Россия в 90-е годы XX века
90-е годы вошли
в историю России как время
демократических преобразований
во многих областях общественно-политической
жизни - первые съезды народных
депутатов СССР, образование Российской
Федерации, взятие курса на
создание правового государства
и т.д. На этом фоне перед
новой Россией одними из главных
являлись задачи выхода из
экономического, социального и политического
кризиса. Был взят курс на
продолжение начатых во второй
половине 80-х годов демократических
и социальных реформ. Главой исполнительной
власти России стал избранный
всенародным голосованием Президент
Б. Н. Ельцин. Внутренняя политика.
С началом 1992 года обстановка в стране
остается крайне напряженной. Отпущенные
в январе цены вызвали стремительный рост
инфляции, углубили проблемы в социальной
сфере, усилили обнищание масс, спад производства,
увеличили рост преступности и коррупцию.
С конца 1992 года началась приватизация
госсобственности, которая к осени 1994
года охватила треть промышленных предприятий
и две трети предприятий торговли, сферы
быта и услуг. В результате политики приватизации
в руки частных предпринимателей перешли
110 тыс. промышленных предприятий. Тем
самым государственный сектор потерял
роль ведущего в индустриальной сфере,
а падение производства продолжало с каждым
годом прогрессировать и к 1997 году достигло
критической цифры - 63%. Особенно резко
сократился выпуск продукции станкостроительной,
металлургической, угольной промышленности.
Ряд регионов России поразил энергетический
кризис. Экономический кризис негативно
сказался и в аграрном секторе страны,
что привело, прежде всего, к падению уровня
урожайности, снижению поголовья стада
крупного и мелкого рогатого скота.
В
декабре 1993 г. состоялись выборы в новый
орган государственной власти - Федеральное
собрание Российской Федерации, состоящее
из двух палат: Совета Федерации и Государственной
Думы. В канун выборов возникли несколько
политических блоков и коалиций.
12
декабря 1993 г. всенародным голосованием
была принята Конституция Российской
Федерации. Россия объявлялась
демократическим федеративным правовым
государством с республиканской
формой правления. Главой государства
являлся избираемый всенародным
голосованием президент. В состав РФ входили
21 республика и 6 краев, 1 автономная область
и 10 автономных округов, 2 города федерального
значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей.
Были определены принципы построения
высших органов государственной власти
и управления. Законодательно закреплялась
двухпалатная структура Федерального
собрания — постоянно действующего законодательного
органа РФ. Распад СССР изменил положение
России на международной арене, ее политические
и экономические связи с внешним миром.
Внешнеполитическая концепция Российской
Федерации выдвигала приоритетными задачами
сохранение территориальной целостности
и независимости, обеспечение благоприятных
условий для развития рыночной экономики
и включения в мировое сообщество. Предстояло
добиться признания России в качестве
правопреемницы бывшего Советского Союза
в ООН, а также помощи западных стран в
проведении курса реформ. Важная роль
отводилась внешней торговле России с
зарубежными странами. Внешнеэкономические
связи рассматривались как одно из средств
преодоления хозяйственного кризиса в
стране. Постоянными экономическими партнерами
являлись государства Ближнего Востока
и Латинской Америки. Деятельность российского
правительства внутри страны и на международной
арене свидетельствовала о его желании
преодолеть конфликты в отношениях с государствами
как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Его усилия были направлены на достижение
стабильности в обществе, на завершение
перехода от прежней, советской, модели
развития к новой общественно-политической
системе, к демократическому правовому
государству.