Российские промышленные выставки в XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются промышленно-художественные выставки в культуре России второй половины Х1Х века
Предметом исследования служит рассмотрение промышленно-художественных выставок как отражения парадигмы развития пореформенной России, подъем культуры хозяйства, просвещения и художественной культуры

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ КАК СИМВОЛ ПОДЪЕМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 80-Х ГОДОВ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА………………………5
1.1 Художественно-промышленные выставки 1880 - 1900-х гг. как отражение культурных интересов русского общества……………………………………5
1.2 Промышленные выставки и развитие культуры различных регионов России: Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г.; Казанская научно-промышленная выставка 1890 г…………………………10
2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ И РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

titul.docx

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Свежим для всероссийских промышленных выставок было и включение в экспозицию обширного художественного отдела.

Об активизации выставочной работы в стране, расширении темы выставок говорил тот факт, что параллельно с Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 г. в Москве действовали шведская, болгарская и китайская выставки, Х передвижная выставка живописи по стеклу и прочие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Появление государственной системы выставочной деятельности в России восходит к первой четверти XIX века. Ядро системы отечественных выставок составляли всероссийские промышленные (изначально называвшиеся мануфактурными) выставки, потому главной упор в настоящем исследовании сделан на исследовании истории и проблематики промышленных выставок как составляющей социально-экономической истории державы, а также истории ее науки и культуры.

Изначально организацией проведения всероссийских промышленных выставок занимались как правило Мануфактурный совет при Департаменте мануфактур и внутренней торговли МФ и его Московское отделение.

Вместе с разработкой нормативных документов всероссийских промышленных выставок, в 1830-х годах государство выступило организатором проведения целой серии губернских выставок

В пореформенный период качественные перемены в выставочном деле происходят не сразу; на бывших началах организуются выставки 1861 и 1865 годов. Выставка 1870 г., официально называвшаяся мануфактурной, стала переходом от выставок 1820-1860-х гг. к выставкам последней четверти XIX века, полигоном усвоения и приумножения навыка всемирных выставок 1851-1867 гг. в Лондоне и Париже.

С конца 1860-х гг. выставочное законодательство развивается по пути принятия пакета нормативных документов точной выставки (ее положения, принимавшего силу закона, также правил для экспонентов, для гостей, для проведения экспертизы и т.п.).

1870-е гг. прошли в стране  под символом участия во всемирных  выставках, только в 1879 г. наступает  подготовка XV-й всероссийской промышленной выставки в Москве. Нарушенная регулярность выставочного процесса, накопившего к тому времени груз инерции и монотонности, дополненная юбилейной подоплекой (25-летие царствования императора Александра II), вылилась в солидные концептуальные перемены. Из места презентации промышленных достижений всероссийская выставка преобразилась в арену показа всех сторон жизни державы, преобразованных «Великими реформами». Тут в первый раз возникли художественный, научно-учебный, кустарный, военно-морской отделы, была гораздо полнее представлена сельскохозяйственная тема. Расширение программы выставки повлекло за собой и изменение ее названия — всероссийская промышленно-художественная.

В промышленных экспозициях 1882 г. отыскали отражение такие новейшие явления, как подъем добычи каменного угля и рост металлургического производства на Юге России, переход на смену сталью чугуна и железа, видимый прогресс в сфере рельсового производства и др.

После проведения ряда местных выставок в 1882 г. на всероссийском уровне в первый раз был замечен кустарный отдел, в подготовке которого основную роль сыграли губернские земства и статистические комитеты. Тут кустарная индустрия стала перед экспертами и широкой публикой с достаточной полнотой, определявшей степень распространения, объемы производства, финансовое значение данной формы труда, куда было вовлечено несколько млн. трудящихся рук. Главным аспектом данной экспозиции было поддержание энтузиазма к народному умению, исследование глобальных эстетических представлений, но в одно и то же время — и раскрытие слабых сторон кустарных производств, потребность предложения поддержки в сохранении традиций этнического творчества.

К середине XIX века культурная среда российских городов, в том числе столичных, определялась состоянием образовательных и культурно-просветительных учреждений, функционированием школ, библиотек, театров, музеев и картинных галерей, развитием печати, сети книжной торговли

Становление отечественной живописи, статуи и зодчества за четверть века представлял широкий художественный отдел, где более 1 миллионов гостей увидели работы В.М. Васнецова, A.A. Иванова, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, К.А. Тона, Н.Л. Бенуа и иных.

Значение выставки 1882 г. как грандиозного культурного действия, рассчитанного на массового гостя, усиливалось ее широкой музыкальной программой.

Во 2-ой половине XIX в., после проигрыша в Крымской войне, наглядно выявившего отставание России от современных держав, правительство вынуждено было вступить на путь модернизационных преображений.

Начиная с 1860-х годов, акценты в организации выставочного дела больше смещаются в сторону научных сообществ, органов местного самоуправления, любительских объединений. Вместе с промышленными выставками и проводившимися с 1840-х годов сельскохозяйственными выставками (по линии МГИ) в практику все шире входят научные, научно- промышленные, ремесленные, кустарные и прочие выставки

Последняя всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде сконцентрировала большинство существовавших выставочных направлений и очень сблизила всероссийский и региональный уровни выставочной работы.

В задачи выставок входило не только наглядное ознакомление правительственных чиновников с состоянием разных отраслей, образцами продукции российских компаний, но и предоставление лично предпринимателям возможности общаться, сопоставлять собственные изделия с подобными, представлять технические новинки и знакомиться с ними в витринах иных экспонентов.

Следовательно, образовавшиеся с довольно прагматичными целями (показ состояния становления разных отраслей, сближение изготовителей и покупателей, поиски свежих рынков сбыта, реклама продукции, пропаганда технико-технологических инноваций, технического образования), промышленные выставки понемногу преображаются в многоаспектные социально- экономические и культурные акции, не только подводящие результат конкретному шагу становления, но и, в некой степени, дающие толчок к новым поискам и итогам.

Большую роль играло на выставке живое общение, организация пояснительных разговоров, потому что иначе публика оставалась безучастна ко многим вещам, заслуживавшим внимания.

В виде факторов, снижавших просветительный результат экспозиций, выступали неполнота указателей, рассредоточенность однородных предметов по различным зданиям, сложность в ориентировании на выставочной местности вследствие неимения надписей с наименованиями отделов, стрелок-указателей и др

В заключение следует отметить, что в течение XIX в., особенно во второй половине, произошло значительное расширение социальных функций выставочной деятельности. Изначально присущие выставочному процессу коммуникативная, рекламная, информационно-аналитическая функции были сопряжены с функцией документирования конкретно-исторического состояния представленных на выставках производств и предприятий в виде вещественных, письменных и изобразительных источников, фотодокументов. Во второй половине XIX века происходит нарастание научно-просветительной функции отечественных выставок, направленной как на непосредственных участников выставочного процесса, так и на многочисленных посетителей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безобразов В.П. Народное хозяйство России. // Безобразов В.П. -Т. 1-3. СПб., 1882-1886.
  2. Боханов А.Н. Крупная буржуазия России. (Конец XIX-1914 г.).// Боханов А.Н. -М.: Наука, 1992.- 260 с.
  3. Бубнов Ю.Н. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде: // Бубнов Ю.Н. -Деком, 1996-. 132 с.
  4. Лачаева М.Ю. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. // 1996. -С. 169-180.
  5. Лачаева М.Ю. Всероссийские промышленные выставки и производственная культура России.//Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700-1950 гг. // Лачаева М.Ю.
  6. Семенов Н. Парад промышленности. // Семенов Н. //Былое.- 1996.- № 6. -С. 4.
  7. Яхно О.Н. Роль выставок конца XIX-начала XX вв. в жизни города. //Урало-Сибирская научно-практическая конференция. Материалы докладов. //23-24 июня 2003. Екатеринбург: УрО РАН, 2003.- С. 156-158.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Российские промышленные выставки в XIX в.