Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:06, реферат
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие
мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В
историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и
общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение
материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли
яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро
и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и
Радищева.
Введение 3
Общая оценка русской культуры 18 века 4
Просвещение 5
Русская наука. М. В. Ломоносов. 8
Музыка 18 века 12
Народное творчество 18 века 16
Культура дворянства. 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.
Хотя русские
писатели и художники
развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому
течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов:
«Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно
смотреть, кому и в чем лучше последовать».
В отличие
от западноевропейского
полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и
резкая обличительная сатирическая струя.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д.
Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.
Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником
наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы
известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами
способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических
произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей
художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и
философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к
монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного
прогресса.
По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П.
Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.),
которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.
Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях
он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме
восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий
Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-
воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и
благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал
А. П. Сумароков.
С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает
кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к
проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские
мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же
время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего
литературного направления классицизм становится литературой узких
реакционно-крепостнических кругов.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и
изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И.
Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы —
Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие
задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью
замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к
монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание
Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее
достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный
по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической
гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные
здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например
здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в
Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность
композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской,
богатством отделки фасада здания и ограды.
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,
человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском
монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и
мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.
Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся
величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и
обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник
Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент
должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку
Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего
вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным
постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли,
героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла
делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического
призвания России.
Классицизм
нашел отражение и в
внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с
Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в
живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный
идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам
античных образцов.
Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был
заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-
патриотическую тематику и просветительское направление в театре.
Распространение классицизма в театральном искусстве связано с
возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного
профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым.
Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А.
Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась
тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью
декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил
по себе память вдохновенного
художника в героических
персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.
Сентиментализм
Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век
Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание
к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего»
класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера.
Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с
восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и
обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра
сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской
литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания
простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе
рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М.
Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной
революции XVIII в. и потому
примирялся с крепостнической
Влияние
сентиментализма отразилось и
в архитектуре, особенно
- с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке
беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и
дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие
примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было
создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в
приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке
природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника
сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на
кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на
это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.— в преддверии
Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста
С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною»,
крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими
увеселениями» пастухов и пастушек.
Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л.
Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И.
Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
Основоположником
сентиментализма в русском
II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным
операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором
умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей
воле, ты нам барин и отец! »
Таковы
же и «слезные драмы»
идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.
Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку.
Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М.
Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в.
тревожить сердца купчих и мещаночек.
Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых,
буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его
борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических
процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он
был течением прогрессивным для своего времени.
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких
социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и
значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая
структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в
архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство
выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в
петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В
становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно
было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи
оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера
не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских
людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки
была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие
русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии,
Англии, Германии.
Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке
развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено
национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе
весьма знаменателен.
Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое
влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
В этот
период русская наука и
крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же
царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по
распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо
прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном
расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния
принципа сословности на постановку просвещения.
С распространением образования тесно связано развитие науки.
Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению
ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Список использованной
1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983
г.
2. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII
века.»1954г.
3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.
4. В.В.
Мавродин «Рождение новой
5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины