Роль казачества в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть роль казачества в развитии России.
Задачи:
• изучить историю казачества
• Рассмотреть структуру и быт казачества
• Определить роль казачества в развитии России
• Рассмотреть место казачества в современной России.

Содержание

Введение 3
1. История казачества 4
2. Структура и быт казачества 9
3. Роль казачества в развитии России 14
4. Место казачества в современной России. 19
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение № 1 24
Приложение № 2 31
Приложение № 3 33

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по учебной дисциплине «История»

Тема: Роль казачества в истории России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: студентка гр.

                           Ловкова О.Г.

                                                                    Вариант: № 26                                                                   

                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

                      Содержание

          

  Введение

В современных условиях возрос интерес к возрождающемуся российскому казачеству как к организованной части российского общества, объединенной вокруг патриотической идеи, провозглашающей при этом демократические лозунги и преследующей определенные политические цели. 
            В многоликой истории Российского государства портрет казачества, как одной из социальных групп населения страны, всегда привлекал особое внимание.

В последние десятилетия этот интерес, не смотря на крутые повороты в истории нашей страны, не только не угас, но и ещё более обострился.

Это нашло отражение не только во всевозможных публикациях и исследованиях, но и в попытках на практике возродить это сословие в социальной структуре Российской Федерации.

Казачество не только обороняло границы, но и способствовало расширению территории Московского, а затем и Российского государства. Как же это удавалось казачеству?

 Какие  обстоятельства на протяжении  столетий формировали особое  военное искусство казаков? Какова  роль казачьего вольного сословия  в военных успехах России, в  обороне ее границ и расширении  ее территорий? Какова роль казачества  в современной России?

Будут ли продолжены военные традиции казачества? Эти  и другие вопросы определили актуальность  исследования.

Цель работы: рассмотреть роль казачества в развитии России.

         Задачи:

  • изучить историю казачества
  • Рассмотреть структуру и быт казачества
  • Определить роль казачества в развитии России
  • Рассмотреть место казачества в современной России.

 

1. История казачества

В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль. Роль казаков в истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

Слово «казак» происходит от тюркского – «большой человек». Это название упоминается в официальных документах 1444 год в связи с несением казаками пограничной службы на юге и востоке нашей страны.

Казачество – военное сословие, возникшее в 14-16 вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике. Еще в 14 веке казаками называли «гулящих» или свободных людей, не приписанных ни к какой общине, нанимавшихся на работу в различных промыслах (солеварение, рыболовство).

 Позже  к этим занятиям прибавилась  военная служба, т. к. в 15-16 веках казачество  складывалось на окраинах России  по соседству с ее внешними  врагами.

Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения - на украинских и на русских. Среди тех и других можно выделить вольных и служилых казаков.

 На Украине  вольное казачество было представлено  Запорожской Сечью (просуществовало  до 1775 г.), а служилое – «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение.

Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века.

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Огромное значение в жизни казачьих общин играла война.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника.

Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского Царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд.

Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Все сношения между казаками и Царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам.

 Недовольство  Москвы вызывал и постоянный  уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев.

Чтобы закрепить верность российскому престолу, Цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее – Войско Донское в 1671 году). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных.

 С включением  юго-восточных территорий в состав  России казачество осталось лишь  особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы Российской Империи.

С 1721 года казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Император Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775 году, когда Императрица Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.

 В 1798 году  по указу Императора Павла I все  казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск.

В 1838 году был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 году казачество перешло в ведение Управления (с 1867 года – Главное Управление) иррегулярных (с 1879 года – казачьих) войск Военного Министерства, с 1910 года – в подчинение Казачьего отдела Главного штаба Военного Министерства во главе с августейшим атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 года стал назначаться Наследник Престола.

К началу 20 века в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 году Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк Министерства Внутренних дел.

И вот… попущением Божьим, в назидание и искупление, в России произошел большевистский переворот. Не много найдется на земле народов и народностей, в отношении которых применялась тактика поголовного уничтожения. Именно такая участь постигла Российское казачество, в особенности – Терское. «Ликвидировать казачество как класс» коммунисты начали в первую очередь после захвата власти. И это неспроста, ведь именно казаки, в отличие от офицерского корпуса регулярной Армии, духовно разложившегося под влиянием западного либерализма, были наиболее серьезным противником – силой, цементированной Православием и преданностью идеалам монархии. Ведь казачество издревле стояло горой «за Веру, Царя и Отечество», являясь надежной опорой Самодержавия.

Проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны политика геноцида, массовый красный террор и репрессии против казачества, как социальной и культурной общности сословия Российского государства, в советской историографии, мягко названа - «расказачиванием». Хотя она заключалась в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних и иноверных на казаков и т. д. Политика «расказачивания» была начата большевиками с принятием 11 (24) ноября 1917 года декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». До 75 % казаков в 20–30-х годах прошлого столетия были убиты. Страшная участь постигла и казачьи семьи. Их расстреливали без различия пола и возраста, уничтожали без суда и следствия, а оставшихся в живых изгоняли с родной земли…

 

 

2. Структура и быт казачества

Во главе казачьего войска стоял ежегодно выбираемый Атаман, который по истечении годового срока своей службы являлся в круг и, поклонившись на все четыре стороны, слагал с себя полномочия, возвращая себя в ряды обыкновенных казаков.

Круг выбирал новое начальство. Атаман (старейшина) был прямым начальником казаков в дни мира и брани, во внешних сношениях он был представителем Войска и принимал послов, вел дипломатические переговоры. По внутреннему управлению на нем лежала обязанность мирить ссорящихся, защищать обиженных, делить между казаками царское жалованье, следить за порядком исполнения круговых приговоров. Тем не менее, власть атамана была очень ограниченной. Он не имел права предпринять что-либо по своему личному усмотрению.

 При  нем находились два войсковых  есаула, выбираемых подобно своему  начальнику, на год. Они были исполнителями приказаний Атамана и круга. Письменная часть лежала на обязанности войскового дьяка, не имевшего никакой политической власти. В отдельных городках было то же устройство, что и в главном Войске.

Станичный атаман и есаул избирались на год. Принимая власть от общества (круга), атаман приобретал неограниченное право управлять, особенно во время военных походов. Жизнь и смерть каждого казака находилась в руках атамана. В случае неумелого руководства казаками либо нанесения вреда обществу атаман мог быть подвергнут суду круга, как рядовой казак.

В знак власти атаманы и есаулы носили жезлы или насеки. Жезл атамана был 1,3-1,4 метра, верхний конец был залит свинцом, так что имел вид булавы. Жезл же есаула был длиннее - ровная палка длиной два метра.

Насеками они первоначально назывались, по преданию, потому, что, будучи безграмотными, атаман и есаул насекали на них кресты и другие знаки для памяти. На Дону были широко распространены зарубки и насеки для памяти на палках и дощечках. Казак, отправляемый с каким-либо известием в другую станицу, вместо расписки, что известие доставлено, привозил половину расколотой палочки с нарезами.

Когда посыльный устно докладывал, то, чтобы ничего не забыть, во время рапорта держал перед собой палку с насечками. Когда жезлы иссекались полностью, они заменялись на новые. Позже насечки на стволах жезлов делались для красоты.

Все общественные дела станицы обсуждались в кругу. Круг собирался на майдане (т.е. площади) между станичной избой и часовней. Когда необходимо было собрать круг, есаул с жезлом шел по станице и на перекрестках, сняв шапку, нараспев кричал: «Атаманы молодцы, сходитесь на майдан войсковую грамоту слушать» или «для общего станичного дела».

 В случае  немедленного сбора, чтобы отразить  набег или выступить на помощь другой станице, есаул сзывал казаков с развевающейся хоругвью. Это означало, что станица находится в критическом положении. В круг выносились хоругви из часовни, он считался местом священным, правительственным. Казаки стояли без шапок.

Атаман предлагал кругу для обсуждения дела, есаул в это время смотрел за порядком. За нарушения или оскорбление святости круга своим поведением любой казак тут же мог быть наказан жезлом, который есаул не выпускал из рук. За различные преступления круг наказывал позором и штрафом. Позор состоял в том, что виновного били в кругу ослопьями (дубинами) и чем попало, сажали в клетку, забивали в колодки.

Штраф же — в том, что у виновного забирали (грабили) все личное имущество в пользу общества. Иногда оба эти наказания присуждались одному лицу, это называлось «бить и грабить». Если кого присуждали к битью, его обязательно еще и грабили.

Информация о работе Роль казачества в истории России