Здесь ярко проявляется
основная причина неудач буржуазных реформ-
попытка их проведения в рамках феодальной
системы. К слову, скажем, что можно встретить
утверждение, будто Столыпиными реформам
просто не хватило времени для положительных
результатов.
А Тюкавкин придерживался иного мнения и считал
что, «во-первых, реформа была вызвана
революцией; во-вторых, что П. А. Сталыпин
стремился разрушить все общины; в третьих,
что реформу проводили насильственно,
крестьян вынуждали подавать заявление
о выходе из общины и о землеустройстве,
а община подвергалась перманентному
полицейскому режиму.»4
§2. Реформа в сфере образования
и судебная реформа
В рамках школьной
реформы, утвержденной законом от 3
мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное
начальное бесплатное обучение для детей с 8 до
12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования
удалось увеличить втрое, было открыто
50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин
ставил третьим условием модернизации
страны (помимо аграрной реформы и развития
промышленности) достижение всеобщей
грамотности в объеме обязательной для
всех четырехлетней начальной школы. Подводя
итог школьной реформе, скажем, что для
нее действительно не хватило времени:
для реализации плана всеобщего начального
обучения такими темпами, как в 1908- 1914 гг.,
требовалось еще не менее 20 лет.
Следует кратко
осветить преобразования в сфере
судебной власти. Принципиально, в самых
общих чертах, местный суд, искаженный
реакционными реформами императора
Александра III, должен был вернуться
к своему первоначальному облику.
§3. Рабочий
вопрос
Наконец осталось
затронуть рабочий вопрос. Он так
же как и крестьянский, достался
Столыпину в наследство от революции
1905- 1907 гг. Интересно отметить, что
до этого не только царизм, но и буржуазия
отрицала его существование. Это непризнание
было равнозначно признанию несостоятельной
политики опоры на крестьянскую общину.
Революция развеяла все сомнения... Была
создана специальная комиссия по рабочему
вопросу. Можно выделить несколько этапов
разработки законопроектов. Первый связан
с деятельностью вышеупомянутой комиссии
под председательством Коковцова, тогдашнего
министра финансов. Ее деятельность сразу
породила открытый конфликт с буржуазией
- она не желала идти на даже сугубо экономические
уступки рабочим и обвиняла правительство
в том, что оно хочет решить рабочий вопрос
за счет заводчиков и фабрикантов. Комиссия
Коковцова прекратила существование.
Тем не менее, не смотря на провал, определенный
итог был достигнут. Он состоял в том, что
царизм под влиянием революции твердо
взял курс, так же как и в аграрной политике,
на буржуазную политику в рабочем вопросе,
отказавшись от чисто полицейского способа
его разрешения. Общей платформой правительства
и промышленников было признание права
рабочих на стачку и свои профессиональные
организации. Рабочий вопрос в буржуазном
разрешении наряду с аграрным стал одним
из краеугольных камней третьеиюньского
курса, одним из проявлений третьеиюньского
курса царизма, столыпинского бонапартизма
с той разницей, что в одном случае лавирование
шло между помещиками и крестьянством,
а во втором- между буржуазией и пролетариатом.
Дальнейшее развитие рабочего вопроса
в "верхах" и Думе доказало это со
всей очевидностью
Следующим этапом
в решении рабочего вопроса было
Особое совещание (1906- 1907 гг.). Это уже была целиком
эра Столыпина. На повестку сессии были
вынесены 10 законопроектов, сводившихся
к нескольким пунктам: страхование болезней,
несчастных случае, инвалидности; сберегательные
кассы обеспечения; правила найма рабочих;
рабочее время; меры поощрения строительства
здоровых и дешевых жилищ; и т.п. Важно
отметить, что без внимания остался вопрос
о рабочих организациях - считалось, что
"Временные правила" о союзах на время
решают проблему. На основе этих правил
в годы столыпинского правления были закрыты
сотни профорганизаций и еще сотням отказано
в регистрации.
Остальные вопросы
обсуждались, но встретили сильнейшее
сопротивление со стороны промышленников,
т.е. крупной буржуазии. К примеру,
Нобель утверждал, что "если нам не
будет предоставлено право некоторого противодействия
влиянию массы, то мы пропали..."
С передачей
в июне 1908 г. законопроектов в Думу
наступил их последний этап превращения
в законы. Он стал самым длинным.
Сопротивление было не только со стороны
промышленников, но и слева: трудовики и социал-демократы
выступили с критикой страховых законопроектов
с подлинно демократических позиций.
Заключение
Индустриализация,
процесс создания крупного машинного
производства и на этой основе переход
от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств
для индустриализации могут быть как внутренние
ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов
из более развитых стран. Сроки и темпы
в различных странах неодинаковы. Так
в России этот процесс происходил в конце
19 начале 20 века.
Несомненно,
С.Ю.Витте и П.А. Столыпин оказали
огромное влияние на начало и развитие
этого процесса, но у них не было
опоры в лице буржуазии. Это явилось
причиной приостановления процесса
индустриализации революцией.
С.Ю.Витте жил в удивительное
время кризисов, войн и революций, когда происходила
невиданная социальная борьба и решался
вопрос о судьбах России. Он был активным
участником общественно-политического
движения на своем поприще, по-своему решал
проблему выхода России из политического
тупика, страстно желал ей процветания
и благоденствия. В целом Витте был, несомненно,
крупным государственным деятелем, хотя
и вряд ли особенно выдающимся, но оставившим
заметный след в российской истории конца
XIX - начала XX века.
В аграрной программе
Витте переплетались буржуазные начала и феодальные
пережитки, главным из которых явилось
помещичье землевладение, как уже отмечалось
дальнейшее развитие эта реформа получила
при деятельности Министра Внутренних
Дел, Председателя Совета министров П.А.Столыпина
(1862-1911).
Да, мы много говорили
попутно о тех противоречивых
явлениях, которые возникали в
процессе реализации столыпинской реформы,
затрагивали и причины, их породившие.
Приведем главные из них: отсутствие
социальной опоры реформы и сопротивление
самодержавия, бюрократии и буржуазии.
Крах столыпинской реформы,
невозможность срастить тоталитаризм
и авторитаризм с самостоятельностью,
крах курса на крестьянина- фермера
стал уроком для большевиков, которые
предпочли опереться на колхозы.
Путь Столыпина, путь
реформ, путь предотвращения октября 17 года был
отвергнут. И теми, кто революции не хотел.
И теми, кто к ней стремился.
Столыпин понимал и
верил в свои реформы. Он был их
идеологом. Это - сильная сторона
Столыпина.
Список использованной
литературы
1. Барабанов В.В. История России с древнейших
времен до конца 20века. - М.: Апрель, 2003.
– 494 - 496 с.
2. Давыдов М. А. Статистика землеустройства
в ходе Столыпинской аграрной реформы
// Российская История. – 2011. - №1. - 57 с.
3. Захаревич А.В. История отечества. - М.:
Дашков и Ко, 2005. - 187 с.
4. Зырянов П.Н. Столыпин и судьбы крестьянства
// Диалог – 1990. - № 12. – 43 – 45 с.
5. Капегелер А. Россия - многонациональная
империя. Возникновение. История. Распад.
- М.: Кнорус, 2000. – 115 - 118 с.
7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.
- М.: Просвещение, 2006. – 65 - 68 с.
8. П.А. Столыпин Программа реформ. Документы
и материалы. - М.: РОССПЭН, 2003. – 764 – 765
с.
1 Система
золотого стандарта сложилась
к середине XIX в. Возникновение этой системы
было обусловлено необходимостью обеспечения
торговых расчетов между крупными индустриальными
странами.
2
Захаревич А.В. История отечества. - М.:
Дашков и Ко, 2005. - 187 с
3
Давыдов М. А. Статистика землеустройства
в ходе Столыпинской аграрной реформы
// Российская История. – 2011. - №1. - 57
с.
4 Давыдов М. А. Статистика землеустройства
в ходе Столыпинской аграрной реформы
// Российская история. – 2011. - №1.
- с. 57.