Русская культура 13-17вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

В этой контрольной работе рассказывается о русской культуре 13-17 вв., а именно о русской культуре периода монгольского владычества 13-17 вв.. Здесь говориться о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшей за ним зависимости русского общества, которая стала одним из самых сложных в истории Руси. В это время не смотря на монгольские набеги развивается летопись, так же архитектура и живопись. Так же здесь рассказывается о особенностях культуры России 16в.. В этом веке завершается формирование великорусской народности. В 16в. продолжало развиваться русское летописание.

Содержание

1. Русская культура периода монгольского владычества 13-17вв.
2. Особенности культуры России 16в.
3. Основные тенденции и особенности развития русской культуры в 17в.
4. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура 13.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

Эти особенности  хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах  московских, псковских, костромских  бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю  знаменитые храмы Ярославля - церковь  Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро "Парк культуры"), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро "Китай-город").

Декоративное  начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и  при строительстве или перестройке  крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное  значение, и четырехскатная крыша  сначала на Спасской, а затем и  на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие  и торжественную мощь сердца столицы  России.

В Ростове  Великом в форме кремля была сооружена  резиденция опального, но властного  митрополита Ионы. Этот кремль не являлся  крепостью, а его стены имели 'чисто  декоративный характер. Стены крупных  русских монастырей, возведенные  после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также  украшались декоративными деталями.

Развитие  древнерусской каменной архитектуры  завершилось складыванием стиля, получившего  название "нарышкинского" (по фамилии  главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены  надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь  Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского  барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность  построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях "нарышкинского" барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. "Восьмым чудом света" назвали  современники знаменитый дворец Алексея  Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В  его широко известной иконе "Спас Нерукотворный" хорошо заметны новые  реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к  реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная  для школы С. Ушакова, тесно связана  с распространением в России портретной живописи - "парсуны" (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще  аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие  расцвет русского портретного искусства  в XVIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Изучив контрольную  работу понимаешь, что не смотря на набеги монголо-татарского ига русская культура развивалась во всех направлениях.

Развивается устное народное творчество. Появились  новые легенды, такие как «Сказание  о невиданном граде Китеже». Складывается жанр поэтических песен- «Песня о Щелкане Дудентьевиче». Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести- «О битве на Калке», «Повесть о разорение Рязани Батыем» и др. Так же расцвел жанр житейской литературы. Возобновилось каменное строительство. В живописи слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось- это был длительный процесс, его следы отмечены и в 16, и в 17в. Так же был высокий подъем иконописного искусства.

Особенностью  культуры России 16 в. являлось летописание, которое продолжало развиваться. Так же началось книгопечатание. В архитектуре одним из выдающихся проявлений расцвета было строительство шатровых храмов. Другим направлением в архитектуре 16в было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образу Успенского собора в Москве, еще одно направление строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. велось широкое строительство каменных кремлей.

Основными тенденциями  и особенностями развития русской  культуры в 17в. является складывание всероссийского рынка. Было создано несколько государственных школ, так же было основано первое высшее учебное заведение. Шел процесс накопления знаний. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Был создан придворный театр, а широкое распространение получил бродячий театр. Архитектурные сооружения 17в. отличаются большой живописностью. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского», или московского, барокко. В 17 столетии переживает расцвет деревянное зодчество.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. «Проспект», 1998.
  2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. Издание седьмое, стереотипное. Санкт-Петербург-Москва-Краснодар. 2006.
  3. Мунчаев Ш.М., Успенов В.М. История России. Четвертое издание. Издательство НОРМА. Москва 2008.

Информация о работе Русская культура 13-17вв