Русская культура 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:49, реферат

Краткое описание

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………3
2. Новые явления в культуре Петровского времени ………………………………………….3
3. Развитие научных знаний ……………………………………………………………………6
4. Наука и техника ……………………………………………………………………………10
5. Просвещение ……………………………………………………………………………… 11
6. Художественная культура ………………………………………………………………….13
7. Развитие театра в России …………………………………………………… ……………16
8. Изобразительное искусство ………………………………………………………………16
9. Развитие архитектуры ………………………………………………………………………17
10. Заключение ……………………………………………………………………………….17
11. Список использованной литературы ……………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

русская культура.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.

Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.

М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир (1709-1744), А.П. Сумароков (1717-1777) решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять (“чистота жанра”). Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира - к низким.

В высоких жанрах изображались "образцовые" герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания (Петр I-самый популярный). В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной "страстью". Выделялись различные типы человеческих страстей и добродетелей: скупец, ханжа, щеголь, хвастун. Категорически запрещалось объединять в одном характере разные страсти, тем более порок и добродетель.

В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Его пьеса "Недоросль" (1782) - первая социально-политическая комедия на русской сцене.

На конец XVIII в. - начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.

На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм - направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Александра Николаевича Радищева (1749-1801) и Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. В отличие от классицистов, прославлявших государственную власть и человеческий разум, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.

 

Развитие театра в России

Достижения русской литературы создавали благоприятные условия для театрального искусства. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Федором Григорьевичем Волковым (1739-1763), замечательным русским актером из ярославских купцов. Одновременно театр появился в Москве: его составили актеры-любители из числа слушателей Московского университета и артисты итальянской комической оперы Локателли. Однако московский театр просуществовал недолго: большая часть артистов в 1761 г. была переведена в Петербург.

 

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство во второй половине XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решить важные общественные проблемы. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко (1737-1773), создавший несколько выдающихся полотен ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").

Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж. Наиболее талантливые мастера этого жанра - С.Ф. Щедрин (1745-1804), Ф.Я. Алексеев (1753-1824) - запечатлели на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Петергофа.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета. Портреты Федора Степановича Рокотова (1735-1808) отличает интимность, душевная тонкость и сложность одновременно; его живопись поражает легкостью, "воздушностью", поэтичностью (портрет А.П. Струйской), В картинах Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) было сильно жизнеутверждающее просветительское начало. Он много работал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения (портреты Дидро, H.И. Новикова, серию портретов воспитанниц Смольного института). Творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-I825) связано с идеями сентиментализма. Он отдавал предпочтение портрету, изображавшему модель на фоне природы, позволявшей глубже раскрыть психологический облик. Широко известны поэтические портреты кисти Боровиковского - М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой и др.

В XVIII веке формируется новый для России вид искусства -скульптура. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716-1719). Непревзойденной глубиной психологической трактовки модели отличались работы Ф.И. Шубина (1740-1805). Они стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. (портретные бюсты А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова).

 

Развитие архитектуры

Архитектура классицизма составляет одну из замечательные страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были Василий Иванович Баженов (1737-1799) и Иван Егорович Старов (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем Матвей Федорович Казакова (1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здание Сената в Кремле, университета, Голицинской больницы и др.). Особенностью градостроительства того времени было развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий государственного и общественного назначения (учебные заведения, больницы, театры и пр). По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникли новые социокультурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).

 

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

 Русское искусство, как мы  увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. Т.2.
  3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.
  4. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.
  5. Лотман Ю. М, Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992-1993 (T. I- Слово о языке в культуре Просвещения; Т. II -Руссо и русская культура XVIII - нач. XIX веков).
  6. Очерки русской культуры XVIII века: В 4-х т. M., 1990. T.4.
  7. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г.
  8. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г.
  9. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.
  10. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.
  11. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
  12. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.
  13. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.
  14. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.
  15. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.
  16. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983.
  17. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила. № 8, 9. 1990г.
  18. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991.

 

 

 


 



Информация о работе Русская культура 18 века