С о д е р ж а н и е
1.План работы
Стр. 2
2.Характеристика категорий
зависимого
населения по «Русской правде» 13 в.
Стр. 3 - 4
3.Процесс формирования крепостного
права в России с 13 по 18 вв.
Стр. 4 - 6
4.Причины возвышения Москвы
в 14-15 вв. Стр.
6 - 8
5.Структурно-логическая схема
организации
судебной системы в правление Екатерины
II
Стр. 8 - 9
6.Гражданская война в России
20 век:
Стр. 9 - 12
хронологические рамки, участники, лидеры
и планы сторон, итоги
7.Источники и используемая
литература
Стр. 13
П л а н
1.Характеристика категорий
зависимого населения по «Русской
правде» 13 в.
а) положение холопов, рядовичей, закупов,
челяди и смердов.
2.Процесс формирования
крепостного права в России
с 13 по 18 вв.
а) законодательные акты регламентирующие
положения зависимого населения России
в данный период, характеристика и основные
положения.
б) результаты и последствия действий
закрепощающих актов.
3.Причины возвышения Москвы
в 14-15 вв.
а) характеристика причин и
их последствия.
4.Структурно-логическая
схема организации судебной системы
в правление Екатерины II
а) основное содержание структуры судебной
системы (схема) и ее последствия.
5.Гражданская война в
России 20 века.
а) хронологические рамки - краткая характеристика
периодов
б) участники войны их социально-политический
состав, лидеры
в) планы сторон
г) итоги гражданской войны
1.Характеристика категорий
зависимого населения по «Русской правде»
13 в.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальное
государство. Феодализм в Киевской Руси
был ранним, т.е. молодым, незрелым. Князья
и бояре широко использовали в своем вотчинном
хозяйстве труд рабов и другие зависимые
категории населения. Среди историков
существуют разногласия относительно
характера социальных отношений в Киевской
Руси, которые во многом объясняются недостатком
внятных и надежных источников. Все рассуждения
на эту тему основываются главным образом
на знаменитой «Русской Правде». Это-собрание
законов, действовавших на Руси в XI-XV вв.
Законодатель (а вслед за ним и переписчик
текста) называет какую-то категорию населения
определенными именами, не объясняет его
значения. Для него оно было очевидным.
В результате каждый термин «Русской Правды»,
обозначающий различные категории населения
муж, холоп, челядин, смерд, закуп, рядович),
представляет собой загадку для историка.
Однако по «Русской Правде» в древнерусском
обществе существовали рабы (холопы). В
древнейший период это преимущественно
были пленники, захваченные в военных
походах (какой-то процент, вероятно, могли
составлять и неплательщики полюдья),
позднее распространяется и долговое
холопство. По «Русской Правде холопы
собственно не сословие, даже не лица,
а вещи, как и рабочий скот служившие частному
лицу. Труд холопов применялся в княжеском
и боярском хозяйстве, они «сажались»
на землю, включались в служебные категории
населения (например рабы-ремесленники),
них же могла формироваться и администрация
в феодальных хозяйствах. Число холопов
пополнялось не только за счет военнопленных.
Человек от великой нужды мог добровольно
продать себя в холопы. Холопами становились
не выполнившие обязательства закупы
и рядовичи. Ребенок родившийся от холопки,
также был холопом. Много статей Русской
Правды посвящено рабам, фигурирующим
под названием челядь или холопы. Часть
историков склоняется к тому, что «челядь»
- термин более раннего периода, который
употреблялся наравне с новым названием
«холоп». При этом некоторые из них полагают,
что челядином на Руси традиционно именовали
раба, а более поздним термином «холоп»
- феодально-зависимое население. Известный
историк В.В.Мавродин считал, что и челядин
и холоп являются рабами, но челядь – это
пленники, захваченные во время войн, а
холоп – это раб местного происхождения.
Кто же становился холопом в Древней Руси?
Особенности положения холопа объясняются,
по-видимому, тем что в холопы шел зачастую
свободный человек, сохранявший связи
с окружающими. Исчерпывающие данные об
источниках холопства содержатся в Русской
Правде. Это и самопродажа, и женитьба
на рабе «без ряду», и «тиуньство без ряду».
Холопом становился сбежавший или проворовавшийся
закуп.
Предметом научных дискуссий до сих пор
является содержание понятия смерд. Высказываются
самые различные предположения – от общего,
собирательного термина для обозначения
феодально-зависимого населения Древней
Руси до отождествления смердов со свободными
крестьянами-общинниками. Часть историков
считают, что смердами называли крестьян,
несущих те или иные повинности в пользу
князя, и противопоставляются им свободных
земледельцев и ремесленников, объединявшихся
в общины, - людей.
Следующая зависимая категория приближавшаяся
к холопу, нечто вроде временнобязанного
крестьянина – закупы. Закупы – разорившиеся
общинники, пошедшие в долговую кабалу
за ссуду (купу), проценты с которой они
отрабатывали на поле у человека, ссудившего
их деньгами. Закуп продолжая вести свое
собственное хозяйство, а вернув долг,
становился свободным человеком. Это полусвободное
состояние обнаруживается в Правде такими
признаками:
1. Хозяин пользовался правом телесно наказывать
своего закупа;
2. Закуп – неполноправное лицо: на суде
он мог быть свидетелем только в незначительных
тяжбах и только в случае нужды, когда
не было свидетелей из свободных лиц;
3. Закуп сам не отвечал за некоторые преступления,
например за кражу: за него платил пеню
хозяин, который за то превращал его в
полного своего холопа. Таким образом,
закупы попадали в личную зависимость
до возвращения взятой им ссуды – купы.
Закупы не рабы, но ими начинается на Руси
класс условно зависимых людей, класса,
с течением времени сменивший собой полных
рабов.
К зависимой части населения относились
также рядовичи – люди, которые заключили
договор (ряд), согласившись жить и работать
у господина на определенных условиях.
Зависимое положение рядовича и закупа
не передавалось по наследству и не распространялось
на членов его семьи.
Таким образом, Киевская Русь к 13 веку
в социальном плане была поделена на три
группы населения, одна из которых была
зависима от бояр, дружинников и князей
– это закупы, рядовичи, челядь, холопы.
2.Процесс формирования
крепостного права в России
с 13 по 18 вв.
Процесс формирования крепостного
права в России очень длительный и сложный
процесс. Интерес к земле у русских правителей
по-настоящему пробудился лишь в конце
XII – начале XIII в. И хотя княжеских и боярских
владений было еще не много, но их возникновение
знаменовало наступление новых порядков,
основанных на зарождении земельной собственности
появлении зависимых людей. Живущих и
работающих на земле, принадлежащей уже
не им, а господину. Постепенно в сельской
местности появляются люди, которые по
различным причинам (неурожай, засуха,
военные разорения) теряли собственное
хозяйство. В XIII-XIV вв. долги крестьян росли,
многие свободные крестьяне – общинники
превращались в закупов или рядовичей.
При отчуждении имений (вотчин), имевших
долг крестьян передавали новому владельцу
со своими долгами. В XIV-XV вв. происходило
«окняжение» и «обояривание» земель, в
том числе населенных «черными» крестьянами,
которые потеряли право свободного распоряжения,
продажи, дарения и завещания земли.
В XIV в. появляются добровольно «задавшиеся»
под чужое покровительство крестьяне,
в том числе добровольные холопы. Указом
Дмитрия Донского от 1388 г. «черным» крестьянам
запрещалось продавать свою землю. Во
второй половине XV в. появляются факты
«вывоза» крестьян: землевладелец платил
долги крестьянина и вывозит его в свое
имение, обязывая трудиться на себя. Факт
старожительства и долги крестьянина
влекли за собой фактическое крепостное
состояние. Тогда же во второй половине
XV в. князья жалуют землевладельцам льготу:
не отпускать от себя крестьян. За право
пользоваться участками пахотной земли,
лугами, лесами, реками крестьяне должны
были платить владельцу земли определенные
платежи натурой – оброк либо исполнять
другие повинности, прежде всего барщину.
К 1481 г. относят первое упоминание в документах
о «кабальных» людях – переходном состоянии
к холопству за долги.
Первый
этап в истории крепостного права как
общерусского явления начинается с Судебника
Ивана III и заканчивается в 80-е гг.XVI столетия.
Для урегулирования взаимоотношений между
землевладельцами и крестьянами, упорядочивания
крестьянских переходов в Судебник 1497
г. ввели специальную статью «О христианском
отказе». Она установила одновременный
для всего государства срок, в течение
которого крестьянам разрешалось покидать
своего господина. Срок этот – за неделю
до и после Юрьева дня (26 ноября) – был
связан с окончанием сельскохозяйственных
работ. В случае ухода пожилое – плату
за использование крестьянским двором.
В конце XV – начало XVI в. сумма пожилого
равнялась 1 руб. с человека (примерно столько
же стоила рабочая лошадь или 100 пудов
ржи) крестьянин, ушедший без уплаты пожилого
либо не в срок Юрьева дня, считался беглым.
Он подлежал розыску и возвращению прежнему
владельцу.
Судебник 1550 г., принятый при Иване IV, подтвердил
право перехода крестьян только в Юрьев
день, увеличив размеры пожилого, что еще
больше затрудняло переход. К тому же,
теперь феодал отвечал за преступления
крестьян, что усиливало их личную зависимость
от господина.
В конце правления Ивана Грозного глубокий
социально-экономический кризис вынудил
правительство пойти на полный запрет
крестьянского перехода. Эта мера вводилась
поэтапно, от одного района страны к другому.
Поэтому можно назвать лишь начальную
дату Указа 1581 г. Власти опасались крестьянских
волнений из-за отмены Юрьева дня. Было
объявлено, что «заповедные годы» (т.е.
годы, когда переход «заповеден», запрещен)
– всего лишь временное явление, вызванное
необходимостью провести перепись населения.
На деле, этот Указ остался постоянным
актом. Были составлены писцовые книги,
в которых определялась принадлежность
крестьян к своим владельцам. Ряд историков
полагают, что в 1592 или 1593 г. был издан специальный
указ о запрещении крестьянских переходов,
что означало установление крепостного
права. Однако текст этого указа не обнаружен
и неясно, существовал ли он в действительности.
В 1597 г. появился указ Бориса Годунова
о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие
после составления писцовых книг 1592 г.,
должны были возвращены прежним владельцам.
Срок сыска – урочные годы – устанавливался
в 5 лет, после чего поиски прекращались.
В 1607 г. по Уложению царя Василия Шуйского
срок сыска беглых крестьян продлевался
до 15 лет. При этом те, кто принимал беглых
крестьян, подвергался штрафу в пользу
государства и выплачивал компенсацию
старому владельцу. Однако уже через три
года этот указ стал недействительным,
т.к. сам Шуйский был сведен с престола. Правительство
Михаила Романова Указом 1637 г. устанавливает
9 летний срок розыска и возвращения беглецов,
а уже в 1641 г. увеличивает срок до 10 лет.
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича
отменило Юрьев день и установило бессрочный
сыск беглых крестьян, а за их укрывательство
налагался штраф в 10 руб. Тем самым крестьяне
окончательно прикреплялись к земле, т.е.
завершилось юридическое оформление крепостного
права.
В период правления Петра I был издан указ
от 1707-1708 гг. за укрывательство и невозвращение
беглых крестьян наказанием назначалась
полная конфискация имения.
18 января 1721 г. вышел указ о покупке деревень
к заводам. Что говорило о том, что крестьяне
представляли собой единое сословие и
что их владельцы были лишь временными
их держателями по уполномочию государственной
власти.
С 1731 г. помещики или приказчики стали
приносить присягу на верность императору
за крестьян, что означало более прочное
прикрепление крестьян к личности владельца.
В том же году дворяне получили право самим
устанавливать наказание за побег крестьянина.
Указ от 1736 г. вводилось «вечное закрепление»
рабочих на мануфактурах, фабрикантам
разрешалось покупать крестьян « на вывоз»,
без земли. В 1746 г. только за дворянами
было закреплено право владеть землей
и крестьянами.
В 1760 г. был издан указ по которому помещики
получали право ссылать крестьян, выступавших
против них, в Сибирь, с зачетом их вместо
рекрутов. Крестьянам запрещалось вести
денежные операции без разрешения помещика.
Помещик выполнял по отношению к крестьянам
полицейские функции.
В 1744-1747 гг. была проведена вторая перепись
податного населения. В 1755 г. заводские
крестьяне были закреплены в качестве
постоянных (посессионных) работников
на уральских заводах.
При Екатерине II начинается процесс превращения
крепостных крестьян в рабов (как она сама
их и называла). В 1765 г. вышел указ который
официально разрешал продажу крестьян
без земли и даже с разлучением семей.
22 августа 1767 г. вышел указ императрицы,
в котором крестьянам и прочим людям недворянского
сословия запрещалось подавать жалобы
на помещиков, а кто отважиться наказать
поркой или отправить на каторгу. Этим
законом государство фактически отказывалось
защищать крестьян от произвола помещиков,
что естественно к его усилению.
Таким образом, в историографии конец
18 в. характеризуют как кульминацию крепостного
права, как период расцвета крепостнических
отношений, однако неизбежно за кульминацией
следует развязка, за периодом расцвета
– период разложения, так произошло и
с крепостным правом.
3.Причины возвышения Москвы
в 14-15 вв.
К середине XIV столетия заканчивается
процесс, который иногда называют возвышением
Москвы. Из маленькой крепости на окраине
Владимиро-Суздальской Руси Москва превращается
в фактическую столицу великого княжения,
центр политической и религиозной жизни
Северо-Восточной Руси.
Историки давно спорят
о причинах, по которым именно Москва,
опередив своих соперников, заняла
первое место в этом драматическом
состязании. В спорах и размышлениях
были названы пять причин возвышения Москвы.
Первая причина состоит в том, что Москва
имела очень удачное географическое положение:
в самом центре русских земель. Поэтому
она меньше других земель и княжеств страдало
от нападений воинственных соседий –
татар, литовцев, немцев и шведов. Иными
словами, Москва того времени – самое
безопасное место. Сюда направлялись потоки
переселенцев из других земель, Радушно
принимая этих беженцев, московские князья
увеличивали число своих подданных, а
стало быть, экономический и военный потенциал
своего княжества.
Вторая причина также связана с географией.
Москва представляла собой перекресток
торговых путей. Древняя сухопутная дорога
из Киева и Чернигова в Ростов и Ярославль
пересекалась здесь с водным путем по
Москве-реке, чьи верховья связаны были
системой волоков с верховьями правых
притоков Волги (реки Лами – Шоша и Сестра
– Дубна). Спустившись вниз по Москве-реке,
можно было выйти в Оку и далее – в Волгу
у Нижнего Новгорода. В целом путь по Москве-реке
позволял значительно сократить время
путешествия из районов Верхней Волги
в Среднее Повольжье. Многочисленные купцы,
проезжавшие через Москву, платили здесь
торговые пошлины, пополнявшие московскую
казну.
Третья причина – союз московских князей
и церкви. Большой победой московской
дипломатии стало то, что уже со времен
Ивана Калиты митрополит устраивает свою
резиденцию в Москве. Это сильно повысило
ее престиж, открыло новые возможности
для решения экономических и политических
проблем. Конечно, поддержка со стороны
митрополичьей кафедры была далеко не
безусловной и не бескорыстной. Итересы
Москвы и Русской церкви совпали при митрополите
Алексее, который стал фактическим правителем
княжества при малолетнем Дмитрии Ивановиче.
Святитель осторожно, но неуклонно укреплял
сам город и его роль как центра объединения
Северо-Восточной Руси. Во всех княжеских
спорах он неизменно становился на сторону
Москвы. Четвертая причина – дальновидная
политика московских князей. Известно,
что политика – это своего рода искусство.
Настоящего успеха добиваются здесь только
незаурядные люди. Государственный муж
непременно должен быть рассудительным
по мыслям Аристотель. Однако рассудительность,
глубокомыслие – лишь половина дела. Вторая
половина – вера в святость цели, в свое
особое предназначение. Этим уникальным
сплавом веры и разума обладали московские
князья. Своей высшей целью они назвали
служение Пресвятой Богородице – небесной
покровительнице Русской земли. Свою стратегию
они основали на «трех китах»: миролюбие,
осторожность и настойчивости. Они почти
не ссорились междусобой, всячески избегали
конфликтов с ордой и Литвой, но при этом
неуклонно добивались своих целей. С одной
стороны, четко просматривается преемственность
политики всех московских князей, их опора
на традиции, а с другой – использование
новых тактических средств. Такая политика
стала своего рода наследственным достоянием
потомков Даниила Московского. В конечном
счете именно она привела их к победе.
И наконец еще одной из причин, победы
Москвы над своими политическими соперниками,
по мнению историков, является то обстоятельство,
что московские князья не только восприняли
те новые общественно-политические отношения,
(т.е. усиление власти князя Владимиро-Суздальского
и уменьшение роли народного вече), которые
стали складываться во Владимиро-Суздальском
княжестве, но и довели их до логического
конца. Более того, эти тенденции были
«обогащены» ордынской деспотической
системой властвования. Именно система
складывающегося в Московском княжестве
единодержавия оказалась наиболее эффективной
в деле «собрания» русских земель и организации
вооруженной борьбы с захватчиками. Московские
князья активно стремились к подавлению
вечевой деятельности не только у себя,
но и в соседних землях. Таким образом,
уже при великом князе Иване III роль Москвы
как общегосударственного центра окончательно
закрепилась. Знаменитое «стояние на Угре»
(1480 г.) завершило длительный этап монгольского
владычества на Руси. Борьба с Ордой шла
рука об руку с объединением русских земель
вокруг Москвы. В ее состав уже входят
Ярославское и Ростовское княжества. Ликвидация
самостоятельности Новгорода и присоединение
Твери знаменует образование единого
государства.
4.Структурно-логическая
схема организации судебной системы
в правление Екатерины II.
Губернии
Губернатор
Губернское правление
Епископ
палаты
Духовная
уголовных дел
гражданских дел
консистория
губернский
верхняя
верхний
магистрат
расправа
земский суд
Городской городовой
нижняя
голова магистрат
расправа
Дворянское
Сиротский суд
собрание
Словесный суд
Уездный суд
Дворянская опека
Уезды
В правление Екатерины
II «Учреждения для управления губерний»
1775 г. создавали трехъярусную систему
выборных судебно-сословных учреждений,
построенных по принципу суда «равных»
(т.е. подсудности обвиняемого представителям
своего сословия). Для дворян учреждались
уездный суд и верхний земской суд в губернии;
для горожан – городской и губернский
магистрат; для невладельческих крестьян
– нижняя расправа в уезде и верхняя расправа
в губернии (крепостные оставались под
юрисдикцией помещика). В губерниях также
создавался совестный суд из представителей
трех сословий (дворян, горожан и крестьян),
выполнявший роль примирительной, или
третейской инстанции при разборе некоторых
гражданских тяжб и запутанных уголовных
дел.
Таким образом, реформа 1775 г., провозгласившая
отделение суда от администрации и сделавшая
в этом смысле большой шаг вперед в устройстве
судебной системы, тем не менее сохранила
единство суда и обвинения, тайное судопроизводство,
административные принципы комплектование
высших судебных инстанций. Около одной
трети судебных чиновников избирало местное
дворянское общество из своего состава,
остальных чиновников назначали губернские
власти.