Реформы Петра I и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:47, реферат

Краткое описание

Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Многочисленные народные волнения, безвластие и произвол польско-шведских интервентов привели страну к невиданному хозяйственному разорению. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

Содержание

Введение………………………………………………......................
2
1
Основные тенденции экономического развития в XVII веке…………………………………………………………………..
4
1.1
Сельское хозяйство…………………………………………………
4
1.2
Ремесло………………………………………………………………
6
1.3
Мануфактуры…………………………………………………….....
7
2
Экономическая политика царя Алексея Михайловича…………..
8
3
Русский меркантилизм……………………………………………..
10
4
Особенности экономического развития России в конце XVII века…………………………………………………………………..
12
5
Реформы Петра I и их значение……………………………………
13
5.1
Денежная реформа………………………………………………….
13
5.2
Церковная реформа…………………………………………………
15
5.3
Реформа армии и флота…………………………………………….
16
5.4
Судебная реформа…………………………………………………..
16
5.5
Областная реформа…………………………………………………
17
6
Подъем промышленности в XVIII веке………………………….
17
7
Экспансия крепостничества……………………………………….
21

Заключение………………………………………………………….
26

Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 84.33 Кб (Скачать файл)

Пополнение корпуса ремесленников  производилось и за счет вывоза посадских  людей из других городов в Москву на постоянную или временную работу.

 Для нужд казны,  дворца из других городов высылали  в столицу оружейников и иконописцев,  серебряников, каменщиков и плотников.

    1. Мануфактуры

Заметный рост русского ремесла  в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.

Увеличилось число мануфактур – крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о  начале перехода к раннекапиталистическому  промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

Если в Западной Европе развитие мануфактур происходило на основе найма вольных работников, то в России свободных людей почти  не было, поэтому так называемые вотчинные мануфактуры основывались на использовании крепостного труда. Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. К мануфактурам нередко приписывались целые села и тогда крепостные крестьяне становились крепостными рабочими. В крепостных мануфактурах переплетались буржуазные и феодальные отношения: предприниматель одновременно был помещиком – ему принадлежали мануфактура, земля и рабочие, а рабочий не имел средств производства и существовал за счет принудительной продажи своей рабочей силы. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX века.

Мануфактурное производство («заводы») развивалось в основном в металлургии (литье пушек, пушечных ядер, колоколов). Некоторые процессы труда были механизированы при помощи водяных двигателей, поэтому эти  заводы обычно строились на реках, перегороженных плотинами.

Первая мануфактура была построена в 1631 году на Урале: Ницинский  медеплавильный завод. Около Тулы возникли металлургические заводы голландцев А. Виниуса, П. Марселиса, Ф. Акема и  др. В Москве существовало несколько государственных (казенных, посессионных) мануфактур, принадлежащих Дворцовому приказу: Монетный, Печатный, Хамовный (полотняный) дворы. Но в целом мануфактуры еще не занимали большого удельного веса среди предприятий, их общее количество к концу XVII века составляло всего два десятка.

В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура – скупщик, то есть торговый посредник между ремесленниками и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.

Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие  изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка  сбыта, и от рынка сырья. Этот вид  мануфактур просуществовал в России до конца XIX века, особенно вокруг крупных городов, где формировался постоянно высокий спрос на изделия повседневного быта: кожаную и валяную обувь, деревянные ложки и посуду, кадушки, глиняную посуду и др.

Заметное место начали занимать отхожие промыслы, особенно в Нечерноземье. Крестьяне осенью и зимой уходили на заработки  в города, на строительство храмов и мостов, становились речными  бурлаками и работниками на соляных  промыслах, но весной они возвращались в деревню на полевые работы. Феодалы  поощряли такую деятельность, поскольку  крестьяне платили им денежный оброк, что было выгодно в условиях нарождающегося рынка.

Наряду с вотчинными и  казенными появлялись купеческие мануфактуры, на которых использовался труд свободных горожан, оброчных крестьян, отпущенных на отхожие промыслы, а также привлекались и иностранные мастера. Так, на различных промыслах Строгановых (соляных, поташных) было занято около 10 тыс. вольных людей.

2 Экономическая  политика царя Алексея Михайловича

Государственно–устроительная  деятельность в период после Смуты, включавшая также обширную кодификационную  работу, увенчалась изданием Соборного  уложения 1649 г. царя Алексея Михайловича (1645—1676). Соборное уложение стало основным действующим законом государства  на следующие 175 лет, пока его не сменил Свод законов Российской империи 1835 г.

Уложение  представляло собой свод указного законодательства первой половины XVII в. Так был законодательно завершен процесс преобразования общественных классов в форме закрепощения государственной службы и тягла  и обособления сословий на основе строгой специализации государственных  повинностей, начатый в XVI в.

В качестве органов центральной власти сохранились  приказы, которые существовали с  первых десятилетий XVI в. Каждый приказ заведовал особым видом государственных  дел или отдельными областями  государства, – своеобразный аналог министерств или администрации федеральных округов. Также было упорядочено областное управление. Для этого в каждый уезд стали назначать представителя центральной власти – воеводу. В своем регионе воеводы объединяли все уездное управление и проводили на местах решения центральной администрации приказов.    Одновременно уничтожались остатки старых кормлений. Выборные земские учреждения оставались, но на сугубо второстепенных ролях при воеводах. Таким образом, в выборной земской службе еще более укрепился элемент казенной повинности, который был ей вполне присущ уже в XVI в.

Соборное  уложение окончательно санкционировало  закрепощение крестьян, которые закреплялись на тех землях, где их зафиксировали  писцовые книги 1626 г. Уложение имело  судьбоносное значение не только для  крестьян, но и для всей России. Навсегда утверждалась незаконность любого крестьянского  перехода без согласия барина, и  одновременно отменялись прежние предписания, допускавшие право на невозврат  к господину по истечении сначала 5 лет, а затем 15. С изданием Уложения всякие временные ограничения были сняты: независимо от времени нахождения в бегах крестьянина можно  было принудительно вернуть к  прежнему господину вместе с женой, детьми и нажитым добром. Такая  социальная эволюция стала возможной, потому что русские цари все более  опирались на служилое дворянство и  выражали интересы прежде всего этого  сословия.

Причем  для крестьянина помимо податных обязанностей перед казной, сам крепостной труд на помещика стал рассматриваться  как разновидность службы на государство  – в качестве материального обеспечения  помещика, необходимого для несения  им государевой службы.

Кроме того, законодательство 1649 г. отражало стремление разрушить мелкие промежуточные  социальные слои и группы, которые  возникали при усложнении социальной структуры общества по мере его экономического и социального развития.   Появление новых социальных групп фактически нарушало освященную законом обособленность общественных классов. Поэтому законодательство ввело свои меры преодоления этой тенденции:

• запретило  служилым людям ‹закладываться›  за кого–либо, т.е. поступать в долговую кабалу ради освобождения от службы;

• окончательно юридически разграничило торгово–промышленное население посадов, т.е. пригородных  слобод, окруженных валом, и уездное  население, т.е. сельских поселенцев, путем  принудительной приписки к посадскому тяглу расположенных около посада торгово–промышленных слобод, которые  ранее могли входить в белые (не обложенные податями) слободы на землях крупных феодалов;

• запретило  торговым людям торговать на посаде без приписки к посадской общине.

Ограждая  посадских людей от конкуренции  сторонних элементов, закон одновременно обособил этот класс, запретив посадским  людям записываться на военную службу, поступать в холопы, замкнул каждую общину в отдельности, а переход  из посада в посад допускал не иначе  как по предписанию правительственной  власти. Торгово–промышленная деятельность посадского класса также окончательно приобрела характер принудительной службы.

Здесь мы видим так часто встречаемую  тенденцию к упрощению управляемой  структуры, попытку заморозить развитие новых социальных групп или даже ликвидировать их путем растворения  в старых. Отдельные положения  Уложения ограничивали также крестьянскую торговлю в интересах ‹купеческого торгу›.

Усиление  социального и экономического гнета, все более ощутимо проявлявшееся  по мере укрепления центральной власти, приводит к неоднократным городским  бунтам – Соляному, Медному. А в 1669 г. началось восстание казаков и крестьянской бедноты под руководством Степана Разина (1669—1671). Восстание приобрело широкий размах – были взяты Астрахань, Саратов, Самара, но в результате было жестоко подавлено.

 Каких–либо  результатов и выводов власть  не сделала, считая этот взрыв  народного возмущения очередным  бунтом, что гарантировало новые  возмущения в будущем.

 

3 Русский меркантилизм

Меркантилизм – это  первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное  регулирование отношений, связанных  с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период “периодом  первоначального накопления капитала”. Начало этого периода связывается  с началом великих географических открытий, когда появились возможности  для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока  золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство  нации и государства. 

Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских  мер по регулированию внешней  торговли, того, чтобы поощрялся  экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей  силы.

Источником богатства  меркантилисты считали неэквивалентный  обмен в результате торговых взаимоотношений  с другими государствами.  
Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке господствует политика активного денежного баланса – это ранний меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране. 
 Второй этап – поздний меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается экономическими методами (ограничения иностранной торговли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров). 
 Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества.

В 1724 г., выходит “Книга о  скудости и богатстве” первого русского экономиста Ивана Тихоновича Посошкова. 

Его труд посвящался проблеме преобразований в российской экономике, направленных на преодоление бедности и преумножение богатства. Автор  не отождествляет богатство только с деньгами. Он считает, что та страна богата, в которой богаты люди, а  не государство. Это очень передовая  мысль не только для того времени. Он считал, что труд является источником богатства и в промышленности, и в торговле, а само богатство  – это материальные блага и  справедливые законы в стране. 
Зная причины бедности России: – отсталость сельского хозяйства, и промышленности, неразвитость финансовой системы, засилие иностранцев в торговле, зная скрытые возможности этой огромной страны И.Т. Посошков выдвинул программу обновления России, увеличения ее богатства.

Основное – это торговля. Для ее упорядочения должно установить твердые цены, единые пошлины, монопольное  право купеческого сословия на на торговлю, запрет на ввоз предметов  роскоши и вывоз сырья. В экономическую  программу входило также развитие промышленности на основе разведки рудных месторождений, строительства заводов  за счет казны, государственной помощи предпринимателям, предоставления им дешевых кредитов.

В области сельского хозяйства  Посошков предлагал строго ограничить размер повинностей, переложить основное налоговое бремя на собственников  земли, снизить крестьянские подати. Он выдвинул передовую идею о том, что все классы, кроме духовенства, должны облагаться налогом. Основным объектом налогообложения он предлагал сделать  земельные владения или промыслы. 

Некоторые направления программы  Посошкова перекликались с направлениями  реформаторской деятельности Петра I. Но это только маленький кусочек, как бы вырванный из общей и  целостной программы. Для своего времени, идеи А.Л. Посошкова были слишком  демократичными и, полностью принять  их при абсолютной монаршей власти было просто невозможно. Даже то, что  частично было принято государством или просто пошло на развитие экономической  мысли Отечества уже можно  считать огромной победой автора над старым мировоззрением, господствовавшим в отсталой России

 

 

 

 

 

4 Особенности экономического развития в конце XVII века

XVII век – важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, начало формирования всероссийского национального рынка. По мере развития торговли продолжал развиваться класс купечества. Высшей привилегированной корпорацией купечества в России были гости. Они вели крупные торговые операции как внутри страны, так и за рубежом, назначались на ответственные посты в центральные и местные хозяйственные и финансовые органы. Например, в Москве их было около тридцати человек. Кроме того, имелись купеческие корпорации – гостиная сотня и суконная сотня.

Информация о работе Реформы Петра I и их значение