Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:14, реферат
Данная тема реферата довольно актуальна, ведь в истории России XVII век является переломным. Окончание смуты, польской интервенции, смена династий, избрание нового царя – наиболее важные события того времени, наложившие отпечаток на всю последующую жизнь страны и фактически спасшие ее от распада и окончательного завоевания. Уже по тому, какие последствия повлек за собой этот век, вопрос этот должен привлечь наше внимание.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Положение России до воцарения Михаила Романова…………….……….4
Глава 2. Первые Романовы…………………………………………………………...10
Глава 3.Система управления при правлении Романовых…………………………..12
§1. Высшие органы власти…………………………………………………….12
§2. Центральные учреждения…………………………………………………14
§3. Местное управление…………………………………………………….…20
Глава 5. Основные события периода царствования первых Романовых….……….25
Заключение…………………………………………………………………….………27
Список используемой литературы……………………………………………….…..28
Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, то организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658-1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х годов создание комиссий приняло массовый характер.
Второй момент в развитии приказов этого периода — резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло
в 40-е годы XVII в. 1611 человек, то в 90-е оно увеличилось почти в три раза и
достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек — в местных государственных учреждениях.
В связи с ростом численности бюрократического аппарата, оплата их труда становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить оклады чиновников и приостановить рост их численности.
Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при самом многолюдном Поместном приказе.
Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации была предпринята в 80-е годы XVII века. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны, к которому отошел ряд функций четвертей и некоторых других приказов. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе — в Разрядном приказе с изъятием их из ведения территориальных приказов.
За XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Всего к 1698 году в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1 — временный, 6 — дворцовых, 3 — патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.
Во главе приказа стоял начальник — судья, в основном из членов Боярской думы. Некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Так, боярин Б. И. Морозов, любимец Алексея Михайловича, возглавлял 5 приказов: Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский; А. Л. Ордин-Нащокин — Посольский и Малороссийский приказы и три четверти — Новгородскую, Владимирскую и Галицкую.
Помощниками начальника-судьи были дьяки (число их в разных приказах разное). Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год). Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей — подьячие, служившие сначала без жалованья, потом по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1—5 рублей в год.
Важнейшей чертой приказной системы XVII века является возрастание количества занятых в ней людей.
Наибольший рост числа приказных людей приходится на 70-е годы XVII века. При этом заметно возрастание подьяческих штатов, что происходило по инициативе приказных судей и дьяков и диктовалось внутренними потребностями учреждения. Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22-27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73 человека), Казанского дворца (46 человек), Разрядный (45 человек).
Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры приказных штатов. Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Например, в Поместном приказе в течение XVII века имелось четыре территориальных стола, хотя состав подведомственных им городов и их названия менялись. В 1627—1632 годах в приказе имелись Московский, Рязанский, Псковский и Ярославский столы, с середины века исчезает Ярославский стол, но образуется Владимирский. В результате перестройки работы приказов в 80-е годы в нем появились еще три стола, но организованных уже не по территориальному, а по функциональному принципу.
Иначе складывалась структура приказа Казанского дворца. В 1629 году в нем имелось три функциональных стола (Денежный, Разрядный и Поместный) и один территориальный (Сибирский). В 1637 году последний был преобразован в самостоятельный Сибирский приказ, в котором к концу века появились территориальные Тобольский, Томский, Ленский столы.
Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Так, в 1667—1670 годах в составе Посольского приказа, ранее не имевшего деления на столы, был создан особый Смоленский стол, который ведал землями, вошедшими в состав России по так называемому Андрусовскому перемирию, заключенному с поляками в селе Андрусово. При уничтожении в 1681 году Холопьего приказа, функции которого перешли к вновь созданному Судному, в составе последнего был организован для выполнения их особый стол.
Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было
Приказная система с ее централизацией и бюрократией, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью породила волокиту, злоупотребления, взяточничество, что особенно явственно обнаружилось к концу XVII века.
§3. Местное управление.
Бурные события начала XVII века потребовали усиления власти на местах. Эта задача решалась путем введения института воевод как основного звена местного управления. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находились город с уездом. По росписи городов и уездов России, в 1625 году воеводы были назначены в 146 городов с уездами. Воевода назначался на срок 1—3 года. За свою службу он получил поместья и денежные оклады. В больших городах было по нескольку воевод.
Воевода имел большие права и обязанности: одной из главных функций воевод был финансовый контроль, поэтому воеводы должны были вести учет количества
земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Осуществляли воеводы и
контроль за старостами и
целовальниками, которые непосредственно
проводили сбор налогов, он охранял
феодальную собственность, боролся
с укрывательством беглых, выполнял
административно-полицейские
Воеводой составлялись списки и велся учет, проводились смотры, проверялась готовность к службе. Воевода направлял военнослужащих на места службы, которые определялись Разрядным приказом. В его обязанности входило наблюдение за состоянием крепостей.
В XVII веке продолжали осуществлять обе функции «самоуправления» — губная и земская. Каждым округом — «губой» — управляли губной староста и его помощники — целовальники. В их ведении находились тюрьмы и тюремные служители.
Приказная система распространялась и на места. Именно в 20—30-е годы XVII века формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2—3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах. Всего городов, в которые на протяжении XVII века посылались дьяки и подьячие с приписью, было не более 45. В большинстве приказных изб не было ни дьяков, ни подьячих с приписью, а лишь местные подьячие.
В первой половине XVII века сложилась система дворцовых местных учреждений, из которых к учреждениям воеводского управления приближаются по типу местные дворцовые приказы Новгорода и Пскова с дьяками во главе. Местные государственные и дворцовые учреждения функционировали одновременно и в
тесной связи с рядом существовавших в городах учреждениях другого типа — таможнями, кабацкими дворами, губными и земскими избами. Выборное начало и бесплатная работа стоявших во главе их голов, целовальников, старост, земский наем как форма оплаты для писчих дьяков ставили эти учреждения в известной степени в независимое положение от воеводы.
С середины XVII века с распространением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. С середины XVIIв. количество приказных изб резко увеличилось, что объяснялось расширением границ государства. Во вновь присоединенных районах создавались новые города-крепости. В конце XVII в. количество поселений городского типа составило 300. В большинстве городов устанавливалось воеводское управление с избами при нем. К середине 70-х годов повсеместно утвердился термин приказная изба. Возглавлял приказную избу дьяк.
Учреждения, сформировавшиеся на базе старых приказных изб, получили расширенные военно-административные функции. Их стали именовать разрядными избами. В 90-е годы ряд подобных учреждений стали называть приказными палатами.
В самом низшем звене управления сохранялось выборное начало.
Земские старосты избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, волостях, погостах. Они ведали раскладкой податей, осуществляли некоторые полицейские функции, следили за соблюдением таможенных сборов, за порядком. Делопроизводство велось в земской избе, тоже подчиненной воеводе. В полицейском отношении земские органы управления были подчинены воеводам.
Территория страны делилась на уезды, число которых достигло 250. По-прежнему уезды разбивались на станы и волости. Центром станов было село. На землях, которые включались в состав России недавно, административная система сохранялась прежней.
Прослеживается тенденция к замкнутости сословий - удельный вес податного
населения в конце XVII в. увеличился до 91,3 %. Происходит консолидация городского населения; в XVII в. утвердилось его название — посадские люди. В это время сложилась иерархия городского населения: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежом государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).
Гости, помимо торговых операций, осуществляли финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали должности голов и дьяков в присутственных местах, взимали пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами. Повышение роли купечества было связано с развитием в стране товарно-денежных отношений, началом формирования всероссийского рынка. Государство поддерживало торговых людей. В XVII в. в России множественность торговых пошлин заменили единой рублевой пошлиной, в целях защиты русских купцов от конкуренции иноземных был принят Новоторговый устав.
"Черные" посадские люди проживали на земле, являвшейся государственной собственностью. На них возлагалось тягло в пользу государства. Свои земельные участки, на которых они проживали, они могли продавать только другим "чернотяглым" людям.
Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. столетия. С 1630 г. в России началось создание полков регулярного строя –– солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет после этого стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. - 15,8 тыс. Численность солдат резко возросла. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные
гранаты.
Таким образом, в местном управлении этого периода сложилось противоречие –– назначаемый сверху воевода должен был руководить выборными органами –– губными и земскими избами. В процессе развития воеводской системы эти органы все в большей степени подчинялись воеводам, прежде всего по военным и полицейским вопросам. Поскольку регламентация прав и обязанностей воевод была неопределенной, то создавались возможности произвола, которыми воеводы широко пользовались –– взятки были хорошим дополнительным источником доходов сверх царского жалованья. Особенно значителен был произвол воевод в Сибири.
Глава 5.
Основные события периода царствования первых Романовых.
Романовы отстояли независимость страны.
Сил воевать с противниками у Михаила не было. Нужно было мириться с теми, с кем это было возможно. Со шведами договориться было нетрудно. Им не нужны были болотистые русские земли на севере страны. Их целью было - отрезать Россию от Балтийского моря.
Информация о работе Россия в XVII веке. Начало правления Романовых