Россия в царствование Екатерины Великой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.
И это несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II - просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая "крестьянские души", для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников.

Содержание

1.Введение
2.Формирование декабристкой идеологии. Организации декабристов 1821-1825 гг. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Значение восстания декабристов
3.Славянофилы и западники
4.Русский утопический социализм В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский
5.Тест
6.Заключение
7.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria.docx

— 46.27 Кб (Скачать файл)

Жалованная грамота городам  была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей.

          Выделялось 6 категорий городского населения. Городские купцы были разделены на гильдии в зависимости от размера состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей. Мещане, занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников. В состав Жалованной грамоты городам 1785 г. вошел специальный Ремесленный устав. Отдельно выделялись иностранные граждане, а также иногородние. В последнюю категорию было отнесено все прочее посадское население.

В городах создавались  городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

 

 

3.Противоречивость внутренней политики Екатерины II. Французская революция 1789 г. и Россия. Русские просветители А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, М.М. Щербатов.

          Внешнеполитическая задача —  борьба с революционной Францией  — только начиналась решаться  при Екатерине II. Последовательное  продолжение она получила при  царствовании ее сына Павла  I.4 Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

          Внутренняя политика Екатерины  II сводилась к укреплению абсолютистского  государства и поддержке его  опоры — дворянства. Экономическую  основу дворянства можно было  усилить только поощрением дворянского  землевладения. Для этого практиковалась  раздача помещикам государственных  и дворцовых крестьян. При Екатерине  II фонд государственных крестьян  существенно пополнился за счет  секуляризации церковных земель  в 1764 г. Крепостничество времен  Екатерины II достигло апогея. Крепостные  почти не отличались по правовому  положению от рабов. При этом  Екатерина выступала сторонницей  просветительских взглядов XVIII в., состояла  в переписке с Вольтером и  Дидро. Эта противоречивость —  типичная черта “просвещенного  абсолютизма” 60 – 80-х гг., когда  в Европе распространялись идеи  о “союзе государей и философов”. Период “просвещенного абсолютизма”  был временем заигрывания монархов  с просветителями, временем очень  робких реформ, не затрагивающих  основы феодально-абсолютистского строя. Типичным маневром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 г. комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоев населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 г., воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии, и больше ее не возобновляла.

          Для европейских монархов был  характерен резкий отход от  идей “просвещенного абсолютизма”  и переход к реакции после  французской буржуазной революции.  Реакция Екатерины II началась  раньше и была ответом на  крестьянскую войну Пугачева  в 1773 – 1775 гг. В 1775 г. Екатерина  проводит губернскую реформу.  Империя разделена на 50 губерний, во главе поставлены генерал-губернаторы,  в их руках сосредоточивалась  вся полнота власти — государственная,  административная и т. д. Даже  выборные должности находились  под контролем местной администрации.  Губернская реформа, носившая  полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины.  К концу XVIII в. благодаря жесткой  и последовательной политике  Екатерины II абсолютистская монархия  в России заметно укрепилась.

          Эпоха Екатерины II — время  активного усвоения и переработки  идей французского Просвещения.  Растет интерес к социально-политическим  идеям Просвещения, вызванный  не только интеллектуальной модой,  но и реальными проблемами  страны.

          Идеология и политика просвещенного  абсолютизма стимулировала живое  обсуждение вопроса о пределах  и источниках власти монарха,  об общественном договоре, восприятие  идей Руссо и Монтескье. 

В этот период можно выделить две основные интерпретации общественного  договора:

1) Общественный договор  как договор подчинения народа  правителю. Законодательная власть  при этом принадлежит правителю.  Народ не имеет суверенитета.

2) Интерпретация общественного  договора как договора ассоциации, договора народа с самим собой.  Законодательная власть, суверенитет  при этом полностью принадлежит  народу.

          Понимая общественный договор  как договор подчинения, многие  представители русской мысли,  несмотря на знакомство с просветительскими  идеями, традиционно рассматривают  власть монарха как неограниченную, самодержавную (И. Лопухин, П.  Потемкин, М. Херасков и др.) Но  даже в рамках традиционного  подхода, обосновывая необходимость  самодержавия, они зачастую ссылаются  на идеи французских просветителей.  Этот парадокс вызван интеллектуальной  модой. Так, например, П. Потемкин, обосновывая необходимость самодержавия, ссылается на «Рассуждение о  происхождении неравенства» Руссо. 

          Однако, в рамках интерпретации общественного договора как договора подчинения имеется и несколько другая тенденция, связанная с более глубоким усвоением просветительских идей. Это восприятие и переработка монархической концепции Монтескье, для которого монархия должна быть основана на законах. Радикально-демократическую в основе своей русистскую интерпретацию общественного договора как договора ассоциации дает А. Радищев. Но наряду с идеями Руссо, он использует и концепцию Монтескье, в частности, в обосновании федеративного устройства государства.

          Принимая концепцию народного  суверенитета в ее радикальном  республиканском варианте (более  радикальном, чем у Руссо) Радищев  видит трудности осуществления  этой концепции. Им затрагивается,  хотя и неявно центральная  для Руссо проблема «общей  воли» и «воли всех». Пугачевский  бунт заставил его задуматься  над проблемой подлинных и  мнимых интересов народа. Для  Радищева свободными гражданами  являются крестьяне, понявшие  свои подлинные интересы и  на основе этого, восставая  против деспотизма, осуществляющие общую волю народа; когда же на бунт поднимаются рабы, не воспринявшие революционного просвещения, они не зная своих подлинных интересов, в конечном счете снова воспроизводят ситуацию рабства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1.Что из названного относится к результатам деятельности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.? ;

а) Принятие нового Уложения

б) одобрение Манифеста  о вольности дворянства

в) разработка Манифеста о  незыблемости самодержавия

г) роспуск комиссии, не сумевшей выработать новое Уложение

Ответ:

 

2. Причины возникновения тайных обществ:

а) реакционная политика самодержавия

б) осознание необходимости  преобразований в России

в) знакомство русских  военных с европейскими порядками  во время заграничных походов

г) недовольство деятельностью  бюрократического аппарата

Ответ: б,в.

 

 

3. Укажите, какие задачи были поставлены перед тайным кружком братьев Критских:

а) пропаганда среди  студентов, чиновников, военных

б) подготовка цареубийства

в) знакомство с философией Гегеля

г) публикация критических  литературных статей

Ответ: а,б.

 

 

4. Славянофилы выдвигали идеи:

а) самобытности России

б) нарушенного Петром I исторического  развития России

в) либеральных ценностей

г) развития России по Европейскому пути

Ответ: а.

 

 

5. Основа тайных организаций декабристов:

а) конспиративность

б) строжайшая дисциплина

в) демократичность

г) вовлечение широкого круга  представителей интеллигенции

Ответ: а.

 

 

6. Программные документы декабристов объединяли идеи:

а) отмены крепостного  права

б) уничтожение  самодержавия

в) всеобщего избирательного права

г) республиканской формой правления

Ответ: а,б.

 

 

7. Петрашевцы широко распространяли «Письмо Белинского

к Гоголю», где были выдвинуты  национальные задачи:

а) уничтожение  крепостного права

б) признание европейских  ценностей и их пропаганда

в) строгое выполнение существующих законов

г) введение в России конституции

Ответ: а,в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В  нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические  начала, утверждавшиеся в русской  жизни в эти годы. Культурное влияние  все шире проникало в самые  различные слои общества, входя в  тесный контакт с действительностью  и соответствуя практическим требованиям  общественной жизни.

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного  просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени  приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы  были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией  высших дворянских кругов, то уже в  первой четверти XIX в. получило широкое  распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Декабристы и русская культура: Сборник статей. Л., 1976.

2. История России XIX - начала XX вв. Учебник  для исторических факультетов  университетов / Под ред. В.А.Федорова. М., 1998.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов  и др.; Отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1997.

            4. История России.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.,2006

 

 

 

1 "НАКАЗ" ЕКАТЕРИНЫ II - документ, составленный императрицей Екатериной II для Уложенной комиссии 1767 г. В "Наказе" излагались основные принципы, которые, по мнению Екатерины II, должны были лечь в основу нового Уложения (Свода законов) Российской империи.  Уч. Автор: Василий Ключевский

Название: Екатерина II. Год издания: 2008

2Жалованная грамота дворянству- грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы.

3 Жалованная грамота городам- Законодательный акт, изданный Екатериной II 21 апреля 1785 г. и регламентирующий правовой статус «городских обывателей».

4Павел I- Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Информация о работе Россия в царствование Екатерины Великой