Используемые интернет-ресурсы:
- Слайд 17 -www.bg-gallery.ru/image.php%3Fim...id%3D471
http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post63604739/
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/33909
http://community.livejournal.com/medievalrus/tag/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%8B
- Слайд 18
-http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/spasa-preobrazheniya/
http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/peter-paul/
http://www.russiancity.ru/text/nov28.htm
- Слайды 20-24- http://history-life.ru/post67215992;
http://www.moscowvision.ru/walks/sk50.html;
http://www.msk-guide.ru/page_152.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE;
http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200800114
http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=518 http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1371
Используемые интернет-ресурсы:
- Слайд 26 -http://ekibaztus.livejournal.com/48134.html;
http://sergius-caesar.livejournal.com/60811.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
2
Урок в базовом классе. Основной
учебник – Журавлева О.Н., Пашкова
Т.И., Кузин Д.В. Разделы «Письменность.
Литература», «Живопись», «Архитектура»
учащиеся изучают с использованием
презентации, раздел «Быт. Материальная
культура» - самостоятельно по учебнику.
3
4
Центрами просвещения по-прежнему
оставались монастыри, в них хранились
целые библиотеки рукописных, а
затем и печатных книг, в них
продолжалось летописание.
5
Большинство русских летописцев
сначала переписывали содержание
Повести временных лет, а затем
продолжали самостоятельное изложение
событий, часто летопись имела
в основе не один, а несколько
источников ( так называемые своды).
В основе, например, Лицевого свода
лежала Никоновская летопись, обильно
снабженная миниатюрами ( их более
1600), за что свод и получил
свое название. Лаврентьевская летопись,
также свод, сохранилась в единственном
экземпляре, выполненном на пергаменте
по заказу нижегородского князя
Дмитрия Константиновича. Свое название
получила по имени переписчика
– монаха Лаврентия.
6
Со второй половины 14 века значительная
часть произведений посвящена
теме борьбы с Ордой. Особое
место занимает «Задонщина». Ее
автор Софоний Рязанец, рассматривает
события 1380 г. как продолжение борьбы
Киевской Руси против кочевников.
В памятниках письменности «История
о Казанском ханстве» и «Повесть
о прихождении Стефана Батория на Псков»
исторические факты смешиваются с былинными,
сказочными мотивами.
В 15 в. появляется такой жанр как «хожения».
Купец Афанасий Никитин в во время своего
путешествия посетил Персию, Индию
и Турцию; составил описание этого путешествия в
книге «Хожение
за три моря».
Это было первое в русской литературе
описание не паломничества, а коммерческой
поездки, насыщенное наблюдениями о политическом
устройстве, экономике и культуре других
стран. Никитин отправился из Нижнего
Новгорода, но в устье Волги был ограблен
астраханскими татарами. Добравшись до
Индии, Никитин описал, как его пытались
заставить принять ислам. Вернулся он
домой через Персию и Черное море, через
Кафу. Но до дома не добрался, умер под
Смоленском. Текст его рукописи оказался
у московского дьяка и затем был включен
в несколько летописей.
В 16 веке особую популярность
получают сборники поучений для
повседневного чтения. С 1542 г. под
началом митрополита Макария
возник культурный кружок, его
трудами были созданы Великие
Четьи-Минеи – книги, включавшие
жития святых, поучения, древнерусские
сказани. Духовником Ивана Грозного
Сильвестром составлен «Домострой»:
собрание поучений в духе христианской
морали, правил поведения, а также
полезных советов по содержанию
дома.Так, например, там было написано,
что придя в гости, нужно вытереть
грязные ноги и прокашляться,
войдя в дом, перекреститься на
иконы и осведомиться о здоровье
хозяев.
7
В «Сказании о князьях Владимирских»
обосновывается особое положение
Москвы и московского князя. В
связи с этим приводятся две
легенды: согласно первой, русские
князья ведут родословную от
римского императора августа, согласно
второй киевский князь Владимир
Мономах получил в дар от
византийского императора Константина
знаки царской власти: венец, скипетр
и державу.
8
Основа полемики иосифлян и
нестяжателей был вопрос о
возможности владения собственностью.
Основатель Иосифо-Волоколамского
монастыря и гневный обличитель
еретиков Иосиф Волоцкий выступал
за сохранение церковных богатств.
Его оппоненты Нил Сорский, князь
Вассиан Патрикеев, постриженный
в монахи Кирилло-Белозерского
монастыря и Максим Грек, выходец
из Византии, считали, что церковь
должна думать о душах, а не
о богатстве.
Ивану Пересветову (некоторые историки
считают его вымышленной личностью)
принадлежат челобитные, написанные
в середине 16 века о государственном
порядке, дворянском сословии, как
опоре государственной власти.
9
Андрей Михайлович Курбский, входивший
в Избранную Раду, а затем воевавший
на Ливонском фронте, сбежал в
Литву в 1564 году, откуда из города
Вольмара направил Грозному первое
послание, обвиняя царя в гонениях
на преданных людей. Переписка
его с Грозным составляет верх
эпистолярного жанра той эпохи.
10
11
12
До Иван Федорова в Москве
печатались книги, но они были
«безымянные», то есть на них
не было издателя и года. «Апостол»,
изданный без единой опечатки
в 7 экземплярах, был первой «именной»
книгой. Иван Федоров был не
только типографщиком, но и редактором,
в «исправлении» книг его в
последствии и обвинили, что было
равносильно обвинению в ереси.
Поэтому он вынужден был покинуть
Россию и с Петром Мстиславцем
перебраться в Великое княжество
Литовское, где продолжил типографское
дело на немногочисленные пожертвования,
которые он получал на издательское
дело.
13
14
Феофан Грек (Гречин) приехал из
Византии. Первые его работы –
фрески новгородских церквей (Спаса
на Ильине улице, Федора Стратилата).
Составитель житий святых Епифаний
Премудрый писал, что Грек был
«философом зело хитрым», работал
свободно, легко, стоя на подмостках
в церкви, накладывал краски и
беседовал со зрителями, которых
собиралось не мало.
15
16
О жизни Андрея Рублева известно
не много, он упоминается только
третьим( то есть самым младшим)
в работе над росписью стен
Благовещенского собора. Его живопись
оценили только после смерти,
в 16 веке его манера письма
стала церковным каноном, Стоглавый
собор указывал, что писать иконы
нужно так, как писал Рублев.
Письму Рублева приписывается
ряд произведений, но о большинства
исторических свидетельств нет.
Считается, что несомненно Рублеву
принадлежат миниатюры из Евангелия
Хитрово, фрески в Успенском соборе
во Владимире, Звенигородский чин
и икона «Богоматерь Умиление»
из Владимира.
17
Икона «Троица» была открыта
только при реставрации в начале
20 века, ее стали расчищать под
руководством Грабаря, так как
существовала монастырская легенда
о том, что икона принадлежит
Рублеву.
18
Фрески Ферапонтова монастыря
– главная работа Дионисия, сохранившаяся
до наших дней. Он был светским
человеком и работал с двумя
сыновьями Владимиром о Феодосием.
Фрески были сделаны за 34 дня.
Кроме того Дионисий работал
в Успенском соборе Московского
кремля, Успенском соборе Иосифо-Волоколамского
монастыря и Павлло-Обнорском
монастыре. Считается, что был близок
и Иосифу Волоцкому.
19
20
Активное строительство в Москве
в ХIV в. объясняется снижением интенсивности
набегов монголо-татар на северо-западную
Русь, а также тем, что Иван Калита получил
право собирать в пользу Орды дань
с русских земель, что пополнило казну
Московского княжества. Первый каменный
Кремль белого цвета, построенный при
кн. Дмитрии Ивановиче, был разрушен во
время нападения хана Тохтамыша на Москву.
21
Фиораванти строит Успенский
собор, опираясь на основы древнерусской
архитектуры. Живописное убранство
храма выполнено Дионисием. Собор
предназначался для торжественных
венчаний на царство русских
царей и императоров.
22
Грановитая палата получила
свое название из-за облицовки
ее наружных стен гранеными
плитами. Грановитая палата служила
парадным залом старого Кремлевского
дворца, здесь принимали послов,
проходили торжественные церемонии,
важные совещания. Первоначальная
роспись внутреннего убранства
не сохранилась.
23
Архангельский собор до 18 века
служил усыпальницей русских
царей.
Колокольня Ивана Великого была
построена рядом с новой церковью
Ивана Лествичника, старая была
разобрана в 1505 году.
24
Церковь Вознесения в селе
Коломенском была построена по
приказу Василия III в честь
рождения сына. По площади она
небольшая, но высота составляет
62 метра.
Храм Покрова на Рву дошел
до нас в перестроенном виде:
он горел в 18 веке, его реконструировали
и снесли 16 маленьких глав, тогда
же он приобрел разноцветную
окраску.
25
26
27
28
29
30
31
32