четверти ХVIII века видное место  в архитектуре занимает гражданское  строительство. В это время  сооружаются здания крупных промышленных  предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, «Комедийную хромину» (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

 В церковной  архитектуре наступил период, получивший название «московское барокко». Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

 Одним из  видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении следует  отметить, что преобразования в области  культуры были ограничены частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся отдельных сторон жизни общества и государства.

Наиболее долговечным  осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения, памятники архитектуры и искусства, которыми страна гордится и сегодня.

Он – герой  своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр I и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Мультимедийный учебник «История культуры Петербурга ХVIII век» Е.А. Кайсаров, 2010 г.
  2. «Об истории новой России» Соловьев С.М.. - М.:Просвещение,1993 г.
  3. «Время петровских реформ» Анисимов Е.В.. - Л.:Лениздат,1989 г.
  4. Учебник для ВУЗов «История русской архитектуры» Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., 2003 г.
  5. Информационный портал  http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Реформы Петра I