Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:28, доклад

Краткое описание

Позиция России несколько отличается от позиции других посредников в процессе палестино-израильского урегулирования. В первую очередь это касается не параметров возможного мирного договора, а способов его достижения. В настоящее время, когда палестинцы из-за неудач на переговорах с Израилем перешли к односторонним действиям, новые компромиссные подходы к разрешению конфликта, предлагаемые российской стороной, могут оказаться особенно востребованы.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад - Роль РФ в урегулировании палестино-израильского конфликта.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Неприятие односторонних действий

 

Сложность мирного процесса, который не приносит Палестине желанного суверенитета, а Израилю безопасности, в последние годы приводит к тому, что обе стороны считают возможным реализовывать односторонние меры. По мнению России, все спорные вопросы должны решаться путем диалога и получать признание, так как шаги, предпринимаемые без консультации с партнером, осложняют мирный процесс.

 

26 сентября 2010 г. закончился 10-месячный мораторий на строительство в поселениях на Западном берегу. Израиль 8 и 9 ноября объявил о планах строительства 1,3 тысяч единиц жилья в Восточном Иерусалиме и 800 единиц жилья в поселении Ариэль – одном из крупнейших на Западном берегу. Россия, как и другие члены «квартета», осудила возобновление строительных работ на территориях, статус которых еще предстоит урегулировать, – несмотря на то, что все, включая и власти автономии, осознают, что крупные блоки еврейских поселений даже при самом благоприятном для палестинцев варианте отойдут к Израилю. Однако строительство внутри поселений имеет для палестинцев и арабского мира большое символическое значение, как расширение израильской оккупации их земель.

 

Односторонние действия палестинцев носят еще более масштабный характер. После того как последняя попытка начать прямые переговоры при посредничестве Обамы зашла в тупик, Аббас сделал ставку на провозглашение независимости в границах 1967 г. и решил добиваться принятия Палестины как независимого государства в члены ООН на сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре этого года. Независимость Палестины в этих границах с начала декабря 2010 г. до начала июня 2011 г. признали 11 государств Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Эквадор, Чили, Гвиана, Перу, Парагвай, Суринам, Уругвай и Королевство Лесото). Всего же с конца 1980-х годов Государство Палестина в необозначенных границах (согласно декларации о независимости 1988 г.) и в границах 1967 г. признало около 100 стран.

 

Россия в преддверии сессии Генассамблеи старается проявить максимум гибкости в вопросе палестинского признания. Перед визитом Медведева в Палестину 18 января 2011 г. член ЦК ФАТХ и один из главных палестинских переговорщиков, Набиль Шаат, заявил в интервью газете «Аль-Хайят», что Москва готова признать палестинское государство в границах 1967 г. [22]. Российский президент на совместной с Аббасом пресс-конференции в Иерихоне повторил, что Россия «поддерживает право палестинцев на создание собственного территориально единого и неделимого государства», и напомнил, что Москва признала палестинское государство во времена СССР и с тех пор ее позиция не изменилась. При этом президент отметил, что Палестине ещё предстоит пройти остаток пути, связанный с созданием самостоятельного, независимого государства [23].

 

 

 

* * *

 

Таким образом, несмотря на налаживание отношений с Израилем в начале 1990-х годов и прекращение холодной войны, одним из театров которой был Ближний Восток, наблюдается некоторая преемственность курса Москвы в отношении палестино-израильского конфликта. Как в свое время СССР, Россия выступает за его разрешение на основе создания двух государств, стремится к участию в мирном процессе всех политических сил. Залогом успеха мирного процесса Москва считает расширение его формата, привлечение региональных участников, тем более что для Израиля одним из итогов мирного процесса должно стать обеспечение собственной безопасности. Россия имеет неплохие позиции для реализации своих инициатив, являясь членом «квартета», наблюдателем ОИК и поддерживая тесные связи с арабским миром. При этом Москва, несмотря на отличия в подходах к палестинской проблеме (по сравнению с США и ЕС), не стремится вытеснить других коспонсоров, а старается дополнить их действия и компенсировать недостатки. Как показывают последние события, связанные с переходом палестинцев к односторонним действиям и примирением ФАТХ и ХАМАС, мирный процесс находится в сложном положении. Необходимо проявлять прагматизм и использовать все возможности для стабилизации палестино-израильских отношений и укрепления политической, экономической и административной сфер жизни палестинской автономии.


Информация о работе Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта