Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:06, реферат
1. Социально-экономическое развитие России.
А). Расслоение крестьянства и дворянства
Б). Развитие внешней торговли и внутреннего рынка.
В). Проблема начала промышленного переворота и его осо-бенности.
2. Либеральные начинания Александра I.
3. Внешняя политика Александра I.
4. Изменение во внутренней политике России после войны 1812 года.
Сперанский наметил три этапа своей работы:
К 1832г. фантастический труд Сперанского был завершен. Им было издано 45-ти томное полное собрание законов Российской Империи.
К 1835г. Сперанский издает 15-ти томный свод законов Российской Империи. Третий этап остался нереализованным. Деятельность Сперанского послужила основой для дальнейших реформ.
Охранительная политика получила название из-за политики в области образования и деятельности третьего отделения.
В 1826г. Бенкендорф подготовил новый цензурный устав, который даже современники называли «чугунным». Отныне цензура распространялась на все печатные издания. Были закрыты многие журналы. В 1837г. была установлена т.н. параллельная цезура. Т.е. уже прошедшие цензуру издания подвергались повторной цензуре. В области образования Николай прекратил действие принципа бессословности образования, разделив первые три ступени по сословному признаку. Отныне церковно-приходские школы были для детей крестьян, трехклассные училища для мещан и купцов, для дворян и чиновников – гимназии. В 1828г. был принят устав, а в 1827г. был принят указ, запрещающий принимать детей крепостных крестьян в гимназии, а тем более в университеты. Реального значения этот указ не имел.
В 1835г. принят новый универсальный устав, который резко ограничил автономию университета. Ректорат университета избирается, но утверждается министром просвещения. Ликвидируется университетский суд, вводится строгий полицейский надзор за студентами. Эти указы: школьные и университетские были реакцией Николая на формирование новой социальной группы – интеллигенции, в русском понимании – людей умственного труда. Ее развитие было объективным, связанным с развитием промышленности и науки. Дворянство (0,5% населения стране) не могло обеспечить интеллектуальную независимость страны, русская интеллигенция формировалась из различных социальных групп. И Николай стремился не допустить в эту социальную группу представителей наиболее радикально настроенных к самодержавию слоев населения. Результат получен обратный ожиданию. Дворянство либо продолжало получать домашнее образование, либо получало военное. Ограничение и цензура, жесткий сословный строй привели к тому, что большая часть людей умственного труда была изначально оппозиционно настроена к власти. Именно русская интеллигенция стала организатором и руководителем всех революционных социальных потрясений в XIX и ХХ веках, в то время как в западной Европе представители интеллектуальной элиты в лучшем случае были либералами, а в большей части консерваторами. Т.к. их положение в Европе зависело не от сословной принадлежности, а от квалификации, т.е. материального достатка. Русская интеллигенция явление уникальное не имеющая аналогов в других обществах, вместе с тем Николай вынужден был открывать новые учебные заведения, прежде всего профессионального образования: технологический институт, архитектурный и земледельческий институт, училище гражданских инженеров.
В советской историографии
политика Николая по
1826 – 1837гг. Николай издает указ, который запрещал передавать крестьян без земли, передавать крепостных крестьян с разделом семьи, платить крестьянами долги, отрывая их от земли. В 1837-1841гг. под руководством графа Киселева (героя войны 1812г.) была проведена реформа государственных крестьян (5 отделение, которое потом было преобразовано в министерство государственных имуществ). Согласно этой реформе государственные крестьяне превращались в юридически свободных земледельцев. За счет казенных земель значительно увеличивались их земельные наделы. Вводилось крестьянское самоуправление, упорядочивались повинности крестьян, вводилось единое налоговое обложение. За счет новой налоговой политики в деревне предполагалось строительство больниц, школ, ветеринарных пунктов. В западных губерниях запрещалось право аренды частными лицами казенной земли. Второй этап реформы Киселева предусматривалась эволюция помещичьей деревни в сторону государственной. Реформа Киселева вызвала резкое неудовольствие со стороны помещиков. Буквально за 2 - 3 года проведения реформы Киселева качество жизни государственных крестьян стало принципиально отличаться от жизни мелкопоместных владельческих крестьян. В то же самое время реформа Киселева показала страшную культурную отсталость российского крестьянства, незнание элементарных норм гигиены, отсутствие примитивных представлений об агрокультуре. Для того чтобы повысить качество жизни государственных крестьян в государственной деревни пробовали распространение картофеля, который должен был стать своеобразным страховым полисом на случай неурожайных лет. По всей стране прокатились картофельные бунты, крестьяне отказывались сажать картофель, убивая при этом государственных чиновников. Боясь дальнейшего осложнения отношений с помещиками, Николай стал проводить реформы более осторожно, но, не меняя последовательную политику в крестьянстве.
В 1842г. выходит указ «Об обязанных крестьянах», который был своеобразным продолжением указа Александра «О вольных хлебопашцах». Крепостные крестьяне могли получить личную свободу и землю от помещика, но не в собственность, а только в пользование, за которое он должен был выполнять те же самые повинности, но которые не могли быть увеличены по желанию помещика. В 1847г. издается указ, который дает право крепостным крестьянам выкупиться на волю в случае продажи имения помещика за долги, за ту же цену, которая устанавливается на торгах. Выкупившегося крестьянина причисляли к государственным. В этом же 1847г. была проведена инвентарная реформа на окраинах. Правительство осуществило точную фиксацию крестьянских повинностей, которые больше не могли быть увеличены. В целом вся политика Николая по крестьянскому вопросу подготовила, прежде всего, в общественном сознании, необходимости ликвидации крепостного права. Николай скажет: «Крепостное право – бесспорное зло, но его отмена сейчас было бы злом востократ большим». Николай имел ввиду, прежде всего кризисное положение поместного дворянства, которое в случае отмены крепостного права стало бы люмпенизированным сословием. Заботой о дворянстве, прежде всего, были продиктованы указы 1845г. – о порядке приобретения дворянства. Поднималась планка получения дворянства, теперь потомственное дворянство получалось с 9, а не с 8 разряда, а личное с 5-го разряда. Дол этого в 1832г. Николай вводит указом два новых привилегированных сословия, потомственные почетные граждане и личные почетные граждане. К личным почетным гражданам относятся дети церковнослужителей без образования и другие люди, не имеющие начального образования, чиновники. К потомственным почетным гражданам относятся купцы первой гильдии, ученые, художники, крупные капиталисты, церковнослужители. Почетные граждане освобождались от рекрутчины, телесных наказаний и подушной подати, т.е. на них распространялись некоторые привилегии дворянства. Создание этих сословий обуславливалось стремлением ограничить доступ нарождающейся русской буржуазии в дворянство. В целом, подводя итоги внутренней политике Николая I, следует подчеркнуть: он утратил доверие к дворянству и попробовал опереться на менее обеспеченную его часть, основным источником дохода которого являлась государственная служба.
По мнению историка
Корнилова, идейным
Идейное наследие декабристов заключалось, прежде всего, в развитии в России революционных идей. В тоже самое время сильнейшее идеологическое давление со стороны государства над общественной мыслью привело к тому, что многие идеи, не будучи революционными, по своему содержанию, оказались оппозиционными. Поражение и расправа над декабристами вызывали у интеллектуально мыслящих людей пессимизм и отчаяние. Своеобразным взрывом, пробудившем общественную мысль, после восстания декабристов стали философические письма П.Я. Чаадаева, опубликованные в журнале «Телескоп» в 1829-1831гг. Чаадаев утверждал, что Россия не внесла ничего в развитие мировой цивилизации «прошлое ее бесполезно, настоящее тщетно, а будущего никакого у него нет». Чаадаев считал, что Россия может избежать распада и упадка, если повторит путь западных стран. Россия находилась, по его мнению, на периферии истории, пройдя сначала через дикое варварство, затем, через невежество, затем сквозь иноземное завоевательство. Поддержку деспотичной власти всегда оказывало православная церковь. По мнению Чаадаева именно православие - главная причина всех бед России. Именно православие было воспринято Русью от Византии в тот момент, когда она находилось в упадке. Католицизм был получен западной Европе от республиканских монархий первых Цезарей. Главные отрицательные черты православной религии: смирение и аскетизм превратили русский народ в безропотное стадо, главным признаком которого стала социальная и политическая апатия. Причины застоя, кроме религии, в развитии России, Чаадаев видел в том, что, находясь между Востоком и Западом, она осталась нетронутой «всемирным воспитанием человеческого рода». «Мы не Восток и не Запад мы просто северный народ, который на жалких островках ничего не значащего прошлого хочет построить фундамент недостижимого и обманчивого будущего.
Николай, прочитав философические
письма, назвал их бредом умалишенного,
редактора «Телескопа»
Основные идеи:
Западники были сторонниками конституционной монархии, демократических свобод. В большинстве своем это были историки Грановский и Соловьев, а также государственные деятели Чичерин и Кавелин.
Славянофильство сложилось в 30-е – 40-е годы XIX века. Его основоположники – братья Кириевские, братья Аксаковы, Хомяков.
В 1839г. Аксаков и Кириевский опубликовали свои статьи: «О старом и новом», и «В ответ Хомякову».
Главным органом славянофилов стал журнал «Москвитянин», редактор Погодин.
Главные идеи:
Славянофилы вывели учение о мессианской роли русского народа. В России, по их мнению, невозможны потрясения из-за традиционного стремления русского народа к классовому миру. Единым органом, которым осуществлялась связь народа с властью был «Земский собор».
Споры между западниками
и славянофилами были основой развития
либеральной общественной мысли первой
половины XIX века. Их объединяло: неприятие
крепостного права и отрицание революции.
«Да, мы, западники, были противниками
их, славянофилов. У нас была одна любовь
к России, но не одинаковая. И мы как Янус
или как Двуглавый орел смотрели в разные
стороны, в то время как сердце билось
одно» – Герцен.
В литературе «Теория Официальной Народности» обычно выражается тремя словами:
Суть этой теории – Россия с ее исключительно сложнейшей социальной, конфессиональной, национальной структурой не подходит под стандарты развития запада. Социальная структура западной цивилизации значительно проще российской. Во-первых: особенностью западной цивилизации является мононациональность, моноконфессиональность и территориальная компактность. Во- вторых: имеет один приоритетный уклад социально-экономической жизни (буржуазной), поэтому все противоречия западных цивилизаций есть противоречие обычно между двумя антагонистическими классами. В России же сохранились остатки патриархального, родоплеменного уклада (север и крайний север), рабовладельческого, феодального и нового буржуазного. Отношения между конфессиями весьма сложные: в России есть государственная религия – православие, но численно широко представлены ислам, католицизм, протестантизм и иудаизм. Не все этнические группы вошли в состав России добровольно. В этих условиях, по мнению сторонников «Теории Официальной Народности» западным бессмыслием является демократия, т.е. социальный компромисс. Участие представителей всех социальных групп в управление обществом приведет только к смуте и развалу России, т.е. суть консерватизма заключалась в необходимости выделить одну религию в качестве государственной, не запрещая и не ущемляя остальных религий, и одного правителя – представителя коренной нации, государственной религии и легитимной династии, который, будучи просвещенным монархом способен привести Россию к рассвету. Т.о. представители «Теории Официальной Народности» не отрицали возможность преобразований вообще, но в рамках существующей политической, социальной и идеологической систем. Можно сказать что «Теория Официальной Народности» была своеобразным синтезом теории «Москва – третий Рим» и просвещенного абсолютизма.
Внешняя политика второй четверти XIX века.
Во второй четверти XIX века в Европе происходят революционные движения, которые нашли свое выражение в революции 30-го и 48-го годов во Франции, в революции 48-49гг в Германии и Австро-Венгрии. По сути своей это были буржуазно-демократические революции, которые «доделывали» Великую Французскую революцию в политической сфере. В результате революции 1830г во Франции была свергнута династия Бурбонов. Николай собрался отправить во Францию русские войска (согласно решению Венского конгресса), но переговоры с Австрией и Пруссией о совместных действиях зашли в тупик. Те просто признали власть французского короля Луи-Филиппа Орлеанского. В этом же 1830г под влиянием революции во Франции вспыхнули восстания в Польше. Восставшие поляки объявили о детронизации Николая и восстановление польской независимости. В Польшу были отправлены войска под командованием Паскевича, который зверски подавил восстание, тем самым, усугубив положение в отношениях между поляками и русскими. Конституция 1815г. была отменена, Сейм распущен. В Польше введено прямое административное правление. Тысячи поляков - участники восстания были отправлены в Сибирь (Зауралье). Россия стала жандармом Европы, но наиболее серьезную внешне политическую ошибку Николай допустил в Европейском вопросе в 1848г., когда во Франции началась революция, он заявил о необходимости седлать коней и ехать в Париж. Но параллельно с революцией во Франции началась революция в Австро-Венгрии, причем события, которые проходили в дуалистической монархии были исключительно выгодны для России. В Венгрии вспыхнуло восстания против династии Габсбургов. Представители прогрессивных венгерских кругов связывали с Россией определенные надежды, что она поддержит восстание, или, в крайнем случае, не вмешается. Идеология оказалось выше государственных интересов, а идея легитимности монархов привела к тому, что Николай I отправил войска Паскевича и в Венгрию, и они в крови подавили венгерскую революцию.