Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:50, контрольная работа
Вторая половина XVIII века не случайно названа екатерининской эпохой, личность императрицы наложила на нее особый отпечаток. Волею судеб на российском престоле оказался человек яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории, - несомненно, один из наиболее талантливых государственных деятелей России, верно сумевший понять и оценить объективные тенденции развития общества и небезуспешно пытавшийся их направлять. Деяния Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую историю страны.
Введение.-------------------------------------------------------------- 3
Основные тенденции развития всемирной истории.--------- 4
Дворянская империя в России. Екатерина II и ее эпоха.---- 5
Внешняя политика России.--------------------------------------- 10
Культура в России.------------------------------------------------- 13
Заключение.--------------------------------------------------------- 19
Список используемой литературы.----------------------------- 20
В войне с Турцией на суше наибольшее значение имела Кагульская битва (Румянцев), на море - сожжение турецкого флота в Чесменской бухте (Алексей Орлов, Спиридов). По миру в Кучук-Кайнарджи (1774) России достались Азов, Кинбури, южные степи, право на покровительство турецким христианам, торговые выгоды и контрибуция
Внешняя политика Екатерины после 1774 г. была, несмотря на частичные неудачи, блестяща по результатам. Успешно выступив посредницей в борьбе за баварское наследство (1778 - 79), Екатерина еще более подняла престиж России, проведя в жизнь, во время борьбы Англии с ее североамериканскими колониями, "вооруженный нейтралитет", т. е. международную охрану торгового мореплавания (1780).
В том же году Екатерина не возобновила союза с Пруссией и сблизилась в Австрией; Иосиф II имел с Екатериной два свидания (1782 и 1787). Последнее из них совпало со знаменитым путешествием Екатерины по Днепру в Новороссию и Крым. Сближение с Австрией не только породило несбыточный, фантастичный "греческий проект", т. е. мысль о восстановлении Византийской империи под державой внука Екатерины, великого князя Константина Павловича, но и дало России возможность присоединить Крым, Тамань и Кубанскую область (1783) и вести вторую Турецкую войну (1787 - 91).
Эта война была тяжела для России; в то же время приходилось воевать с Швецией (1788 - 90) и терпеть усиление возрождавшейся Польши, которая в эпоху "четырехлетнего" сейма (1788 - 92) не считалась с русской "гарантией". Ряд неудач в войне с Турцией, приведших в отчаяние Потемкина, был искуплен взятием Очакова, победами Суворова при Фокшанах и Рымнике, взятием Измаила, победой при Мачине. По Ясскому миру, заключенному Безбородко (канцлером после Панина), Россия получила подтверждение Кучук-Кайнарджийского мира, Очаков и признание присоединения Крыма и Кубани; результат этот не отвечал тяжести затрат, безрезультатна была также тяжелая война со Швецией, закончившаяся Верельским миром.
Не желая допустить усиления Польши и видя в польских реформах проявление "якобинской заразы". Екатерина создала в противовес реформам, Тарговицкую конфедерацию и ввела свои войска в Польшу. Разделы 1793 г. (между Россией и Пруссией) и 1795 г. (между ними же и Австрией) положили конец государственному существованию Польши и дали России Литву, Волынь, подолию и часть теперешнего Привислинского края. В 1795 г. курляндское дворянство постановило присоединить герцогство Курляндию, ленное владение Польши, давно входившее в сферу русского влияния, к Российской империи. Война с Персией, предпринятая Екатериной, не имела значения.
Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы.
5. Культура России.
Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский, достаточно высоко оценивали роль Екатерины в развитии всех сфер жизни отечества. Ее царствование, по их мнению, это эпоха, которая имела продолжение и после смерти императрицы. Она оставила после себя «энтузиастическое» впечатление в общественном сознании потомков и духовном климате общества. Развитие культурной сферы определялось во многом индивидуально-личностными качествами императрицы Екатерины, которая, став женой Петра III, попала в сложное положение при русском дворе: не очень любящий муж и тетушка Елизавета, ставшая в старости своенравной тиранкой. Поэтому ее жизненной нишей стало уединение, а любимым занятием - чтение: сначала беспорядочно-неразборчивое, а затем обращение к высоким образцам мировой философской мысли: «Анналы» Тацита, «О духе законов», труды Вольтера. Стремление Екатерины к самообразованию и самосовершенствованию заслуживают, безусловно, положительной оценки. Желание стать вровень с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело императрицу к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.
Во второй половине XVIII в. была создана целая сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, духовенства, купечества, разночинства и солдат. Каждое из сословий получило свой тип учебных заведений. Как и прежде, особым преимуществом пользовались дворяне. Ранее открытый для юношей-дворян шляхетский корпус был преобразован в следующие: сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский. Наряду с этим при Московском университете был открыт Благородный пансион.
Дети духовенства имели право обучаться в духовной семинарии и академии. Купеческие наследники могли получить образование в коммерческих школах и, наряду с выходцами из разночинства и солдатскими детьми, в Академиях художеств, горных, медицинских, штурманских, водоходских, ремесленных школах. Кроме того, солдатские дети имели возможность поступать в специальные солдатские школы, где готовили унтер-офицеров. Эти школы практически были единственным каналом получения образования представителей этой социальной группы. Касаясь характеристики положения отечественной науки, следует подчеркнуть, что особое развитие продолжают получать естественные области знания, основы которых были заложены еще М.В. Ломоносовым и поддержаны его последователями.
Рассматривая гуманитарные науки, следует отметить сложность их положения в связи с тем, что, с одной стороны, их сдерживала внутренняя политика Академии наук с откровенным креном в область естествознания, с другой стороны, гуманитарные науки в Академии наук были отданы на откуп иностранцам, плохо знающим специфику русской истории и культуры, в частности Шлецеру. С третьей стороны, прогрессивные идеи, высказываемые российскими гуманистами-просветителями, стали входить в противоречие с официальной идеологией. Все эти факторы привели к тому, что развитие гуманитарных наук не имело столько простора и свободы, сколько было характерно для естествознания. Но несмотря на это в российской гуманитарной науке определялись приоритетные области развития - изучение отечественной истории, начиная с Ломоносова, Татищева, попыток Екатерины II, капитальных трудов курского купца И.И. Голикова («Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» в 30 томах), экономиста и историка М.Д. Чулкова («Историческое описание российской коммерции»), а также семитомной «Истории российской» М.М. Щербатова - идеолога дворянской аристократии - и исторических работ И.Н. Болтина, направленных на критику исторической концепции Щербатова за возвеличивание заслуг дворянства в развитии страны.
Кроме развития отечественной истории, крупных успехов в XVIII в. добилась русская материалистическая философия (Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий), для которой была характерна резкая критика религии, господства церкви, утверждение веры в разум и справедливость.
Вообще следует отметить, что совершенно особую роль в развитии науки и просвещения в истории отечественной культуры сыграл Московский государственный университет, основанный в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. Московский университет отличался прогрессивностью и демократичностью.
Все достижения в области науки и просвещения естественным образом сказались на дальнейшем развитии отечественной техники. Характеризуя ее уровень, важно остановиться на открытиях, сделанных в этой области. Российский самородок И.И. Ползунов создал проект и построил первую паровую машину; И.П. Кулибин стал изобретателем различных механизмов, машин, часов, оптических приборов, прожектора, повозки-самоката (правелосипеда), лифта, механического протеза ног, сеялки, судно-водохода, идущего против течения, автором проекта деревянного и металлического одноарочного моста через Неву и т.д.; мастер К.Д. Фролов изобрел гидравлическую машину; купец Р.А. Глинков - многоверетенную прядильную машину, гребнечесальное приспособление для льна; купец Т.И. Волосников стал пионером русской автоматики, приняв эстафету из рук А.К. Нартова.
Общая духовная атмосфера, естественно, нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Господствующим направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей - долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.
В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору - сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.
Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Крылова (басни и пьесы) и Капниста (комедия «Ябеда»).
В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, отчасти присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств - это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.
Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе влияет на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, ассамблей, маскарадов, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили любовь, забота и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения - хранительницы семьи.
Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.
Русское искусство XVIII в. приобрело подчеркнуто светский характер. Направления развития архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства определялись потребностями и запросами царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, загородная, усадебная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание монументальности и изящности, красоты и простоты, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика. Над ним возвышался купол или ротонда (Дом Пашкова - арх. В.М. Баженов, здание Сената в Кремле - арх. М.Ф. Казаков, ныне Совет Министров СССР, его же здание Московского университета на Моховой). В Петербурге - это архитектурные сооружения И.Е. Старова (Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры), Д. Кваренги (Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт). Идеи классицизма, воплощенные в каменных постройках крупных городов, оказали огромное влияние на загородное строительство в Царском Селе, в Павловске и деревянное зодчество усадеб (Кусково, Останкино и др.). Развитие живописи также определялось потребностями аристократии украшать свои дворцы, особняки, усадьбы. Классицизм здесь проявился в типичном выборе мифологических и исторических сюжетов и тем, в парадно-торжественном их оформлении. Ведущим жанром эпохи стал парадный портрет (Д.Г. Левицкого «Екатерина-законодательница», парадный портрет князя Куракина кисти В.Л. Боровиковского).
Так же, как и в литературе, в живописи рядом с классицизмом соседствовал сентиментализм: отчасти в портретах Левицкого - воспитанниц Смольного института, в большей степени - в женских портретах крепостного художника И.П. Аргунова и в знаменитых портретах Боровиковского княжны М.И. Лопухиной и А.И. Безбородко с дочерьми. В это же время зарождается пейзаж (С.Ф. Щедрин) и жанровая живопись (М. Шибанов - крестьянская тема, И. Ерменев цикл «Нищие»).
Скульптура, как вид искусства эпохи просвещенного абсолютизма развиваясь в монументальных (памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову в аллегорическом образе бога войны Марса М.И. Козловского, его же статуя знаменитого золотого Самсона в Петергофе, памятник Петру I работы Э.М. Фальконе под названием «Медный всадник»), парковых, украшающих сады и парки дворцов и усадеб царствующих особ и высшей знати, а также портретных формах (работы земляка М.В. Ломоносова помора Ф.И. Шубина - «Екатерина II - законодательница», портрет А.М. Голицына, Павла I и других). Искусство скульптуры в России развивалось стремительно, хотя не имело фундаментальных традиций в предшествующее время.
Информация о работе Россия в условиях просвещенного абсолютизма. Вторая половина VIII в