Россия в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы: изучить общее состояние России на начало XX века.
Задачи:
Охарактеризовать внешнюю политику России в начале XX века;
Охарактеризовать внутреннее состояние России в начале XX века;
Сделать выводы

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Внешняя политика России в начале XX века ……………………….4
Русско-японская война (1904-1905 года)………………………….…4
Россия в первой мировой войне……………………………………....6
Внутреннее состояние России в начале XX века…………….……...8
Социально – экономическое развитие………………………………..8
Политическое развитие……………………………………………….10
Русская культура в XX веке …………………………………. ……...13
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Россия в начале XX века.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

• многоукладный характер экономики — наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;

• неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;

• зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;

• сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2—3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на душу населения и технической вооруженности труда;

• российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политическое развитие России

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

Статья 1 основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти Не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освещение: монарх считался «помазанником Божьим». Право издавать законы принадлежало только монарху.

Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства с предпочтением мужского пола женскому (по Указу императора Павла I).

Для большинства подданных самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось среди православной части населения еще и потому, что царь являлся и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.

В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин из дома Романовых, принимали православие. Принадлежность к императорскому дому следовала только по мужской линии. Женщины, входившие в состав императорской фамилии, не могли передавать свои права мужьям и детям.

После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его сын Николай II (1894-1917). Либерально настроенная часть общества надеялась, что молодой император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.

В критические периоды истории особенно важной выступает личность властителя, что печально сказалось на судьбах России. Николай II оказался на троне явно не ко времени. По мнению В.Е. Шамбарова, хороший и отзывчивый человек, тихий, интеллигентный и легкоранимый - это был чеховский, а не державный типаж, не обладавший ни энергией Петра, ни мудростью Екатерины II, ни гибкостью Александра I, ни твердостью Николая I. С одной стороны, был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем и пользовались весьма успешно все интриганы. С другой — патологически сторонился всякой грязи и скандалов, что обеспечивало тем же интриганам безнаказанность. Значительное влияние на взгляды царя оказал его учитель К. П. Победоносцев, бывший профессор Московского университета, обер-прокурор Синода, который был блестяще образован, но придерживался крайне консервативных взглядов. Он убедил Николая в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России.

Искренней привязанностью последнего российского императора была его семья. В 1894 г. Николай женился на Александре Федоровне (Алисе — принцессе Гессен-Дармштадской). Отличный семьянин, Николай II уделял много времени и внимания детям — четырем дочкам и сыну. Самодержавную власть Николай II считал делом семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну.

По мнению исследователей (И.В. Волков, М.М. Горинов, А.А. Горский, Н.И. Зуев)

Николай II проявлял полное равнодушие ко всему, что выходило за рамки придворной жизни и семейных отношений, что ярко проявилось в случае с Ходынской трагедией («Ходынка»). В день коронации императора в Москве 18 мая 1896 г. в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек. Николай II не только не отменил празднование и не объявил траур, но даже принял участие в придворных увеселительных мероприятиях в тот же вечер, а по окончании торжеств выразил благодарность за их «образцовую подготовку и проведение» генерал-губернатору Москвы - своему дяде великому князю Сергею Александровичу.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников - великих князей Романовых, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для страны время — годы кризиса и войны — на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно подвергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь – плохое окружение» получала все большее распространение в различных слоях общества.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина (Г.Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II.

Известный французский исследователь Анри Труайа считал Распутина личностью неоднозначной, могучей и таинственной. Родившись в глухом Уральском селе Покровское, Григорий Распутин в молодости производил впечатление полуграмотного парня, падкого на выпивку, но увлеченного таинством веры в Бога. Одаренный исключительным магнетизмом, он втирается в доверие к православному духовенству. Церковь находит в нем пример Простой и святой народной мудрости и помогает проникнуть в избранные круги Санкт-Петербурга.

В короткий срок Распутин собирает около себя круг последовательниц, вдохновенный и порочный одновременно, он становится близким другом Императорской семьи. Царица, с ослабленной нервной системой, маленьким сыном, страдающим гемофилией, очень быстро поверила, что только молитвами «святого человека» можно спасти наследника трона и вместе с ним весь народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Русская культура начала 20 века

Сложные политические и исторические события конца 19 в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Это потребовало поиска новых методов и художественных приемов.

К началу 20 в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования началось по инициативе демократической части общества. Стали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве.

На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.

Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С.Станиславский вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых здании (Ф.О.Шехтель - Ярославский вокзал, А.В.Щусев - Казанский вокзал, В.М Васнецов - Третьяковская галерея).

 

 

 

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного  хочется сделать следующие выводы.

Русско-японская война легла тяжелым экономическим бременем на плечи народа. Расходы на войну составили 3 млрд рублей из внешних займов. Россия потеряла убитыми, ранеными и захваченными в плен 400 тыс. человек. Поражение показало слабость царской России и усилило недовольство в обществе существующей системой власти, приблизило начало революционных событий.

Результатом первой мировой войны стало заключено перемирие, Германия выдвинула требования, которые делегация, возглавляемая Л.Троцким, отвергла и покинула Брест-Литовск. На это германские войска ответили наступлением по всему фронту. 18 февраля советская делегация в новом составе подписала мирный договор с Германией на еще более тяжелых условиях. Россия потеряла Польшу, Литву, Латвию, часть Белоруссии. Исключалось военное присутствие Советских войск в Прибалтике, Финляндии, на Украине. Россия обязалась демобилизовать армию, передать Германии корабли Черноморского флота, выплатить денежную контрибуцию.

Что касается социально–экономической сфере наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство.

В политическом развитии Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы.

Сложные политические и исторические события конца 19 в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Это потребовало поиска новых методов и художественных приемов.

Информация о работе Россия в начале XX века