Россия в XVII веке. Начало правления Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:14, реферат

Краткое описание

Данная тема реферата довольно актуальна, ведь в истории России XVII век является переломным. Окончание смуты, польской интервенции, смена династий, избрание нового царя – наиболее важные события того времени, наложившие отпечаток на всю последующую жизнь страны и фактически спасшие ее от распада и окончательного завоевания. Уже по тому, какие последствия повлек за собой этот век, вопрос этот должен привлечь наше внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Положение России до воцарения Михаила Романова…………….……….4
Глава 2. Первые Романовы…………………………………………………………...10
Глава 3.Система управления при правлении Романовых…………………………..12
§1. Высшие органы власти…………………………………………………….12
§2. Центральные учреждения…………………………………………………14
§3. Местное управление…………………………………………………….…20
Глава 5. Основные события периода царствования первых Романовых….……….25
Заключение…………………………………………………………………….………27
Список используемой литературы……………………………………………….…..28

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ (2).docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

   При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в чернокнижничестве. Четыре отпрыска Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из отпрыской - Фёдор Никитич - был против воли пострижен в монахи под именованием Филарет. Его отпрыск Михаил был избран царём, сам митрополит Филарет в это время томился в польском плену.

   Последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.

   К первым Романовым историки относят Михаил Фёдорович (1596 - 1645), царь (1613 - 1645) - основатель царско - императорской династии Романовых. В феврале 1613 г. 16- Летний Михаил Романов был избран Земским собором "сударем всея Руси". По восшествии на престол Михаил начал сбор казны, хлеба и имущества для содержания войска, принимавших роль в борьбе за освобождение страны от внешних и внутренних противников. В правление Михаила Фёдоровича были возобновлены сношения с иностранными государствами. Погиб в возрасте 49 лет, похоронен в Архангельском соборе столичного Кремля.

   Михаилу Фёдоровичу досталась совсем разорённая страна. В Новгороде

 посиживали шведы.  Поляки заняли 20 российских гродов. Татары без перерыва грабили  южные российские земли. По  стране бродили толпы нищих,  шайки разбойников. В царской  казне не было ни рубля. Поляки  не признавали выборы Земского  собора 1613 г. Действительными. В  1617 г. Польский королевич Владислав  организовал поход на Москву, стал у стенок Кремля и требовал, чтоб российские его избрали  свои царём.

   А молодой царь посиживал в Кремле. У него не было даже столько войска, чтоб выйти из Кремля и сразиться с Владиславом. Помочь ему в делах правления мог бы отец митрополит Филарет, опытный политик, но он был в польском плену. Положение Михаила на престоле было отчаянным.

   Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг собственного молодого царя и оказывало ему всяческую помощь. Сначала огромную роль в управлении государством игрались мать царя и ее родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. Из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов страны, Филарет удалил от престола супругу и всех ее родственников. Умный, властный, опытный, он совместно с отпрыском уверенно стал править государством вплоть до собственной погибели в 1633 г. После Михаил сам достаточно удачно стравлялся с делами государственного правления.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Система управления при правлении Романовых.

 

§1.Высшие органы власти.

   В течение всего века после воцарения династии Романовых предпринимались попытки укрепить государственную систему. В правление Михаила Федоровича (1613—1645) и Алексея Михайловича (1645—1676) окончательно установилась самодержавная власть «государя всея Руси».

   Царский  титул, в котором старались обозначить все подвластные владения и племена, принял очень большие размеры, характеризуя, между прочим, и «географию» государственного управления. Вот полный титул Алексея Михайловича в первой половине его царствования: «Великий Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович, всей Великой и Малой России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский. Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных. Государь и Великий князь Новгорода, Низовской земли. Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всей Северной стороны Повелитель и Государь, Иверской земли. Карталинскийх и Грузинских царей и Кабардинской земли. Черкесских и Горских князей, и иных многих Восточных и Западных и Северных владений и земель Отчич и Дедич и наследник. Государь и Обладатель».

   Боярская дума оставалась важнейшим органом государства, органом боярской аристократии и разделяла с царем верховную власть. Численный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 членов из них 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Таким образом, аристократический характер Думы сохранялся, хотя в Думу все больше проникало дворян и дьяков.

   На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, бор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом.

   Председателем Думы был царь, в его отсутствие знатный боярин по поручению царя. В случае, когда царя не было, решение Думы признавалось проектом и требовалось его окончательное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные "ответные" комиссии, а потом заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавлявший Посольский приказ.

   XVII век был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606-1610 гг. на престоле был Василий Шуйский (1552-1612). Он подчинился требованиям бояр и принял, от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое ограничение боярами власти царя. После его низложения на Руси даже был период, когда вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление в период междуцарствия получило в истории название семибоярщины. В эти годы Русь была на грани утраты своей государственности, т.е. государственной самостоятельности.

   В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. Наряду с ней при царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума - узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались "в поход" царю. При Боярской думе с

1681 по 1694 гг. существовала  Расправная палата, в которую входило 11 и более

членов. Это был особый судебный отдел для рассмотрения спорных гражданских дел.

   За столетие состав  Думы удвоился, особенно возросло  число окольничих, думных дворян  и дьяков. Боярская дума оставалась  верховным органом в вопросах  законодательства, управления и  суда, более того, царь Михаил  Федорович, «хотя самодержцем  писался, однако без боярского  совету не мог делати ничего».  Алексей Михайлович имел «ближнюю  думу» и личную канцелярию (Тайный  приказ), но по основным вопросам  советовался с Думой.

   Члены Думы возглавляли  приказы, были воеводами, дипломатами.  Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией.

   К концу XVII века Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Увеличивается ее неродовитая часть, а именно число думных дьяков. В начале века было 2—3 думных дьяка, во второй половине (в 1677 году) их число увеличилось до 11 человек.

 

§2. Центральные  учреждения.

   Центральные учреждения. Первая половина XVII века — время расцвета приказной системы и постепенного внедрения ее во все отрасли управления. в течение 10—20-х годов XVIIвека происходило восстановление всех звеньев системы государственного управления, разрушенной в годы «смуты». Именно в этом столетии вместо немногочисленной и в определенной мере случайной по составу группы лиц к работе в государственных учреждениях России приходит особая специальная прослойка получившая общее наименование приказных людей. Приказные люди — специальная, сформировавшаяся в XVII в. в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которой была работа государственных учреждениях в центре и на местах.

   Государственное  учреждение имеет такой определяющий признак, как

подчинение центральной  власти, наличие постоянного штата  и бюджета. Показатель укрепления самодержавия - также происходившая бюрократизация исполнительных органов в центре и на местах. Это проявилось в  складывании  разрастании их штатов, без чего невозможно осуществление  самодержавного правления. Эта корпорация в XVII. в. только формировалась и была беспрекословным проводником решений  верховной власти.

   Большинство прямых  налогов собирал приказ большого  прихода. Оодновременно с ним  обложением населения занимались  территориальные приказы. В первую  очередь — Новгородская, Галичская,  Устюжская, Владимирская, Костромская  чети, которые выполняли функции  приходных касс; Казанский и Сибирский  приказы, взимавшие «ясак» с  населения Поволжья и Сибири. Приказ большого дворца, облагавший  налогом царские земли, Приказ  большой казны, куда направлялись  сборы с городских промыслов;  Печатный приказ, взимавший пошлину  за скрепление актов государевой  печатью; Казенный патриарший  приказ, ведающий налогообложением  церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги  собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской  приказы. В силу этого финансовая  система России в XV—XVII веках  была чрезвычайно сложна и  запутана

   В первые годы  правления династии Романовых  начали функционировать около  20 новых центральных учреждений. Новому правительству пришлось  решать серьезные социально-экономические  и политические проблемы. Прежде  всего предстояло пополнить опустошенную  государственную казну, наладить  поступление государственных налогов.  Поэтому в первые годы правления  новой династии усиливается фискальная  деятельность приказов. Окончательно  оформились четвертные приказы  и был создан ряд новых постоянных  и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая  четверть в 1619 году, приказ Большой  казны — в 1621—1622 годах).

   В первой половине XVII века широко распространены  были временные приказы, создаваемые  заведомо как временные по  специальному указу, определяющему  функции, главу приказа, весь  его штат и бюджет. Например,

война 1632—1634 годов с Польшей  и начало строительства оборонительной линий на юге страны вызвали к  жизни целый ряд временных  приказов.

   Были созданы новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа, ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, и Рейтарского приказа, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654—1675 годах приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством. Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений. В 1664 году, например, выделился Судный дворцовый приказ.

  Новым для приказной системы было формирование Патриаршегo управления в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные приказы, дворцовые, патриаршие), тогда как в XVI в. деление было двухчастным.

   Особенностью приказов первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом о создании, определением их функций, штата, бюджета и назначением главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, быстротой и оперативностью работы.

   В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ –– Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями.

   Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов — уставных грамот.

   Во второй половине XVII века происходят существенные изменения в приказах

как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные  приказы для управления освобожденными русскими землями и присоединенной частью Украины (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных  с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный  для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

   Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем, созданный в 1654 г. и просуществовавший до 1675 г. Он был учреждением нового типа, осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией царя.

   Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан  Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е годы провели реформу по укрупнению приказов, что  обусловило сокращение их числа до 37-38.

   Во второй половине XVII в. по-прежнему практиковалось совмещение управления несколькими приказами, создавались временные приказы.

   В 1682 г. отменено местничество, т.е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. "Разрядные книги", где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Информация о работе Россия в XVII веке. Начало правления Романовых