Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:53, контрольная работа
Актуальность темы. Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной. Для большинства историков это была психологическая проблема. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Введение……………………………………………………………………...3
Россия в 30-50 годы XVI века ………………………………………….…4
Реформы Ивана Грозного………………………………………………….9
2.1. Реформы правительства Избранной рады. ……………………………….9
2.2. Реформа государственного управления ………………………………...11
2.3. Церковная реформа …………………………………………..…………11
2.4. Опричнина ……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………….…...18
Список литературы………………………………………………………...20
Военная реформа. В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов. В Московском уезде в соответствии с указом Ивана IV от 1 (10) октября 1550 г. была «испомещена» «избранная тысяча» — 1078 провинциальных дворян, «лутчих слуг», которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. (Этот проект, по-видимому, так и не был до конца реализован.) Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору). Службу по происхождению проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Служба регулировалась изданным в 1556 г. «Уложением о службе», переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 рублей в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно», в случае недодачи налагался штраф.
В
1550 г. из числа служилых людей по
набору формируется стрелецкое войско,
имевшее как огнестрельное (пищали), так
и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала
в стрельцы было набрано 3 тыс. человек,
которые были сведены в 6 «приказов» (полков).
Они составили личную охрану царя. К концу
XVI в. в постоянном стрелецком войске насчитывалось
до 25 тыс. человек, которые были наиболее
мощной боевой силой русской армии. К «приборным
людям» относились также казаки, пушкари,
воротники, казенные кузнецы и др. Неся
службу по городам и на границах, «приборные
люди» селились отдельными слободами,
получали за службу коллективные земельные
«дачи», а также, крайне редко, хлебное
и денежное жалованье. В военную службу
нанимались и иностранцы (поляки и немцы),
число которых в русской армии к концу
XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
2.2.
Реформа государственного
управления
Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. Число приказов — центральных государственных учреждений — постоянно растет, так как усложняются функции управления (к концу XVI в. насчитывалось уже до 30 приказов). Наряду с учреждениями общегосударственной компетенции появляются и приказы, «ведающие» делами отдельных территорий (например, приказ Казанского дворца управлял присоединенным Казанским ханством). Растет и бюрократический аппарат. Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие мелкие канцелярские служащие.
В 1552 г. создана Дворовая тетрадь — список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства — военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.
Реформы
середины XVI в. значительно укрепили центральную
власть и государственное управление,
что позволило Ивану IV перейти к решению
задач внешней политики.
2.3.
Церковная реформа
В рассуждениях московского самодержца отчетливо проступает тенденция к секуляризации идеологии, выведению политических концепций и действий из-под церковной опеки. Руководствуясь идеей божественности самодержавия, он с полным основанием настаивал на неприменимости к самодержцу каких бы то не было ограничений, в том числе евангельских6.
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе — мае 1551 г. собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. В этих главах были изложены вопросы царя Ивана к Собору православных епископов, ответы на них, составленные в ходе обсуждения, а также ряд соборных постановлений. В рамках решений Стоглавого собора закреплена унификация общерусского пантеона святых православных чудотворцев и богоугодников, определено единство церковного культа и богослужебных обрядов, установлены общие единые правила церковной живописи — каноны, основанные на следовании традиции иконописи, заложенной Андреем Рублевым и его учениками. При этом на епископов возлагалась ответственность по обеспечению строгого надзора за иконописью и иконописцами. Подобные же меры были приняты Собором против «порчи» богослужебных книг в результате их переписывания невежественными писцами. Так, было установлено, что «исправление» церковных книг можно осуществлять только по хорошим спискам. Тогда же возникло убеждение, что вместо писцов для изготовления унифицированных церковных изданий необходимо завести в Москве типографию.
Стоглавый собор в своих решениях заявил о высоком моральном значении Русской православной церкви, высоком пастырском служении священников; проявил заботу об избрании достойных служителей алтаря, искоренении соблазнительных пороков духовенства; выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов, распространенных суеверий и плотских прегрешений; высказывался за обеспечение благочиния в храмах и за ограничение мзды в церковных сборах, а также предложил учредить должность старосты для надзора за благочинием духовенства.
Помимо введения норм и правил внутрицерковного «благоустроения», постановления Собора имели и широкое общественное значение. Так, на церковь возлагались обязанности по устройству богадельных домов для увечных и престарелых, выкупу пленных, распространению грамотности среди мирян путем принятия в церковные училища детей из гражданских сословий.
В дальнейшем в ходе церковной реформы, в 1553 г., новый Собор Русской православной церкви строго осудил распространение, особенно в северных монастырях, «богопротивных» ереси Матвея Башкина, а позднее и ереси Феодосия Косого, указав на их тесную связь с «псевдонаставниками» из числа литовских протестантов и уже осужденной церковными установлениями ересью жидовствующих.
Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название — нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.
В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был вновь поднят. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар допускать только после доклада царю.7
В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь жидовствующих, и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: «изодрал» кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 г. за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Если
среди сторонников ереси
2.4.
Опричнина
Избранная рада просуществовала до 1560 г. Важным поводом, вызвавшим ее падение, были разногласия с семьей умершей в этот год первой жены царя Анастасии Захарьиной. Но главной причиной, однако, являлась проблема выбора основного пути политического развития России. Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван IV, получивший прозвище Грозный, предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его личной власти. Лидеры Рады А. Ф. Адашев и протопоп Сильвестр оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 г. один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.
В январе 1565 г. Иван IV прибыл в свою подмосковную резиденцию — Александрову слободу вместе со специально отобранными боярами и дворянами и отослал в Москву две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению.
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» — кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И. М. Висковатым. Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собачьи головы и метлы как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5 раз) Иван Грозный потребовал огромную сумму — 100 тыс. рублей, равную по стоимости 2 млн четвертей ржи.
Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии — В. М. Юрьев, А. Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана IV (брак был заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии (Кученей) Темрюковны — князь М. Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А. И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г. Л. Скуратов-Бельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели: в 1568 г. — архимандрит Герман, в 1569 г. в Твери был задушен Скуратовым низложенный митрополит Филипп, публично отказавший царю в благословении. Не миновала эта участь и противника Филиппа — новгородского архиепископа Пимена, Осенью того же года была уничтожена вся семья князя Владимира Старицкого и убит он сам. Происходили массовые казни князей и дворян, но опричнина не пощадила и простолюдинов.
Зимой 1569/70 г. по приказу Ивана Грозного был учинен страшный погром в Новгороде, продолжавшийся почти полтора месяца. За это время в городе были замучены и убиты от 3 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий. Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве, где были публично казнены сотни человек. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3 — 4 рядовых землевладельца, а на одного землевладельца — 10 простолюдинов. В этом же году дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверски, чем убивали сами.
Конец
опричнине помог положить, как ни
парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей,
прорвавшийся к Москве летом 1571 г. из-за
попустительства опричного войска, не
оказавшего ему сопротивления. Хан не
стал осаждать город, но сумел поджечь
его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших
и задохнувшихся убирали почти два месяца.
Иван Грозный понял: над государством
нависла смертельная опасность. Объединенные
земско-опричные войска под командованием
князя М. И. Воротынского у села Молоди
(в 50 км от Москвы) разбили войска крымского
хана. Страна была спасена. (Но это не спасло
от смерти самого Воротынского: через
год после своей блистательной победы
он был арестован и убит.) Опричнина была
отменена в 1572 г., земли были объединены
вновь. В 1575 г. царь попытался возродить
опричнину в несколько измененном виде.
Он принял титул князя московского, торжественно
короновав великим князем «всея Руси»
служилого касимовского царевича Симеона
Бекбулатовича. На остальных территориях
Московского государства с нерусским
населением сохранилась власть царя Ивана
IV. Но эта очередная затея Грозного продлилась
недолго (около года). Опричнина ухудшила
экономическое и политическое положение
России. Дополнительные тяготы принесло
поражение в Ливонской войне и татарские
набеги.