Реформы начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:40, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются причины проведения, основные этапы, итоги реформ, которые проводились царским правительством в период с 1906 по 1914 года. Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической ситуации, сложившейся в России, а также и в Белоруссии, которая в то время являлась частью Российской Империи, накануне происходящих реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Предпосылки реформ начала XX века
1.1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го века…………………………………………………………………….5
1.2 Реформатор…………………………………………………………………7
Глава II Реформы начала XX века
2.1 Аграрная реформа
2.1.1 Сущность реформы……………………………………………………….10
2.1.2 Содержание реформы…………………………………………………….12
2.1.3 Методы аграрной реформы………………………………………………15
2.1.4 Итоги реализации…………………………………………………………15
2.2 Другие направления реформирования
2.2.1 Реформирование образования……………………………………………17
2.2.2 Создание земств…………………………………………………………...18
2.2.3 Реформы в промышленной сфере………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………..23
Приложения……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Предпосылки реформ начала XX века

    1. Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го века…………………………………………………………………….5
    2. Реформатор…………………………………………………………………7

Глава II Реформы начала XX века

2.1 Аграрная реформа

2.1.1 Сущность реформы……………………………………………………….10

2.1.2 Содержание реформы…………………………………………………….12

2.1.3 Методы аграрной реформы………………………………………………15

2.1.4 Итоги реализации…………………………………………………………15

2.2 Другие направления  реформирования

2.2.1 Реформирование образования……………………………………………17

2.2.2 Создание земств…………………………………………………………...18

2.2.3 Реформы в промышленной  сфере………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..23

Приложения……………………………………………………………………...24

 

Введение

Существует множество источников, рассматривающих период 1907-1914 гг., который представляет особый интерес тем, что он является периодом активных реформ. В существующей литературе мнения авторов значительно отличаются друг от друга в оценках этих вопросов. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что в тот период во главе правительства стоял настоящий патриот, талантливый и деятельный человек – П. А. Столыпин. Реформы под руководством Столыпина достаточно значимы и вызывают интерес тем, что оказали большое влияние на положительное развитие России. Их опыт остается актуальным и на современном этапе. В России вопрос о реформах всегда стоит очень остро и сводится к тому, как провести их мирным путем. Исторический опыт проявляет аналогию и цикличность процессов, происходящих в обществе.

В работе рассматриваются причины проведения, основные этапы, итоги реформ, которые проводились царским  правительством в период с 1906 по 1914 года. Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической ситуации, сложившейся в России, а также и в Белоруссии, которая в то время являлась частью Российской Империи, накануне происходящих реформ.

Начало ХХ века было временем коренных преобразований в политике и экономике. В стране назревала кризисная ситуация, поднимались революционные восстания, произошла революция 1905-1907 гг. России требовалось встать «на ноги» ,чтобы продолжать развиваться как сильное государство, чтобы завоевать влияние и уважение среди высокоразвитых стран, таких как Англия, Франция, которые в то время являлись капиталистическими державами, с хорошо отлаженным управленческим аппаратом, со стабильной экономикой,  с хорошими темпами развития промышленности, производства  и экономики.

Россия имела два пути развития: революционный и мирный, т.е. с помощью реформирования политического строя и экономики. В сельском хозяйстве не наблюдалось никаких тенденций к развитию, а ведь именно сельское хозяйство рассматривалось как источник накопления капитала для развития индустрии. После отмены крепостного права, крестьяне так и не улучшили своего положения, жизненного статуса. Продолжался помещицкий беспредел. Назревала кризисная ситуация. Возникало всё больше и больше крестьянских выступлений. Для предотвращения волнений правительство должно было немедленно предпринять меры, чтобы урегулировать крестьянские массы, наладить производство, восстановить сельское хозяйство. Требовалась реформа, которая могла бы уладить все недовольства, нужен был человек, который бы взял на себя ответственность за проведение такой реформы. Им стал Столыпин. Он предложил

 свой выход из создавшейся ситуации. Его реформа была одобрена и принята правительством.

Основные этапы и пути проведения  столыпинских реформ подробно рассмотрены и изложены в данной работе.

 

Глава I Предпосылки реформ начала XX века

1.1 Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го века.

 

На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли "молодыми хищниками". В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90х- годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки).

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго эшелона.

Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.

Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% -середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.

В начале XX века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". До 1905 года высшим государственным органом в России был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя.

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были иностранного происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

В России начала нарастать революционная ситуация (1905-1907). 1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России. История же, по мнению Н. Эйдельмана, предлагает три пути:

1. Продолжение революции  снизу, что представляется весьма  реальным;

2. Контрреволюция сверху; в какой- то степени она осуществляется: переворот  3 июня 1907 г. - разгон II Государственной  Думы - довольно отчетливый пример. Однако большего правители себе позволить не могли. Кроме нового,  "бесстыжего" избирательного закона, увеличившего представительство в Думе  крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупныхконтрреволюционных мер не последовало.

При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии. С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе!

Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России.

К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен  контрреформистским  курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.

 

1.2 Реформатор

 

Главным реформатором начала XX века стал Петр Аркадьевич Столыпин – государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

6 марта 1907 года, П. А. Столыпин  выступил перед II Государственной  Думой с изложением правительственной  программы реформ. Список открывал  знаменитый указ 9 ноября, а также  другие аграрные мероприятия. Несколько  законопроектов касались свободы  совести (переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим - профессионального союза и государственного страхования, стране в целом - реформа образования. Большое значение в программе придавалось возрождению боевой мощи армии и флота, утраченной в русско- японскую войну.

10 мая Столыпин выступил  с изложением правительственной  концепции решения аграрного  вопроса. Это была его итоговая коронная речь во II Государственной Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином- бездельником и крестьянином- хозяином в пользу последнего. 

24 августа 1906 года была  опубликована правительственная  программа, состоящая из двух  частей- репрессивной и реформистской. В соответствии с первой в местностях, объявленых на военном положении и положении чрезвычайной охраны, вводились военно- полевые(«скорорешительные») суды, а в центре реформистской части был вышеупомянутый указ 9 ноября 1906 года о выходе из общины с сопутствующими ему законами. Именно с этими составляющими, по свидетельству А. Я. Авреха,- столыпинской аграрной политикой и «столыпинскими галстуками»- у современников в первую очередь и ассоциировался новый глава правительства.

Его декларация перед III Государственной Думой, мало чем отличавшаяся от предыдущей, объявляла первой и основной задачей правительства не "реформы", а борьбу с революцией, противопоставляя этому явлению только силу.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявлял проведение аграрного закона 9 ноября, являющегося "коренной мыслью правительства, руководящей его идеей... не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками бунт погашается силой,  а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы.

Информация о работе Реформы начала XX века