Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:58, контрольная работа
Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет 25 августа 1530 года, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна. Пишут, что в ту самую минуту земля и небо потряслись от неслыханных громовых ударов. Но это было воспринято как добрый знак. Все города отправили в Москву послов с поздравлениями. Но царь после рождения сына прожил совсем недолго. Он умер в 1534 году, и 3-летний Иван остался на попечении Елены Глинской. В 1538 году и она скончалась, отравленная, как принято считать, крамольными боярами. Власть окончательно захватили бояре во главе с Шуйскими.
Личность Ивана IV………………………………………………………..3
Биография Ивана IV……………………………………………….…3
Краткая характеристика правления ………………………………..6
Реформы Ивана IV……………………………………………………….8
Земский Собор………………………………………………………..8
Судебная реформа…………………………………………………..10
Стоглав……………………………………………………………….12
Реформа военной организации…………………………………….14
Опричнина……………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………17
Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права сословного представительства и за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса.
Каждый Земский Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание собора в полном составе. Царь произносил речь. После устраивались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам происходило в специальных «каморах» (комнатах). Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего собора. Решения принимались обычно единогласно. При закрытии собора царь давал торжественный обед для выборных.
Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. «церковного устроения» в годы раскола. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы. Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические.
Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. – более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. – по разным подсчетам от 500 до 700 человек.
В историографии существуют различные точки зрения по вопросу о характере Земских соборов. Славянофилы, в частности К.С. Аксаков, видели в соборах прямых наследников вечевых порядков. Напротив, С. М. Соловьев доказывал, что Земские соборы не имели никакой связи с древними областными вечами и отделены от них веками. Н. И. Костомаров, сравнивая российские соборы с западноевропейскими представительными собраниями, не видел между ними ничего общего. В. О. Ключевский считал соборы всего лишь «совещанием правительства со своими агентами». Советская историография, исходя из марксистского постулата о классовой борьбе, рассматривали Земские соборы как результат компромисса между различными слоями господствующего класса феодалов. В последнее время о Земских соборах и местных земских учреждениях часто упоминают как о нереализованной модели государственного устройства, имевшей парламентский потенциал, но уступившей место абсолютистской форме правления.
2.2 Судебная реформа
Одним из первых решений Земского собора 1549 г. стала Судебная реформа и, в частности, Судебник 1550 Ивана IV, ставший первым в русской истории нормативно-правовым актом, провозглашенным единственным источником права.
В качестве источников Судебника Ивана Грозного были взяты статьи из предыдущего Судебника (1497 года), царские указы, нормативно-правовые акты Земских соборов и Боярской думы, а также судебная практика и правовые обычаи. Всего в составе законодательного сборника 1550 года насчитывается 100 статей. Эти статьи были систематизированы в соответствии с нормами права. Поэтому можно утверждать, что Судебник Ивана IV стал первым кодифицированным сборником, закрепившим принцип систематизации правовых актов.
Главной задачей Ивана IV было ограничить власть боярства на местах, что, надо сказать, ему блестяще удалось. Наместники, назначаемые царем, должны были активно сотрудничать с представителями местной служилой знати, торговыми кругами, что увеличивало роль дворянства и купечества в делах их земли. Подобные нововведения касались также крестьян, которые могли принимать деятельное участие в судопроизводстве. «Чиновники» оказывались подконтрольными не только высшему начальству, но и представителям населения.
В Судебнике отдельно подтверждались принципиальные положения о Юрьевом дне (единственном времени в году, по окончании осенних работ, когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому), которые вели к полному закрепощению крестьян, хотя, с другой стороны, крестьянские общины получили право самоуправления.
Судебник 1550 года устанавливал систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды.
Интересным фактом юридической жизни стал судебный поединок. Разумеется, в то время ничего не было известно о состязательности сторон — решение принимал судья, который должен был выяснить все обстоятельства дела и допросить свидетелей. Новым по сравнению с предыдущими эпохами стало ведение протокола судебных заседания. При этом отдельно оговаривалось невмешательство «заинтересованных лиц» в беловой вариант документа. Но зачастую расследование заходило в тупик, и тогда для решения спора применялся поединок; победитель в борьбе становился победителем в судебном разбирательстве. Разумеется, не всегда такие поединки были возможны — например, в силу разного возраста участников судебного процесса. Но сам факт бытования такого обычая запечатлен в русской литературе — это «Песнь о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова.
И хотя в Судебнике Ивана IV по-прежнему существовали такие архаичные формы судебного разбирательства, этот документ сыграл большую роль в становлении российского самодержавия и наряду с Судебником Ивана III послужил отправной точкой для будущих законодательных актов, прежде всего для Судебника 1649 г.
2.3 Стоглав
В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении.
Одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому числу соответствовало и число соборов, то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.
Собор 1551 г. вынес важное решение относительно «двойных» монастырей в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав.
Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества. Закрепилось убеждение в необходимости крещения через троекратное полное погружение.
Стоглав очерчивает Возраст сексуального согласия для юношей с 15 лет, а для девушек с 12 лет. Идеальным браком считался первый. Второй не венчался, но мог иметь благословение, за третий полагалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертый именовался преступлением, «понеже свинское есть житіе».
Позже к тексту Стоглава была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:
Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве, просуществовавший вплоть до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви.
2.4 Реформа военной организации
В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Было создано новое постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием (пищалями) и холодным оружием (бердышами и мечами). Такое войско стали называть стрелецким. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3 тысяч человек. В конце XVI в. Численность стрелецких войск достигла 25 тысяч человек. Служба стрельцов проходила в Москве и практически во всех крупных городах. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено Уложение о службе (издано в 1556 г.), в соответствии с которым устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству (т.е. по происхождению) и по прибору (т.е. по набору).
Службу по отечеству проходили дворяне и боярские дети. Служба начиналась с 15 лет, продолжалась всю жизнь и переходила по наследству. Такие служилые люди составляли основную часть вооруженных сил – конное ополчение феодалов, обеспечивались жалованьем и землей. Службу по прибору проходили стрельцы.
Вливались в войско и казаки, жившие на Дону. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы на границах.
К концу XVI в. состав русских войск превышал 100 тысяч человек. Кроме того, было 2500 наемных поляков, немцев и других иностранцев.
2.5 Опричнина
В 1560 г. произошел разрыв между Иваном IV и деятелями Избранной рады. Иван обвинил Адашева и Сильвестра в стремлении сосредоточить в своих руках всю реальную власть, оттеснив царя. Это обострило отношения царя с боярством, на сторону которого стал и глава Русской церкви.
В январе 1565 г. царь вводит новый порядок управления государством, получивший название опричнины. Страна была разделена на две части: личный удел царя именовался опричниной. Остальная часть государства стала именоваться земщиной. Ею управляла Боярская дума.
Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна и особое опричное войско: первоначально одна тысяча, к концу опричнины - шесть тысяч. В основном - незнатные люди, но были и представители старых родов. Территория опричнины постоянно увеличивалась и захватила большую часть государства. Опричная часть выделялась и в Москве. Из крупных городов за земщиной остались Тверь, Владимир и Калуга.
При введении опричнины царь добился согласия боярства на право казнить и подвергать опале всех, кого он сочтет изменниками. Сразу же с территории опричнины были выселены сотни боярских семей, их земли отошли опричникам. Конфискации подвергались и земли служилых людей, не доказавших своей абсолютной преданности царю.
Опричный террор достиг апогея в 1569 - 1570 гг. Были убиты митрополит Филипп и последний удельный князь Владимир Старицкий. Совершен карательный поход на Новгород, в ходе которого разгрому подверглись также Тверь, Клин, Торжок, сотни сел. Совершены массовые казни в Москве. В 1572 г. опричнина была отменена.
Результатом опричнины были:
Большинство историков считают,
что опричнина была хорошо продуманным
политическим шагом Ивана Грозного и была
направлена против тех сил, которые противостояли
его самовластью, т.е. прежде всего против
боярско-княжеской оппозиции. В опричнине
отразились и личные качества Ивана IV
- человека государственного ума, но с
гипертрофированно развитым властолюбием.
Список использованной
литературы