ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный
техникум»
Г. Мариинск
Роль лесной
промышленности в Великой Отечественной
войне.
Ларионов Роман, гр. ТЛ-14
Руководитель: Ефременко Е.В.
История
России знала немало войн. Самая страшная,
кровопролитная, самая определяющая для
судеб мира - война
1941 - 1945 годов. Победа
в Великой Отечественной войне явила всему
миру не только мощь нашего оружия, но
и мощь русского духа. Эта победа - определяющая
веха в истории нашей страны и края.
Великая Отечественная
война - это важная дата для каждого из
нас, ведь наши бабушки, дедушки, прабабушки
и прадедушки участвовали в этой войне. 9 мая 2015 года исполняется 70
лет со дня Великой Победы.
Война резко изменила задачи, стоявшие
перед советской экономикой. Особое значение
в первые месяцы войны приобрели массовое
перебазирование из фронтовых и прифронтовых
районов огромного количества ценностей,
оборудования и миллионов людей на тысячи
километров в восточные районы страны,
обеспечение в кратчайшие сроки на новом
месте выпуска продукции, остро необходимой
фронту.
Из общего числа
эвакуированных крупных предприятий 226
было направлено в Поволжье, 667-на Урал,
244-в Западную Сибирь, 78-в Восточную Сибирь,
308-в Казахстан и Среднюю Азию.
Роль лесного сектора
в обеспечении экономики страны прослеживается
во все периоды жизни России, но особенно
ярко она проявилась в годы Великой Отечественной
войны.
Великая Отечественная
война нанесла громадный урон лесной промышленности.
На оккупированной врагом территории
до войны находилось 27% лесопиления. Производство
пиломатериалов сокращалось с самого
начала войны и по 1944 год, когда оно составило
13,2 млн. куб. м, или около 30% довоенного
уровня. Однако нужно было удовлетворять
неотложные нужды фронта и оборонной промышленности
в пиломатериалах и продукции деревообработки.
Древесина была основным
материалом при строительстве оборонительных
сооружений, переправ, блиндажей, землянок.
Она использовалась для отопления, сооружения
теплушек, изготовления кузовов, автомобильных
прицепов, тары для боеприпасов, бомб,
противогазов, пищевых продуктов, производства
авиационной фанеры в самолетостроении,
водостойкой фанеры и древесных пластиков
для судостроения, аккумуляторного шпона,
лыж для перемещения и перевозки боевых
орудий, восстановления разрушенных зданий,
предприятий. Для нужд армии потребовалась
спецукупорка, без которой невозможно
транспортировать боеприпасы, лыжи, сани,
черенки лопат, ложи для винтовок и автоматов,
понтонное имущество, лонжероны и другие
детали самолетов, палубно-шлюпочные материалы.
В годы войны Наркомлеспром выпускал для
нужд фронта аэросани, волокуши, фермы
для мостов, резервуары для бензобаков,
контейнеры, аккумуляторные ящики и т.
д. Резко увеличилась поставка фронту
обозных пилованных сортиментов для производства
санитарных, кухонных, артиллерийских
и других повозок.
Чтобы удовлетворить эти неотложные
нужды фронта, пришлось резко сократить
выпуск мебели, строительных деталей и
другой мирной продукции.
Иначе говоря, предприятиям отрасли пришлось
быстро перепрофилироваться с выпуска
мирной продукции на выпуск продукции
военного назначения. Решение этой проблемы
осложнилось другой, не менее острой, вызванной
войной проблемой - нехваткой квалифицированных
кадров, поскольку многие специалисты
были призваны в армию, в первую очередь
в саперные части. На фронт была также
мобилизована большая часть механизированной
лесовозной тяги. В армию были призваны
мужчины-лесорубы, рамщики и другие рабочие.
Их место заняли женщины и "белобилетники",
т. е. физически намного слабее тех, кто
ушел на фронт.
Административно-командная система,
характерная для нашей страны в тот период,
стала искать выход из указанных проблем
присущими ей административными методами.
Была проведена специализация предприятий
по выпускаемым изделиям с целью повысить
однородность продукции. Предприятия-поставщики
были закреплены за предприятиями-потребителями.
Было разрешено (а значит, рекомендовано)
перейти на упрощенную технологию производства
основных изделий, сняты некоторые другие
ограничения. Был налажен сбор деревянной
тары на фронте, освобождавшейся от боеприпасов.
Эти меры создали важные предпосылки
для серьезных достижений в области технологии
производства и организации труда. На
ряде предприятий был введен поточный
метод производства. Первые поточно-конвейерные
линии появились на сборке спецукупорки,
затем на производстве лож и других изделий
для фронта. В 1944 г. Наркомлеспром провел
всесоюзный конкурс на лучшую организацию
поточных линий. До войны поточно-конвейерного
производства в отрасли не было.
Плодотворность закрепления заводов-поставщиков
за заводами-потребителями можно проиллюстрировать
на примере авиапромышленности. До войны
предприятия Наркомлеспрома поставляли
авиационным заводам брусовку, из которой
на авиационном заводе изготовляли авиарейку.
Теперь, точно зная потребности своих
потребителей, деревообрабатывающие предприятия
перешли на выпуск готовой авиарейки вместо
бруса. Это позволило резко сократить
трудозатраты, использовать для производства
авиарейки периферийную зону рядового
сырья, а также горбыль шпального производства.
Примером успешного решения отраслевых
производственных проблем с помощью отраслевой
науки может служить вовлечение сибирской
сосны в обеспечение сырьевых потребностей
самолетостроения. В результате ошибок
советского правительства оборонные резервы
(запасы) пиломатериалов для авиационной
промышленности были сконцентрированы
в устье Енисея. Когда началась война,
оказалось, что транспортировать их на
Запад, на авиационные заводы невозможно,
нет сухопутных магистралей. Самолетостроение
осталось без необходимых пиломатериалов.
Тогда и возникла идея использовать сибирскую
сосну, которая до войны поставлялась
авиапромышленности в ограниченных количествах.
Испытания, проведенные ЦНИИМОД на одном
из авиазаводов, показали возможность
использования сибирской сосны в самолетостроении.
При этом был разработан метод ускоренного
контроля качества авиадеталей из этой
сосны по объемному весу вместо поштучных
испытаний. Запасы высококачественных
пиломатериалов, находившихся на складах
в устье Енисея, были отправлены водным
путем в США.
Другим примером успешного участия отраслевой
науки в решении производственных проблем
в годы войны может служить создание лесовозных
автомобилей с газогенераторным двигателем
на древесном топливе. Эти работы проводились
при участии проф. ЛТА С.Ф.Орлова.
На железнодорожном
транспорте дрова заменили кокса, на автомобильном
транспорте использовали древесное газогенераторное
топливо. Для нужд обороны и народного
хозяйства СССР требовалось много пиломатериалов,
шпал, фанеры, тары, различных спецсортиментов.
Восстановление разрушенных шахт Донбасса
и Подмосковного бассейна требовало много
рудстойки.
Описывая перечень
областей военного применения древесины,
проф.
М, Е. Ткаченко писал:
«При разгроме немецко-фашистских войск
под Москвой лыжные отряды сыграли весьма
заметную роль, а лыжи для нашей Красной
армии изготовляются из уральской березы.
Из еловой древесины получают целлюлозу.
Целлюлоза же является одним из видов
сырья для изготовления взрывчатых веществ.
Из еловой древесины вырабатывают нитроглицерин,
а из нитроглицерина – динамит. ....Парашюты
выделываются не только из настоящего
шелка, но и из шелка, изготовленного из
еловой древесины. Из материалов целлюлозно-бумажных
фабрик вырабатывают гильзы для патронов
и вату...Без металла современная война
невозможна. Но в настоящее время металл
для обороны получают на Урале с помощью
древесины. Чтобы выработать одну тонну
чугуна, надо затратить 5 м3 березовых дров».
В годы войны защитные
леса центральной части европейской России
стали главным источником
топлива для страны, отрезанной от основных
поставщиков топлива – угольного бассейнов
и нефтеперерабатывающих заводов (добыча
угля и нефти была восстановлена только
после войны).
Организациям, на
которые возлагалась заготовка и поставка
дров, разрешали производить лесозаготовки
в лесах вдоль линий железных дорог. Исключение
было сделано лишь для Бузулукского бора
как исключительно ценного лесного массива,
расположенного в степи, и для некоторых
других заповедных участков. За годы войны
из водоохранных лесов было изъято в общей
сложности 93,3 млн м3 древесины, из них 45,3
млн м3 в РСФСР. Огромные перерубы в лесах
Главлеcooxpaны в этот период были неизбежны.
Так, в Московской области по главному
пользованию было вырублено за 1941/45 гг.
26 млн м3 древесины, или 37 расчетных лесосек.
Для обеспечения
дровами Москвы в системе Наркомлеса РСФСР
был
создан специальный
главк, организовавший заготовку дров
на территории
Московской, Владимирской,
Рязанской, Калининской, Ярославской,
Ивановской и Вологодской областей. Первые
лесные массивы были выбраны
на берегах Волги
и канала Москва – Волга, которые до войны
были запретными.
Приказом НКВД №
00212 на базе Управления лесной промышленности
ГУЛАГа 26.02.1941 г. было организовано Управление
лагерей лесной промышленности, основная
часть лагерей которого дислоцировалась
в европейской части СССР: в Архангельской,
Пермской, Кировской, Горьковской областях
и Коми АССР, а также на севере Свердловской
области, в Красноярском крае и в Кузбассе.
Огромную роль сыграл
Средний Урал в годы Великой Отечественной
войны. Коллективы предприятий ведущих
лесных организаций области-"Свердлес",
"Свердлесдрев", "Главлес-чермет",
"Свердтранслес" и "Химлес" -
были переведены на режим работы военного
времени. Рабочие на лесозаготовках совершали
трудовые подвиги, практически несли воинскую
повинность, но за годы войны объемы вывозки
леса все же сократились на 35%.
Мариинцы тоже внесли
свой достойный вклад в победу над фашистской
Германией, милитаристской Японией как
на фронте, так и в тылу. На лесозаводе
изготавливали ящики для минных снарядов,
лодки-волокуши для выноса раненых, бочки
для воды, табуретки, скамейки, заготовки
для шлюпок, весла, лыжи для пулеметов,
выполняли распиловку авиаплпнок и авиабрусков.
На основе постановления Государственного
комитета обороны от 22.12.1942 г. на заготовку
дров мобилизовывали городское и сельское
население. Лицам призывного возраста
предоставлялась отсрочка от призыва
в Красную Армию на время выполнения установленного
задания.
В итоге за годы войны
в Москву было поставлено 60 млн. м3 дров
и деловой древесины, в Ленинград – 10 млн.
м3. На заготовку дров были мобилизованы
более 40 тыс. чел., в основном девушек и
женщин, большинство из которых никогда
не держали в руках пилу и топор. До войны
на лесозаготовках Карелии численность
женщин не превышала 25 % от общего числа
работавших, а в 1942 г. возросла до 50-60 %.
Труженики леса работали без выходных,
по 10-12 часов в день.
В рамках «фронтовых»
вахт (смен, декад, месячников) велась борьба
за звание «комсомольско-молодежная
фронтовая бригада», были организованы
движение «двухсотников» и «трехсотников»
(выполнение за сезон 200-300 дневных норм
вместо установленных планом 100-120), соревнования
за получение почетного звания «лучший
рабочий» и т. д..
Для обеспечения
потребностей в техническом этаноле с
1941 по 1945 гг. были введены в эксплуатацию
Архангельский, Саратовский, Канский,
Красноярский, Тавдинский и Волгоградский
заводы. В 1943 г. был пущен первый цех по
получению кормовых дрожжей на Саратовском,
в 1944 г. – на Хорском заводе.
В.И.Шарков на Ленинградском гидролизном
заводе в 1941 г. разработал технологию и
организовал производство пищевой целлюлозы
(гидроцеллюлозы ) и пищевых дрожжей из
древесины. Одна производственная площадка
находилась в небольшом корпусе, расположенном
в парке лесотехнической академии рядом
с нынешним факультетом МТД, другая - на
кондитерской фабрике, находящейся на
углу Большого Сампсониевского и I Муринского
проспектов. Пищевая целлюлоза добавлялась
в состав "блокадного хлеба" (10-15 %).
Она почти не имела значения как питательное
вещество, потому что ее состав близок
к клетчатке и организмом практически
не усваивается. Она добавлялась в "блокадный
хлеб" для увеличения массы, как наполнитель
добавляется в лекарство.
Пищевые дрожжи были белковым веществом.
Их добавляли к так называемым "блокадным
биточкам".
В.И.Шарков, всегда следовавший правилу
обратной связи, спрашивал раненых, лечившихся
в госпитале, расквартированном во втором
учебном здании академии, съедобны ли
продукты, приготовленные с добавлением
пищевой целлюлозы и пищевых древесных
дрожжей.
- Съедобны, - отвечали раненые, - только
немножко горчат.
Цеха по производству
гидроцеллюлозы и пищевых дрожжей были
также организованы на других предприятиях
города.
В тот период на вывозке
леса оставались только газогенераторные
автомобили старых выпусков и газогенераторные
тракторы СГ-60 и СГ-65, в итоге гужевая вывозка
достигла 80 %. С 1942 г. в ряде районов лес
вывозили вручную на вагонетках с чугунными
и деревянными колесами по круглолежневым
и рельсовым дорогам на короткие расстояния.
Особое место в производстве
спецпродукции заняли предприятия Главспецдревпрома,
изготовлявшие для нужд фронта наиболее
сложные изделия – аэросани, глиссеры,
полуглиссеры, футляры для аккумуляторных
батарей и др. За годы войны было изготовлено
более 3 тыс. аэросаней и более тысячи глиссеров
и полуглиссеров.
Уже в годы войны
началась титаническая работа по восстановлению
разрушенных хозяйств в районах, освобожденных
от оккупантов. В связи с острой потребностью
в древесине, в числе первых в этих районах
начали работать лесозаготовительные
предприятия. В северо-западном районе
создали новые тресты Смоленсклес, Новгородлес,
Великолуклес и др.
В 1943 г. в освобожденных
районах РСФСР было восстановлено 17, а
на Украине 11 фабрично-заводских
предприятий отрасли. Восстанавливались
предприятия Белоруссии, Ленинграда. Особое
внимание уделял восстановлению домостроительных
предприятий – Мозырского, Речицкого,
Гомельского, Парфинского и др.
В 1944 г. возобновили
выпуск пиломатериалов заводы Наркоматов
леса БССР, УССР,
Карельской АССР, прибалтийских республик.
Однако