Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 07:25, реферат
В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:
• охарактеризовать политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний;
• определить взаимоотношения Русской православной церкви с ханами Золотой Орды;
• определить причины, по которым Русской православная церковь осуществляла сотрудничество с Золотой Ордой;
• выявить полученные в связи с этим сотрудничеством привилегии Русской православной церкви.
• охарактеризовать роль Русской православной церкви в период монгольских завоеваний.
Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний
Введение
В XIII в. народам Руси пришлось вести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.
Особенно разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения страны, особенно городского.
В данный исторический отрезок одним из наиболее сложных и трудных вопросов является взаимоотношения Русской православной церкви с монголо-татарским ханами и, соответственно та роль, которую она сыграла в развитии русской государственности данного периода. Так в процессе анализа данного вопроса перед нами стоят следующие задачи:
1. Политическое положение российского государства в период монгольских завоеваний
Ордынскими ханами, установившими власть на территории Руси, была создана целая система ограбления завоеванной страны путем выплат регулярной дани.
Конечно же, такая дань в 14 различных видах и тягостей истощала экономику Руси, мешала ей оправиться после разорения.
Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние торговые и культурные связи Руси с соседними странами: Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть Литвы попали западнорусские города, такие как Смоленск, Полоцк, и после этого многие попытки их возращения не раз терпели неудачи.
Отрицательные последствия монголо-татарского завоевания сказывались в течение нескольких столетий. Орда и государственность Руси Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой дани, которую русский народ вынужден был платить завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монгодо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, ставших территорией монгольских завоевателей, Русь сохранила свою государственность1.
Оставив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за их вассальной верностью и деятельностью посылаемых в русские земли своих специальных представителей — баскаков. По их доносам «провинившихся» в чем-либо князей вызывал в Орду или же посылали на Русские земли карательную рать. Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными Орде князьями.
Превратив выдачу ярлыков на княжение в объект соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно разрушали сложившийся порядок наследования «столов» и вмешивались в княжеские усобицы.
Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам из Самарканда и Бухары («бесерменам»), которые облагали население дополнительными произвольными поборами, кабалили крестьян и горожан ростовщическими путами и продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках.
2. Взаимоотношения русской православной церкви с ханами Золотой Орды
Однако для русской православной церкви времена татаро-монгольского владычества стали временем, на которое пришелся ее расцвет. В этот период церковь укрепила свои позиции настолько, что можно сказать, превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу русского государства.
Этому способствовали следующие факторы:
В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с чьей бы то ни было стороны.
Данный факт не исключает того, что в имущественном плане церковь конечно же пострадала: многие православные церкви и монастыри сжигались и разграблялись.
После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий2. Экономические привилегии выражались в первую очередь в освобождение церкви сначала от уплаты некоторых видов налогов, а после и от уплаты какой либо дани вообще.
Политические привилегии заключались в том, что в Орду от митрополита назначался его постоянный представитель для более тесного сотрудничества и поддержания постоянной связи. Русское священство обосновавшееся в Сарайской епископии, в самой столице Золотой Орды, участвовало в переговорах между русскими князьями и ханской администрацией3. Не редки были случаи, когда священники действуя в интересах ханской дипломатии убеждали русских князей в принятии того или иного решения. Под страхом отлучения от церкви многие русские князья соглашались с политикой Золотой Орды. Так принимались налоги для простого населения, таможенные сборы между княжествами и т.д. Православная церковь честно служила Орде, и эта преданность наделяла ее большим влиянием в глазах монголо-татарской аристократии.
Кроме того церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами.
Епископы и митрополиты нередко посещали столицу Орды, целью выступало получение ярлыков на утверждение их в должности. Такие встречи носили отнюдь не унизительный характер (как например, посещение русских князей с тем чтобы заплатить дань за разрешение править на собственной земле), а характер официального визита с целью продолжения сотрудничества: их встречали с почетом, и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих.
Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться того, чтобы она оказала давление на князей в интересах церкви. Как правило, в спорах между князьями и епископами власти Орды были на стороне последних, ибо церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно сносить их ярмо и покорно платить любую дань и пошлины.
3. Ханские ярлыки как документы, регулирующие взаимоотношения Русской Православной Церкви и Золотой Орды
Среди источников по истории взаимоотношения русских княжеств и Золотой Орды выделяются ханские ярлыки, данные русским митрополитам в XIV-XV вв.
Их происхождение обусловливалось тем, что они были необходимы при возникновении имущественных споров в отношении церковных владений. Их составители стремились доказать, что даже при татарских ханах церковные феодалы пользовались рядом привилегий. Ханские ярлыки митрополитам сохранились в двух редакциях - краткой и полной4.
Так, например в ярлыке Тюляка, в котором закреплены особые права митрополита заключающиеся в том, что с него не может никакая пошлина, подать, дань ни в форме денег, нив форме скота либо урожая.
Еще одним
важным документом по истории
отношении между
Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии6.
Так им образом, ярлык явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.
Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон.
Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства.
В средневековой Руси главную роль в жизни нации играла церковь. Таким образом, после победы ислама в Золотой Орде, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Русь в религиозной сфере, поэтому характеризуя отношения русской православной церкви с монголо-татарскими ханами следует подразумевать лишь то, что эти отношения носили политический характер, с одной стороны и корыстный с другой. Лишь желание высших духовных лиц обогащаться все больше и обретать тем самым еще большую власть способствовало такому близкому сотрудничеству с татарскими ханами.
Церковь на Руси в этот период меньше, чем в какой либо исторический период зависела от княжеской власти: фактически, в руках митрополита была сосредоточена вся политическая власть7.
Это время
было также периодом, когда русская
церковь имела возможность
Кроме того то влияние которое было достигнуто русской православной церковью в описываемый период во многом способствовало усилению ее идеологического и духовного влияния. Так церковью выполнялись задачи:
Заключение
Роль православия в период монголо-татарского нашествия неоднозначна. На мой взгляд, эта роль скорее негативна. Дело в том, что РПЦ не просто тесно сотрудничала с ханскими чиновниками, но, по сути, являлась частью монголо-татарской власти на Руси, о чем свидетельствуют документы «ярлыки»: согласно Чингисхановой Ясе, татаро-монголы приняли русскую церковь под свое покровительство.
О том, что роль Русской православной церкви в этот период была отрицательной, говорит и тот факт, что она будучи, по своему замыслу, Абсолютом морали, благонадежности и патриотизма, столь тесно сотрудничала с угнетателями Руси, и даже не предпринимая попыток оказать влияние на русских князей с тем, чтобы покончить с гнетом. На мой взгляд, именно это и есть самое отрицательное в данном вопросе, так как именно это способствовало падению русского духа не только русских князей, но и всего русского народа. Православная церковь не теряла времени даром и использовала все выгоды своего положения, предоставленные ей завоевателями. Татарских ханов русская православная церковь поддерживала до тех пор, пока она не увидела нового, более выгодного союзника в лице усиливающихся московских князей. Но к началу возвышения Москвы она превратилась в одну из самых могущественных организаций русского феодального общества.
Информация о работе Роль русской православной церкви в период монгольских завоеваний