Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа
« Золотой век » Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, её идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правление Екатерины II ( 1762 – 1796 )……………………………7
1.1 Обстановка воцарения……………………………………………………..7
1.2. Начало царствования………………………………………………………8
1.3. Внутренняя политика Екатерины II………………………………………9
1.3.1. Результаты реформирования……………………………………….9
1.3.2. Экономика и торговля……………………………………………...11
1.3.3. Социальная и национальная политика……………………………13
Глава 2. Внешняя политика России в царствование Екатерины II…….14
2.1. Расширение пределов Российской империи…………………………….14
2.2. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма……………………….16
2.3. Отношения с другими странами………………………………………….18
Глава 3. Екатерина II как деятель эпохи Просвещения…………………..21
Теория и практика Эпохи Просвещения………………………………...21
Екатерина – литератор и издатель……………………………………….24
Особенности личной жизни……………………………………………..24
Вывод…………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………..27
Поморский государственный университет им.М.В.Ломоносова
Факультет управления
Заочное
обучение
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема:
« Роль Екатерины II
в истории России
».
Бахлюстова Галина
Валентиновна
г.Архангельск, 2009
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Правление Екатерины
II ( 1762 – 1796 )……………………………7
1.1
Обстановка воцарения…………………………………………………….
1.2.
Начало царствования………………………………………………
1.3. Внутренняя политика Екатерины II………………………………………9
1.3.1. Результаты реформирования……………………………………….
1.3.2. Экономика и торговля……………………………………………...11
1.3.3. Социальная и национальная политика……………………………13
Глава
2. Внешняя политика
России в царствование
Екатерины II…….14
2.1.
Расширение пределов
2.2. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма……………………….16
2.3.
Отношения с другими странами………………………………………….18
Глава
3. Екатерина II как деятель
эпохи Просвещения…………………..21
Вывод…………………………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность:
Актуальность темы заключается в том что, благодаря разумной политике правления Екатерины II, еще при жизни названной «Великой», Россия прочно заняла место ведущей державы мира.
« Золотой век » Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, её идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения.1
Незаконность восшествия на престол Екатерины, как это ни парадоксально, имела и свои несомненные плюсы, особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями… искупать то, что цари законные имеют без труда… эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел её».2
Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и «Уложенная комиссия» соседствовали с гонениями. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома.
Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами.
Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.3
Поистине
роль Екатерины II в истории
России очень значима!
Анализ
использованной литературы:
Литературу, описывающую годы царствования Екатерины II условно можно разделить на несколько групп.
Авторы одной группы посвятили
свои исследования
Следующую группу составляют работы, посвященные социально-экономическому исследованию состояния Российского государства в период правления Екатерины II. К ним относятся работы авторов В.О. Ключевского, А.В. Венкова, С.А. Кислицына, Н.А. Миненкова и др.
Далее можно выделить группу
работ изучающих
Ещё одна группа
Широким идейным течением в годы правления Екатерины II было Просвещение. В группу авторов описывающих деятельность императрицы в Эпоху Просвещения можно отнести: С.Ф. Платонова, И.А. Заичкина, И.Н. Почкарева, А.Н. Сахарова, Л.Е. Морозову, М.А. Рахиатуллина, Н.И. Павленко и др.
В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что литературу, изучающую период правления императрицы Екатерины II можно разделить на множество групп. Мы в своем анализе выдели лишь несколько самых на наш взгляд основных.
Многие труды эпохи царствования Екатерины
II проходят доработку. И в скором времени
мы будем иметь книги с легко воспринимаемым
и ярким стилем изложения. Одновременно
они будут содержать высокую научную точность
и аргументированность.
Цель:
Дать
характеристику эволюционных перемен
произошедших в период правления
Екатерины II, которые легли в основу движения
всей человеческой истории.
Задачи:
ГЛАВА
1: Правление Екатерины II ( 1762
– 1796 )
Со второй половины 1750-х годов в жизнь великой княгини вошли новые тревоги и опасения. Болезнь императрицы заставила Екатерину серьезно задумываться о своем будущем. Она понимала, что когда ее муж, отношения с которым все более ухудшались, придет к власти, то постарается поскорее от нее избавиться. И расчетливая Екатерина начала искать сторонников, на которых она могла бы опереться в предстоящей борьбе за власть.4
После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 года на престол вступил ее сын Петр III. Но правление его было недолгим. Ярко выраженные пронемецкие настроения, сведения на нет успехов русской армии в Семилетней войне с Пруссией вызвали острое недовольство русского дворянства.
Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах. 2 (13 сентября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.5
Екатерина ощущала в себе
В начальном периоде своего царствования Екатерина столкнулась со многими трудностями. Многие отрасли Российского государства пришли в упадок. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.6
Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:
◄ Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
◄ Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество
и заставить его соблюдать законы.
◄ Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
◄ Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
◄ Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим
уважение соседям.
Императрице известно, как следует воплощать «план» в жизнь: «Спешить не нужно, но нужно трудиться без отдыха всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того, как они будут появляться; выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всем выказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша». Если же есть деньги, то не мешает при случае быть щедрым». Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен.7