Русская правда - как правовой памятник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать выводы о ценности этого памятника, как документа права. Следовательно, необходимо ответить на вопрос, насколько полно и верно отразился в нем действовавший на Руси юридический порядок? Для этого необходимо обратиться, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Правды Русской. Во-вторых, ее содержание. А в-третьих, какое место она занимает среди других дошедших до нас правовых документов древней Руси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр. Глава 1. Происхождение и содержание Русской Правды……………5 стр. 1.1.Содержание и время возникновения…………………………………5 стр. 1.2.Место возникновения…………………………ОБЪЕДИНИТЬ………………...7 стр.
1.3.Источники кодификации. Происхождение…………………………8 стр. Глава 2. Содержание Русской Правды………………………………...12 стр. 2.1. Правовое положение населения…………………………………...12 стр. 2.2.Частный характер права в Русской Правде. Имущественное и уголовное право…………………………………………………………14 стр. 2.3.Система наказаний по Русской Правде……………………………16 стр. 2.4.Судебный процесс по Русской Правде…………………………….18 стр. Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси…В ! главу как один из параграфов..19 стр. Заключение………………………………………………………………21 стр. Список литературы……………………………………………………...22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний («видоков», то есть очевидцев преступления, и «послухов» – свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. В древней Руси существовал также судебный поединок, «поле», но Русская Правда, как и было сказано выше, об этом умалчивает.

–––––––––––––––

¹ Свердлов М. Б. От закона русского к Русской Правде, Москва, 2012

 

Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси

 

Итак, Русская Правда воспроизводит один ряд частных юридических отношений, построенных на материальном, экономическом интересе. Но в это царство материального интереса не вписывается совершенно иной строй юридических отношений, едва затронутый Русской Правдой, который созидался на ином начале, на чувстве нравственном. Эти отношения проводила в русскую жизнь церковь. Памятники, в которых отразился этот новый порядок отношений, освещают русскую жизнь тех веков с другой стороны, которую оставляет в тени Русская Правда¹ [8, c. 35].

В первую очередь, это Устав Ярослава, современный Русской Правде. Устав не исчерпывает всей церковно-судебной практики своего времени, не предусматривает многих деяний, насчёт которых церковная власть XI и XII вв. дала уже определённые и точные руководящие указания, однако остаётся единственным памятником изучаемого времени по своей мысли и по своему содержанию. Это есть судебник, пытавшийся провести раздельную черту и вместе с тем установить точки соприкосновения между судом государственным и церковным. С этой стороны устав имеет близкое юридическое и историческое отношение к Русской Правде. Если Русская Правда – судебник по недуховным делам, Устав Ярослава – судебник по духовным делам лиц духовного и светского ведомства. Русская Правда – свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях, Устав – свод постановлений о греховно-преступных деяниях, суд по которым над всеми христианами, духовными и мирянами, поручен был русской церковной власти.

Взгляд христианского законодателя, в отличие от составителя Русской Правды, шире и глубже, восходит от следствий к причинам: законодатель не ограничивается пресечением правонарушения, но пытается предупредить его,

 

–––––––––––––––––

¹Ключевский В. О.  Русская история. Полный курс лекций, ч. 1-я. М.: Мысль, 2009.с.35

действуя на волю правонарушителя. Устав Ярослава, удерживая денежные взыскания, полагает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания, арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь, и епитимью.

В компетенцию церковного суда, согласно Уставу Ярослава, входили дела, которые не предусматривал древний юридический обычай: таковы умычка, святотатство, нарушение неприкосновенности храмов и священных символов, оскорбление словом (обзывание еретиком) и пр..

Иные дошедшие до нас памятники древнерусского права, такие как договоры Руси с Византией, другие церковные уставы, Кормчие книги, во многом дополняют сведения о праве, которые можно почерпнуть из Русской Правды. Еще раз подчеркнем, что последняя склонна умалчивать о некоторых значительных вещах [8, c. 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–––––––––––––––––

¹Ключевский В. О.  Русская история. Полный курс лекций, ч. 1-я. М.: Мысль, 2009.с.35

 

Заключение

 

Как памятник права, Русская Правда дает изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой жизни.

Итак, насколько же верно и точно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок?

Во-первых, она умалчивает о том, что считает необходимым устранить из судебной практики и чего не применял церковный суд.

Во-вторых, многого в действовавшем праве она не захватила, или потому, что не было практической необходимости это формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии княжеского судопроизводства трудно было формулировать.

Из этого следует вывод о том, что Русская Правда есть довольно верное, но не цельное отражение действовавшего в древней Руси юридического порядка. В ней воспроизведены не все части современного ей права. Однако воспроизведенные обработаны и четко изложены. Поэтому, как образно выразился Ключевский, «Русская Правда – хорошее, но разбитое зеркало русского права XI - XII вв.»

 

Список использованных литературных источников

А) Нормативная литература:

  1. «РУ́ССКАЯ ПРА́ВДА» П. И. Пестеля, проект конституции для России.

 

Б) Специальная литература:

  1. Графский В. Г. История политических и правовых учений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 600 с.
  2. Греков В. Д. Киевская Русь. Политиздат., 2009.
  3. Зимин А. А. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 2009
  4. Зуйков В. В. Пособие по истории отечества, 2004
  5. Иванова В. П. – Л.: Лениздат, 1966. – 43 с.
  6. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юрист, 2010.
  7. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений XI–XX вв. – М.: Юрист, 2010. – 378 с.
  8. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций, ч. 1-я. М.: Мысль, 2009.
  9. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Мысль, 2009, стр. 330
  10. История политических и правовых учений / Авт. кол.: В. Г. Графский, Н. М. Золотухин, В. С. Нерсесянц и др.; Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М-КОДЕКС, 2011. – 728с.
  11. История политических и правовых учений / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин и др.; Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2009. – 576 с.
  12. История политических и правовых учений / Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
  13. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 1, 5-ое изд., Москва, 2009
  14. Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. – 856 с.
  15. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Высшее образование, 2012. – 495 с.
  16. Свердлов М. Б. От закона русского к Русской Правде, Москва, 2012
  17. Тихомиров М. Н., Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского Университета, 2009
  18. Титов Ю. П., История государства и права России. М.: Проспект, 2009
  19. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период, под редакцией Титова Ю. П. и Чистякова И. О., Москва, 2009
  20. Черниловский З. М., Всеобщая история государства и права, Юрист, М., 2009

Информация о работе Русская правда - как правовой памятник