Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:06, контрольная работа
Борьба за власть царя Бориса Годунова, особенности его внешней и внутренней политики. Восстания крестьян под предводительством Хлопка и Ивана Болотникова. Причины и последствия Смутного времени.
1.Борьба за власть Царь Борис Годунов и его политика………...стр.3
2.Смутное время. Начало польско-шведской интервенции. Лжедмитрий…………………………………………………………стр.15
3.Восстания крестьян под предводительством Хлопка и Ивана Болотникова…………………………………………………………стр.20
4.Библиографический список ………………………………………стр.24
Борис в 1597 году подтвердил закон о прикреплении крестьян к земле, установил, чтобы все, убежавшие из поместий и вотчин в течение предшествующих пяти лет, были отыскиваемы и возвращаемы к повиновению помещикам и вотчинникам.
Царь
Федор скончался 7 января 1598 года, на
сорок первом году своей жизни. Борис объявил,
что умерший царь передал державу свою
царице Ирине и поручил “строить свою
душу” патриарху Иову и с ним шурину своему
Борису и двоюродному брату Федору Никитичу
Романову-Юрьеву.
Это была неслыханная новость: никогда
еще женщина не царствовала самобытно,
не будучи опекуншей детей; притом жена
после мужа не могла быть преемницей ни
по какому праву. Через девять дней Ирина
постриглась в Новодевичьем монастыре.
Тогда собрались бояре и постановили ,
что правление остается в руках бояр. Созвали
народ целовать крест Боярской Думе , но
созванная толпа состояла в большинстве
из доброжелателей Бориса. Они закричали,
чтобы царем был Борис.
Иов тотчас воспользовался этим и стал
говорить, что следует идти просить Бориса
принять царство. Все отправились в Новодевичий
монастырь, где находился Борис с сестрой
, которая уже приняла имя инокини Александры.
Борис показывал, будто весь погрузился
в богомыслие.
Патриарх сначала просил бывшую царицу
благословить на царство брата своего,
потом обратился к Борису и говорил:
“Будь нам милосердным государем , царем
и великим князем, не дай в попрание православной
веры в расхищение христиан православных”.
Но Борис отказывался. Тогда патриарх
сказал народу , что надобно подождать
окончания сорокоуста: Борис Федорович
со своим обычным благочестием весь предался
молитве за своего благодетеля, царя Федора
Ивановича, а тем временем надобно созвать
земской собор из людей всякого чина; когда
всей землей начнут его просить - он не
дерзнет противиться.
17 февраля в первый раз собрались выборные
люди в Кремле. Патриарх, спросив их, кому
быть на государстве царем , не дождался
от них ответа , не допустил их рассуждать
, ни спорить , а сказал , что у всех православных
христиан, которые были в Москве прежде,
одна мысль: молить Бориса Федоровича,
чтобы он был на царстве и не хотел иного
государя. Сторонники Бориса стали тотчас
восхвалять его , а патриарх затем объявил
: кто захочет искать иного государя , кроме
Бориса Федоровича, того придадут проклятию
и отдадут на кару градскому суду. После
такого заявления никто не посмел и заикнуться
против воли патриарха.
Во
Вторник 21 февраля зазвонили во всех
московских церквях , и народ вслед за
патриархом огромной толпой двинулся
к Новодевичью монастырю. Борис вышел
навстречу чудотворной иконе и поклонился
до земли. ”Не мы сей подвиг сотворили,
- говорил патриарх, - а Пречистая Богородица
с Предвечным Младенцем и святыми чудотворцами
возлюбила тебя изволила придти напомнить
тебе волю Сына своего, Бога нашего; повинись
Его святой воле, не наведи на себя своим
ослушанием гнева Божия”.
Борис ушел к сестре в келью. “Это Божье
дело, а не человеческое, - сказала Александра,
- как будет воля Божья, так и твори”.
Патриарх благословил Бориса , сестру
и жену его, затем вышел к народу и провозгласил:
“ Борис Федорович нас пожаловал : хочет
быть на великом российском царствии”.
”Слава Богу “ , - кричали все , а приставы
толкали людей , чтобы те кричали погромче
и повеселее.
Борис рассчитал , что нужно на первых
порах расположить к себе народ, приучить
любить себя и повиноваться себе. С этой
целью он освободил весь сельский народ
от податей на один год. Борис преследовал
бесчинное пьянство. Сидевшие в тюрьмах
получали свободу , опальным прежнего
царствования давалось прощение ; вдовы,
сироты , нуждающиеся получали от щедрот
царя вспоможение. Борис непрестанно кормил
и одевал неимущих. Казней не было. Все
благие стремления Бориса клонились только
к одной цели: утвердиться на престоле.
Только духовенство и служилые люди были
действительно за Бориса; народ не любил
его.
Но минули льготные годы, возобновились
кабаки, пьянство опять сделалось источником
казенных доходов и причиной народного
развращения.
По отношению к соседям Борис держался
прежней своей политики: сохранять, сколько
возможно, мир, хотя при случае не гнушался
и коварством.
Вдруг в конце 1600 года стал в народе ходить
слух, что Дмитрий-царевич не убит, а , спасенный
друзьями , где-то проживает до сих пор.
След Димитрия не был отыскан. Борис принялся
за бояр Романовых. Четырех братьев Романовых
- Александра, Василия, Ивана и Михаила
разослали по отдаленным местам в тяжелое
заключение, а пятого Федора, который ,
как кажется , был умнее всех их, насильно
постригли под именем Филарета в монастыре
Антония Сийского. В эти тяжелые времена
доносов и пыток постиг Русь страшный
голод, доверивший подготовку к потрясениям.
Уже в 1601 году от дождливого лета и от ранних
морозов произошел во многих местах неурожай.
Сам Борис приказал отворить все свои
житницы , продавать хлеб дешевле ходячей
цены, а бедным раздавать деньги.
Возникло в народе убеждение , что царствование
Бориса не благословляется небом, потому
что, достигнутое беззаконием , оно поддерживается
неправдой; толковали, что если утвердиться
на престоле род Бориса , то не принесет
Русской земле счастья. Люди родовитые
оскорблялись и тем , что на царском престоле
сел потомок татарина. Становится желательно,
чтобы нашелся такой , который имел бы
в глазах народа гораздо более прав перед
Борисом . Таким лицом был именно Димитрий,
сын прежнего государя. Мысль о том, что
он жив и скоро явится отнимать у Бориса
похищенный престол, все более и более
распространялась в народе. И вот в начале
1604 года перехвачено было письмо, писанное
одним иноземцем из Нарвы, в этом письме
было сказано , что явился сын московского
царя Ивана Васильевича Димитрий, находится
будто бы у казаков, и Московскую землю
скоро постигнет большое потрясение.
Между
тем 16 октября названный Дмитрий
с толпой поляков и казаков
вступил в Московское Государство.
Города сдавались ему один за другим.
Служилые люди переходили к нему на
службу. В ноябре он осадил Новгород-Северск,
но был отбит посланным туда царским воеводой
Басмановым. После того царь выслал против
Дмитрия войско под начальством Федора
Мстиславского. Это войско 20 декабря потерпело
неудачу. Далее скрываться перед народом
было невозможно. Послушный Борису патриарх
Иов взялся объяснить Русской земле запутанное
дело.
21 января 1605 года Борисово войско под начальством
Мситиславского и Шуйского одержало верх
над Димитрием , и сам Димитрий ушел в Путивль.
Борис был очень доволен, щедро наградил
своих воевод , особенно ласкал Басманова
за его упорную защиту Новгород-Северска;
но народ, услышав о неудаче названного
Димитрия, пришел в уныние. Борис вскоре
понял , что сила его врага заключается
не в той военной силе, с которой этот враг
вступил в государство, а в готовности
и народа, и войска в Московском государстве
перейти при первом случае на его сторону,
так как все легко поддавалось уверенности,
что он - настоящий царевич.
Борис был в страшном томлении, обращался
к ворожеям, предсказателям, выслушивал
от них двусмысленные прорицания, запирался
и по целым дням сидел один, а сына посылал
молиться по церквям. Казни и пытки не
прекращались. Борис уже в близких себе
лицах подозревал измену и не надеялся
сладить с соперником военными силами
; он решил попытаться тайным убийством
избавиться от своего злодея. Попытка
не удалась. Монахи, которых в марте подговорил
Борис ехать в Путивль - отравить названного
Димитрия, попались с ядом в руки последнего.
13 апреля царь встал здоровым и казался
веселее обыкновенного. После обедни приготовлен
был праздничный стол в Золотой палате.
Борис ел с большим аппетитом и переполнил
себе желудок. После обеда он пошел на
вышку, с которой часто обозревал всю Москву.
Но вскоре он поспешно сошел оттуда , говорил
, что чувствует колотье и дурноту. Побежали
за доктором; пока успел прийти доктор
царю стало хуже . У него выступила кровь
из ушей и носа. Царь упал без чувств. Около
трех часов по полудни Борис скончался.
Останки его погребены в Архангельском
соборе.
Бурные
события XVII в. в России получили у современников
название Смуты, или Смутного времени.
Они представляли собой выражение глубокого
кризиса русского общества и являлись
гражданской войной, осложненной вмешательством
со стороны
Польши и Швеции.
Смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между властями. В русской истории этим термином обозначают период между концом династии Рюриковичей и началом династии Романовых. Определить сущность такого рода событий бывает очень трудно даже по прошествии столетий - настолько велики его масштабы. Не говоря уже о том, что можно потерять общее видение эпохи в разнообразии событий и фактов, обилии лозунгов и идейных течений, биографических подробностях из жизни неординарных людей, которых явления, подобные Смутному времени, выбрасывают на поверхность исторического течения событий. Изучение Смутного времени в России имеет давнюю традицию. На различных этапах развития науки исследовались отдельные сюжеты, социальные движения, экономические противоречия эпохи. Выбор предмет исторического исследования зависел от метода исследования. Некоторые историки уделяли внимание экономическим и социальным процессам в период Смуты. Другие историки считали, что главное в русской Смуте - кризис и обновление "государственного организма". Поэтому основное внимание в своих исследованиях они уделяли изучению государственного строя России названного периода, судьбе и экономическому положению того сословия, которое его поддерживало и укрепляло - дворянству. Для того чтобы попытаться дать всестороннее определение содержанию понятия Смутное время следует проанализировать выводы ведущих ученых-исследователей дореволюционного и современного периода, свидетельства современников.
Вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609 г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но для того, чтобы прекратить смуту. Весть о вступлении войск Сигизмунда в Россию встревожила не столько Москву, сколько Тушино. Лжедмитрий оказался в труднейшем положении. Между ним и поляками из тушинского лагеря, в связи с вторжением Сигизмунда, возник конфликт. В Тушино начался бунт. 29 декабря 1609 года Лжедмитрий II, простившись с Мариной Мнишек, покинул лагерь искать новое убежище. На рассвете тушинский стан узнал об исчезновении Лжедмитрия. Началось большое волнение. Лжедмитрий II обосновался в Калуге. Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610 г. договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава. 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи. Так Москва поступила с царем, который хотел снискать любовь россиян умеренностью в наказаниях, терпимостью общественной свободы, ревностью к гражданскому образованию, который не терялся в самых чрезвычайных бедствиях, оказывал готовность умереть, сохраняя достоинство государя. Но удивительная судьба царя Василия Ивановича еще не завершилась. Он умрет в польском плену 12 сентября 1612 г. Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. Королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства. Однако планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей стороны побудили "смоленских сидельцев" к сдаче. Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского, который скоро уехал оттуда, передав команду Гонсевскому.
Во
главе гражданского правительства
стали боярин Михаил Салтыков и "торговый
мужик" Федор Андронов, которые
и пытались управлять страной
от имени Владислава. Летом (в июле)
1611 г. был занят шведами Новгород
Великий почти без
Во
главе национально-религиозной
Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. Начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду.
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев. Он был сыном бедного боярина из Галича. Став иноком и приняв имя Григорий, он часто ездил с патриархом Иовом в столицу. Григорий был лучшим книжником того времени... Отрепьев в 1603 или 1604 г. явился в Краков. Его принял король Польши Сигизмунд III. Лжедмитрию было выделено жалованье 40 тысяч злотых в год. 14 октября 1604 г. Лжедмитрий вступил в пределы России. У него было полторы тысячи исправных воинов, кроме того, до двух тысяч казаков и большая толпа кое-как вооруженных людей. Григорий шел с мечом и манифестом. Он обещал мир, спокойствие, убеждал россиян оставить хищного Годунова. Население Северной Украины переходило на сторону претендента на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Григорию сдались Путивль, Рыльск, Борисов, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж, Кромы, Ливны, Елец. Была перехвачена московская казна, которую использовали для набора дружин. В 1604 г. никто не сомневался в смерти Дмитрия, но народ не любил Бориса, поэтому мысль о живом царевиче всех пленяла и воодушевляла. В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента. 3 июня 1605 г. все присягнули Лжедмитрию. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедимитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал. В народе стали появляться многие очевидцы, знавшие истинную правду о Григории Отрепьеве. С этого времени самозванец начал жестокую расправу над всеми неугодными ему людьми. Многих пытали, казнили, душили в темницах, ссылали лишь за одно слово «расстрига». Поляки вели себя дерзко и вызывающе. Народ требовал суда. И на беззаконие ответили тем же. Князь Василий Шуйский, ранее помилованный Лжедмитрием, сосланный и вновь приближенный к царю стоял во главе широкого заговора, поддерживаемого как боярами, воинами, так и простым людом. В ночь на 17 мая 1606 г., подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с народом ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.
19
мая 1606 г., во втором часу дня,
звуки литавр, труб и колоколов
возвестили столице о
3.Восстания крестьян под предводительством Хлопка и Ивана Болотникова.
Крестьянское
восстание, проходившее под
К середине 1606 отдельные выступления крестьян вылились в восстание под предводительством И. И. Болотникова. Основную силу восстания составляли холопы и крестьяне. В нём участвовали также посадские люди, стрельцы и казаки. В лагере восставших были дворянские отряды Г. Сумбулова и П. Ляпунова и пёстрые по составу отряды И. Пашкова. На пути к Москве Болотников рассылал "листы" с призывом к расправе с феодалами. "Листы" содержали социальные и политические требования восставших; уничтожение феодальной собственности, крепостничества и замена царя В. И. Шуйского "хорошим царём Дмитрием".