Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич.

Содержание

Введение
1.Реформа системы государственного управления Петра I.
1.Реформа центрального управления.
2.Реформа местного управления.
3.Реформа городского управления.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат История.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 Губернаторам  перешла часть функций приказов (особенно территориальных), их количество  было сокращено.

 Указ об  учреждении губерний завершил  первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация. При этом попытка Петра отделить суд от администрации не имела успеха: судебные дела оставались, как и раньше, в ведении губернаторов. Петру не удалось создать стройную и одновременно рациональную систему местного управления.

 

    1. Реформа городского управления

 

Вокруг вновь  образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр 1, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все  городское сословие в России".

 По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

Первая  гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера.

Вторая  гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

 Гильдии  управлялись гильдейскими сходами  и старшинами. Низший слой городского  населения ("обретающиеся в  наймах, в черных работах и  тем подобные") выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.

 По европейскому  образцу создавались цеховые  организации, в которых состояли  мастера, подмастерья и ученики,  руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

 Деление  на гильдии оказалась чистейшей  формальностью, так как проводившие  его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформы Петра I затронули практически все стороны  управления страной и ее хозяйственной  деятельности: от изменения летоисчисления и определения, какую одежду нужно носить до создания нового государственного аппарата во главе с Сенатом.

Реформы Петра  завершили формирование в России абсолютистской царской власти. Для  управления государством был учрежден Сенат. Вместо запутанной системы приказов были созданы коллегии с четко  разграниченными функциями и  обязанностями, подчиненные Сенату. Коммерц-коллегия стала центральным учреждением, управляющим торговлей и промышленностью. Одним из важнейших управленческих преобразований Петра было создание регулярной армии и отделение гражданской службы правления от военной.

Главным же итогом всей совокупности реформ Петра I стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 году титула российского монарха, Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.

 В целом деятельность Петра I крайне противоречива, что нашло отражение в трудах историков. С одной стороны царствование Петра I вошло в историю России как один из самых блестящих периодов жизни, временем воинских побед, успехов во внешней политике и в экономике. С другой стороны, реформы проводились с чрезвычайным напряжением всех общественных сил, усилением бюрократизма, становлением авторитарной системы управления, усиления крепостной зависимости.

Литература

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 797с.
  2. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608с.
  3. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Под ред. Б.В. Ананьича. - СПб., 1996.
  4. История России с древнейших времен до конца XX века. Пособие для поступающих в вузы. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. М.: Высш. шк., 2001. – 784с.
  5. Россия в период реформ Петра I. Ответственный редактор Н.И. Павленко. Москва: Изд-во «Наука», 1973 – 384с.
  6. Павленко Н.И. Петр Великий. –М.: Мысль, 1990.

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра I