Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства. Петр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем.

Содержание

Введение
1. Предпосылки и цели преобразований Петра I
2. Реформа системы управления в России
Реформа центрального управления
Реформа местного управления
Реформа городского управления
3. Финансовая реформа
4. Меры по развитию промышленности и торговли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия  дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет  оказались быстро исчерпанными. Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный  штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов.

На созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были возложены задачи высшего  распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем  же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и  расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано  было «чтоб правдивые принесла, сколько  у кого в которой деревне душ мужска пола». Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введения подушной подати финансы России получили прочное основание.

  1. Меры по развитию промышленности и торговли

Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития легкой промышленности и создание отраслей тяжелой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и, прежде всего тех  его отраслей, которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импульс развитию трех основных видов мануфактур: казенных, частных и помещичьих.

Создавались новые промышленные районы и строились новые предприятия. В результате по-настоящему широко распространились мануфактуры, т.е. случился подлинный перелом в промышленности страны. Особенно четко последнее прослеживается на примере металлургии. Одним из итогов такой политики стало основание уральской металлургической области, без которой трудно представить экономику будущей России.

Петр энергично развивал и легкую промышленность. Предпринимателям выдавались огромные заказы на продукцию, которая должна была обладать высочайшими  качественными характеристиками. Приглашали работать иностранных и русских  специалистов. Происходило взаимное обогащение опытом и стремительный  рост мануфактур.

Местным властям предписывалось всемерно содействовать строительству  предприятий в кратчайший срок. Петр I помогал частным промышленным предпринимателям, предоставляя беспроцентные ссуды, льготные пошлины, бесплатные земельные участки, освобождая владельцев новых предприятий от обременительных выборных служб или даже давая право на монопольный выпуск продукции какого-то вида. Однако такие поощрения имели место только в отношении «нужных» государству товаров. Выпуск «ненужных» же очень ограничивался или совсем запрещался.

Заметную роль в промышленном развитии страны сыграли вотчинные  промышленные предприятия, развитие которых  началось со второй половины 1710-х годов. Работали эти предприятия исключительно  на крепостном труде, как правило в кожевенной или текстильной отрасли. Благодаря этим предприятиям в России выделяются ранее не существовавшие подотрасли.

В целом был достигнут экономический успех. Но здесь не обошлось без негативных моментов. Свободное предпринимательство нуждалось в источнике трудовых ресурсов. Поэтому были вынуждены обратиться к крестьянскому труду. Указ от 18 января 1721 года разрешал частным предпринимателям выкупать крестьян целыми селами и приписывать к производствам. Указ 1722 года дает право не возвращать крестьян, овладевших мастерством. Таким образом, политика Петра I способствовала и закрепощению крестьян, уничтожала наемный труд, и в то же время развивала предпринимательство. Это закладывало преграды дальнейшего развития промышленности, обеспечивая лишь недолговременный выход из кризиса.

Создав по своей инициативе производство, Петр I по своей инициативе создал и торговлю. В первую очередь можно выделить введенные им монополии. Монополии вводились на товары, необходимые государству в качестве источника высокой прибыли, например, лен и соль, а также на товары нужные армии – пенька, парусина и т.д. Согласно указу от 1705 года о введении  монополии на соль, государство открыто прибирало к своим рукам прибыльную отрасль, а кроме того реализовывало ее продукцию получая 100%-ю добавочную прибыль.

В числе мер относительно торговли первого этапа экономической  реформы указ 1699 года, согласно которому все торгующие люди были обязаны  записаться в посад, в противном  случае их деятельность запрещалась. Эта  мера была принята с целью улучшения  контроля над торговцами, для лучшего  осуществления налоговых сборов и сборов повинностей.

С целью увеличения поступлений  денег в казну и извлечения максимальной финансовой выгоды от торговой сферы Петр I предпринял ряд конкретных мер, направленных на активизацию внутренней торговли. В 1719 году с купцов и торговцев снимаются постойные и подворные повинности; они получали различные льготы и привилегии государства.

Также государство практиковало подряды и откупа. При помощи откупов, монопольных торговых компаний и жестких таможенных тарифов государство держало в своих руках всю внешнюю торговлю, защищавшие отечественное производство от иностранной конкуренции. Для оживления международной торговли вывоз товара был назначен исключительно через более удобный для этого Петербург.

Таким образом, в промышленности при Петре главным был бюрократ, знавший какую отрасль следует  развивать, а какую замедлять, определявший, сколько что должно стоить и в каком количестве должно быть выпущено.

Заключение

Экономическое преобразование Петра I подняло экономику России в целом. Были налажены внешнеторговые связи, внутренний рынок и предпринимательство, причём не только торгово-сбытовое, но и производящее.

Однако нельзя сказать, что  Петр провел европейскую модернизацию. Закрепощение крестьянского труда укоренило черты крепостнической экономики на фоне усиления власти бюрократического аппарата. Такое сочетание породило "избалованного" бесплатным, "рабским" трудом крепостных, а потому безынициативного дворянина и влиятельного бюрократа. Оно теперь уж однозначно задаёт вектор развития российского хозяйства – крепостнического хозяйства.

Однако этот большой минус  в итогах экономической политики Петра не затмевает всех её плюсов. Петр пришел к своему идеалу государственного регулирования - военному кораблю, где  все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести  этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Список литературы

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989
  2. Головатенко А. История России: спорные проблемы. Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. М.: «школа –пресс», 1994.
  3. Курукин И.В. История России IX-XX вв. Книга консультаций для школьников и абитуриентов. М.: ЗАО «премьера», 2000.
  4. Ханс Баггер. Реформы Петра великого. Обзор исследований. М.: «Прогресс», 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра I