Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:26, контрольная работа
Становление светского феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Это были обычно-правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.
1. Возникновение и развитие древнерусского права ………………………………..3
2. Субъекты права в Русской Правде…………………………………………………8
3. Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде……….10
4. Характеристика уголовного права по Русской Правде …………………………14
Заключение ……………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы …………………………………………………
Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Холопом можно было стать в результате: продажи себя в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.
3.Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде.
Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Для законной купли требовалось вещь приобрести за деньги от ее собственника, а договор совершить в присутствии двух свободных свидетелей. Договоры купли-продажи и мены признавались действительными, когда совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершенной сделки.
Другим условием действительности договора купли-продажи было отсутствие пороков в продаваемой вещи.
Постановления о займах различают заем с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышающий три гривны, требовал свидетелей, удостоверяющих договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. В статьях “о резе” - процентах упоминаются займы денег, люда и жита, соответственно которым проценты называются резом, настовом и присопом. Проценты были месячные, третные и годовые.
Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а свыше рубля - письменным актом и закладом. Закладные письменные акты назывались записями, закладными досками. В заклад поступали домашний скот, строения, земля, ценности.
Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.
Наследство, называемое в Русской Правде задницей и остатком, открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным.
Наследование по закону открывалось, когда наследодатель не оставлял после себя завещания.
Общий законный порядок наследования определялся в Русской Правде следующими правилами. После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем часть наследства шла в пользу церкви “на помин души усопшего” и часть в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети, рожденные от робы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу.
Между детьми законнорожденными в праве наследования предпочитались сыновья дочерям, но братья, исключившие сестер из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж; а при выходе замуж - должны были снабдить их приданым по своим средствам.
Двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну. Имущество матери, не оставившей завещания, наследовал тот сын, в доме которого она жила после смерти мужа.
Из общего порядка наследования Русская Правда делала такие исключения: имущество княжеского смерда наследовали лишь его сыновья, а когда их не было, то все имущество умершего поступало князю, причем часть наследства выделялась незамужним дочерям.
Над малолетними детьми с их имуществом устанавливалась опека, опекуном выступала мать, а если мать повторно выходила замуж, то опека принадлежала ближайшему родственнику умершего.
Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Для заключения брака требовались некоторые условия: возраст брачующихся - 15 лет для жениха и 13 лет для невесты; свободное волеизъявление жениха и невесты и согласие родителей; стороны не должны быть связаны другим браком; отсутствие родства и свойства в известных степенях.
Заключению брака
Брак мог расторгаться (прекращаться): Русская Правда имела конкретный перечень поводов к разводу (уход в монастырь одного из супругов, смерть мужа или жены, безвестно пропавший супруг, прелюбодеяние и др.).
4.Характеристика уголовного права по Русской Правде.
Преступление по Русской Правде определялось как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами преступления были личность и имущество. Закон уже разграничивал покушение на преступление (наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший), и оконченное преступление; намечал понятия соучастия (нападение «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников; определял пределы необходимой обороны, смягчающие, отягчающие обстоятельства, понятия рецидива.
Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. Однако ничего не говорилось об их возрастном цензе. Не существовало также четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности, но они уже намечались в законе. Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. Оскорбления действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах) наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.
Система наказаний по Русской Правде включала: «поток и разграбление», назначаемое за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП), конокрадство (ст. 35 ПП), наказываемое конфискацией имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство; «виру» - штраф, который назначался только за убийство, «полувиру» - штраф за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений; «продажу» - штраф за все остальные преступления (как против личности, так и против имущества).
Вира поступала в княжескую казну, родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Существовал особый вид виры - «дикая» или повальная, которая налагалась на всю общину, выполняя полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. Продажа также поступала в казну, а потерпевший получал «урок» - денежное возмещение за причиненный ему ущерб.
Смертная казнь, хотя и не упоминалась в Русской Правде, на практике, несомненно, имела место. Это объясняется тем, что законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремится устранить. Кроме того сказывалось влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни. Русская Правда содержала ряд преступлений против чести. К таким преступным деяниям относились вырывание бороды или усов, оскорбление словом или действием. Усиленными карами охраняется церковь, ее имущество и церковные служители (церковная татьба, разграбление могил, посечение крестов, колдовство).
Судебный процесс носил обвинительно - состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательства принадлежала ордалиям, присяге и жребию. Процесс делился на три стадии. Первая стадия носила название закличь и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась, по истечении трех дней с момента закличь, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.
Второй стадией процесса являлся свод. Свод осуществлялся до закличь или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.
Третья стадия судебного процесса - гонение следа - состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.
Заключение.
Русская Правда - выдающийся памятник древнерусского права, последовательно отразивший отдельные этапы развития феодальных отношений в русском обществе IX - XII вв. Она является одним из единственных источников, раскрывающих социально-экономические и правовые устои того времени.
Она не потеряла своего значения и в период, последовавший после распада Киевского государства, сыграв громадную роль в развитии правовых систем, складывавшихся в различных русских землях в период феодальной раздробленности XII - XIV вв., и на развитие правовой системы Московского государства. Нормы Русской Правды составили основу русских правовых памятников периода феодальной раздробленности (Новгородская и Псковская судные грамоты), явились одним из источников важных правовых актов Русского централизованного государства (Двинская уставная грамота 1397 - 1398 гг., Белозерская уставная грамота 1488 г., Судебник Ивана III 1497 г.)
Список использованной литературы
1. Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. - М.: Юридическая литература, 1988.
2. Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах, 2005г.
3. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990
Информация о работе Русская Правда- памятник древнерусского права