Роль и место России в современом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Немалую роль в утверждении административно-команд¬ной системы сыграло теоретическое обоснование полити¬ческим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим. Сталин умело использовал не только веру людей в со¬циализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, доби¬вался роста своего авторитета как его соратника.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

 

3. Велико нравственное значение  реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д. 

 

Но как уже отмечалось выше реформа носила недемократический, продворянский характер. Главные пережитки – самодержавие в политической области и помещичье землевладения в экономической. Реформа разорила крестьян. Отрезки от их земель доходили до 20%.

 

Современники называли эту реформу  в прямом смысле слова великой. Многие из дореволюционных историков (Иванюков И.И., Ключевский В.О., Корнилов А.А. и  др.) рассматривали реформу 1861 г . с идеологических позиций, как результат гуманно-прогрессивных идей, не раскрывая тех социально-экономических процессов, которые ее вызвали. Основное внимание они обращали на освещение хода подготовки этой реформы, ее значения в правом отношении, меньшее – в экономическом плане. Аграрная реформа 1861 г . нашла отражение на том этапе разработки и в трудах В.И. Ленина, который в отличие от современников называл ее «великой реформой» лишь относительно, употребляя эти слова в кавычках. Он одним из первых дал довольно обстоятельный анализ обстановки в стране накануне и после отмены крепостного права, показал сущность и двойственный характер аграрной реформы 1861г. как буржуазной и крепостнической, процесс развития капитализма и назревание народной революции.

 

Кстати, как верно заметил профессор  М.Д. Карпачев, и в зарубежной историографии «прочно утвердилось мнение о том, что реформы 1860-1870-х годов, привели в конечном счете к созданию социально-экономической ситуации в России, на почве которой разразилась величайшая революция в истории человечества». 7 

 

Историки (Литвак Б.Г., Фурсов В.Н., Зайончковский  П.А.) показывают, что миллионы крестьян получили после отмены крепостного  права личную свободу и общегражданские  права. Это было великим благом, шагом  вперед по пути демократизации российского  общества. Но эта свобода была ограниченной. Сохранялась община, круговая порука. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушно  подать, несло рекрутскую повинность, могло быть подвергнуто телесному  наказанию. Важное значение в хозяйственно-экономическом плане имело получение крестьянами земельных наделов (хотя и за выкуп, и через общину, и с «отрезками»). Но реформа, будучи результатом компромисса, не решила аграрный вопрос по буржуазному -  до конца, что тормозило развитие в стране массового фермерства, рост сельскохозяйственного производства. В деревне сохранялись сильные остатки крепостничества и, прежде всего, помещичьи хозяйства, медленно перестраивавшиеся на капиталистический путь развития. И несмотря на то, что за 60-90-е годы 19 в. сборы зерна в России выросли, например, в 1,7 раза (с 1,9 до 3,3 млрд. пудов), картофеля – в 2,5 раза и т.д., сельское хозяйство развивалось по-прежнему экстенсивно, половина крестьян пользовалась еще сохой, даже в помещичьих хозяйствах отсутствовала сложная сельскохозяйственная техника. В 5 раз вырос экспорт зерна Россией за границу. Но вывозили его по принципу «Не доедим, но вывезем» и даже в период голода 1891, 1897, 1898 гг., когда аграрный вопрос вновь стал наиболее открытым, и сельское хозяйство его нуждалось в дальнейшем реформировании.

 

В тоже время до сих пор имеет  место и явно ошибочная, лишь отрицательная  оценка аграрной реформы 1861 г . и ее результатов. Так, например, профессор В.С. Дякин оценивает реформу как «сорок потерянных лет». 9 Автор считает, что эта реформа ничего не дела. Сорок лет после «великой реформы» были потеряны для естественного и мирного выхода из общины. Ее насильственная консервация не оградила страну от «язвы пролетариатства». А вот формирование массового слоя крестьян-собственников, заинтересованных в законности и порядке, было задержано. В.С.Дякин утверждает, что лишь Столыпинская аграрная реформа довершала то, что нужно было сделать еще в 1861 году, но она- слишком запоздалая реформа.

 

Самодержавие и реформы в  России   в начале ХХ в.

Эволюция российской политической системы (Манифест 17 октября 1905 г. и  Основные законы  Российской империи  1906 г.).

. Осенью 1905 г. центром 

революционного движения стала  Москва. 19 сентября с экономическими требованиями выступили 

московские печатники. К ним  присоединились рабочие большинства  московских предприятий, в начале

октября – железнодорожники, поддержанные рабочими почти всех железных дорог  страны.

Стачка стала общероссийской. Она  охватила 120 городов, в ней приняли  участие 2 млн рабочих и

служащих. Более чем в 50 городах  и рабочих поселках страны были созданы  Советы рабочих депутатов, не

только руководившие  революционной  борьбой, но и игравшие роль органов  местной власти. 13 октября 

Совет рабочих депутатов появился в Петербурге.

Прекратились занятия в школах, гимназиях, университетах, не работали банки, аптеки, магазины.

Многие выдающиеся художники, поэты, писатели откликнулись на революционные  события 

произведениями, обличающими самодержавие.

Всероссийская октябрьская стачка проходила под лозунгами «Долой царское правительство!», «Да 

здравствует демократическая республика!».

Верховная власть была вынуждена пойти  на уступки. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об

усовершенствовании государственного порядка».

Из Манифеста 17 октября 1905 г.

1. Даровать населению незыблемые  основы гражданской свободы на  началах действительной 

неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и союзов.

2. ...Привлечь к участию в Думе... те классы населения, которые  ныне совсем лишены избирательных

прав...

3. Установить как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не мог воспринять силу без  одобрения 

Государственной думой...

Какие права получило российское население? Какой новый орган государственной  власти был обещан в Манифесте?

Какими полномочиями он наделялся? Оцените значение Манифеста.

Существенные изменения произошли  и в высших органах исполнительной власти. Указом царя от 19

октября 1905 г. по типу европейских  кабинетов министров было создано  объединенное коллегиальное 

правительство – Совет министров. Первым его председателем был  назначен С. Ю. Витте.

 

Начало российского парламентаризма  и его особенности.

Манифест 17 октября 1905 г. стал крупным  шагом по пути политических реформ. Был образован Совет министров  как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед  царём. Сохранялся Государственный  совет, но теперь он по

лучил права верхней палаты Думы. Половина его членов назначалась  императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право  не одобрять законопроекты, предложенные Думой. Документы получали силу законов  лишь после утверждения их царём. Между сессиями Думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносились  на утверждение Думы. Ее законодательные  права были невелики. Тем не менее империя перестала быть классической самодержавной монархией. Возможности для созыва и работы Думы были созданы. При всей ограниченности это был первый в истории опыт российского парламентаризма.

I Государственная дума избиралась  на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса  получило 25 млн. человек. В выборах  не участвовали батраки, женщины,  солдаты, матросы, учащиеся, рабочие,  занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет)  и имущественный цензы. Выборы  были многоступенчатыми, а права  избирателей неравными. Голос  помещика приравнивался к 3 голосам  буржуазии, 15 голосам крестьян и  45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно  открыл Государственную думу. Главную  победу на выборах одержала  партия кадетов, получившая более  трети всех мест. Трудовики, которые  выражали интересы крестьянства, завоевали четвёртую часть мандатов. В Думу прошло 15 социал-демократов. Председателем Думы избрали умеренного  либерала С.М.Муромцева. Общим  настроением думцев было противостояние  правительству.

Через неделю после начала работы Дума приняла обращение к Николаю II. Депутаты требовали введения всеобщих выборов, создания ответственного перед  Думой министерства, упразднения  Горемыкина отвергло эти требования. Дума потребовала отставки правительства. Ситуация обострилась.

Большие споры вызвал в Думе аграрный вопрос. Трудовики предлагали перевести  все земли в "общенародный земельный  фонд". Распоряжаться фондом должны были органы местного самоуправления. Это означало национализацию земли  и ликвидацию помещичьего землевладения. Дума приняла более умеренный  проект закона, предложенный кадетами, согласно которому крестьяне могли  за вы-

куп получить помещичьи земли. Думцы  были уверены, что царь пойдёт на уступки. Этого не произошло.

9 июля 1906 г. новый министр внутренних  дел П.А.Столыпин распустил Государственную  думу. Часть депутатов выехала  в Вы-борг. Они приняли "Выборгское воззвание", в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

В ноябре 1906 г. началась избирательная  компания во II Государственную думу. Кадеты получили всего около 20 % мест, черносотенцы и октябристы 10 %. Большую  победу одержали левые силы:

социал-демократы завоевали 12,5 % мест, а трудовики и эсеры -около 30 %. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе незначительную фракцию.

II Дума открылась 20 февраля 1907 г. Центральным опять стал аграрный  вопрос. Предложения правительства  не были поддержаны. Создалась  реальная возможность принятия  проекта трудовиков. Они требовали  ликвидации помещичьего землевладения.  В условиях спада революционных  событий правительство решило  перейти в наступление.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал  исключить из Думы депутатов  от социал-демократической фракции,  обвинив их в подготовке военного  заговора. Дума потребовала доказательств.  Не дожидаясь результатов расследования, 3 июня 1907 г. Николай II объявил  о роспуске Думы и введении  нового избирательного закона. Изменение  закона было проведено с нарушением  Манифеста 17 октября и воспринято  как государственный переворот.

Социал-демократическую фракцию  арестовали. Новые выборы назначили  на 1 ноября. Волнений и демонстраций по этому поводу не произошло. По новому избирательному закону большинство  в Думе было обеспечено дворянам и  предпринимателям. Представительство  крестьян и национальных меньшинств сокращалось. Даже Столыпин соглашался, что новый избирательный закон  является бесстыжим.

Первые думские опыты оказались  неудачны. Ни правительство, ни две  Думы не смогли найти разумный компромисс. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал окончание первой русской  революции.

Альтернативы решения крестьянского  вопроса в России. Аграрная реформа  П.А Столыпина и ее итоги.  Оценка столыпинской модернизации в исторической литературе.

Первая русская революция потерпела  поражение, и наступил период реакции. 3 июня 1907 г. был совершен государственный  переворот (в нарушение ОГЗ принят новый избирательный закон и  разогнана Дума), правительство перешло  в активное наступление на демократические  завоевания революции. Установление третьеиюньской системы тесно связано с деятельностью  последнего великого министра царской  России Петра Аркадьевича Столыпина (1862—1911). Он происходил из древнего дворянского  рода, в 1884 г. окончил Петербургский  уни¬верситет и поступил на службу в министерство внутренних дел. А в 1903 г. Столыпин уже был назначен губернатором в Саратовскую губернию, которая оказалась в центре крестьянских волнений и эсеровского террора. Деятельность саратовского губернатора при¬несла ему широкую известность, и в апреле 1906 г. П.А. Столыпин возглавил министерство внутренних дел, а в июле 1906 г.—Совет министров (оставаясь министром внутренних дел). Взятый им курс в аграрном вопросе, жесткое подавление революционного движения сделали его кумиром всей контрреволюции — от октябристов до

крайне правых. Особенно высоко поднялся престиж Столыпина после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 авгу¬ста 1906 г. на его даче на Аптекарском острове (погибло 27 и ранено 32 человека, в том числе сын и дочь Столыпина).

Спустя 12 дней, 24 августа 1906 г., была опубликована прави¬тельственная программа, воплощавшая идею Столыпина: «Сначала успокоение, а потом реформы». Вводились военно-полевые суды по делам о терроре и вооруженном грабеже, предусматривавшие упрощенную форму судопроизводства. Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов. Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положе-ние, усилились аресты и высылки без суда и следствия. Всего в 1907—1909 гг. к смертной казни, каторге и тюремному заключению за революционную деятельность было приговорено более 26 тыс. человек.

В 1906—1911 гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось  число членов —до 13 тыс. человек (с 250 тыс.). Было запрещено 978 газет к журналов.

Одновременно была провозглашена  программа реформ, в основе которой  лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия, без разрушения помещичьего землевладения, несколько изменив аграрную политику правительства. Реформе предшествовал манифест 3 ноябри 1905г. об отмене выкупных пла¬тежей с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г.— полностью (по положениям реформы 1861 г. с этого момента земля переходила в собственность крестьян). 9 ноября 1906 г., не дожи¬даясь созыва II Думы, Столыпин царским указом провел отмену закона 1893 г. о неприкосновенности общины. По указу крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излиш¬ки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкуп¬ным ценам 1861 г., если же в данной общине переделы не производились в течение 24 лет, то бесплатно. Крестьянин Имел право требовать выделения всех угодий к «одному месту» в виде хутора или отруба. Для выдела из общины требовалось согласие сельского схода; если в течение 30 дней сход согласия не давал, то выдел производился распоряжением земского начальника. Прове-дение указа было возложено на специальные губернские и уездные землеустроительные комиссии. Указ 9 ноября 1906 г. преследовал решение двух задач: во-первых, создать в деревне крепкие кресть¬янские хозяйства на собственной земле, которые могли бы стать опорой царизма; во-вторых, добиться подъема сельского хозяйства.

 Этот указ обсуждался в  III Думе, где был полностью одобрен  правооктябристским большинством  и стал законом 14 июня 1910 г.

Информация о работе Роль и место России в современом мире