Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа
Главная задача настоящей работы заключается в том, чтобы сделать выводы о ценности этого памятника, как документа права. Следовательно, необходимо ответить на вопрос, насколько полно и верно отразился в нем действовавший на Руси юридический порядок? Для этого необходимо обратиться, во-первых, к вопросу о собственно происхождении Правды Русской. Во-вторых, ее содержание. А в-третьих, какое место она занимает среди других дошедших до нас правовых документов древней Руси.
Введение…………………………………………………………………..3 стр. Глава 1. Происхождение и содержание Русской Правды……………5 стр. 1.1.Содержание и время возникновения…………………………………5 стр. 1.2.Место возникновения…………………………ОБЪЕДИНИТЬ………………...7 стр.
1.3.Источники кодификации. Происхождение…………………………8 стр. Глава 2. Содержание Русской Правды………………………………...12 стр. 2.1. Правовое положение населения…………………………………...12 стр. 2.2.Частный характер права в Русской Правде. Имущественное и уголовное право…………………………………………………………14 стр. 2.3.Система наказаний по Русской Правде……………………………16 стр. 2.4.Судебный процесс по Русской Правде…………………………….18 стр. Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси…В ! главу как один из параграфов..19 стр. Заключение………………………………………………………………21 стр. Список литературы……………………………………………………...22 стр.
Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний («видоков», то есть очевидцев преступления, и «послухов» – свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. В древней Руси существовал также судебный поединок, «поле», но Русская Правда, как и было сказано выше, об этом умалчивает.
–––––––––––––––
¹ Свердлов М. Б. От закона русского к Русской Правде, Москва, 2012
Глава 3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси
Итак, Русская Правда воспроизводит один ряд частных юридических отношений, построенных на материальном, экономическом интересе. Но в это царство материального интереса не вписывается совершенно иной строй юридических отношений, едва затронутый Русской Правдой, который созидался на ином начале, на чувстве нравственном. Эти отношения проводила в русскую жизнь церковь. Памятники, в которых отразился этот новый порядок отношений, освещают русскую жизнь тех веков с другой стороны, которую оставляет в тени Русская Правда¹ [8, c. 35].
В первую очередь, это Устав Ярослава, современный Русской Правде. Устав не исчерпывает всей церковно-судебной практики своего времени, не предусматривает многих деяний, насчёт которых церковная власть XI и XII вв. дала уже определённые и точные руководящие указания, однако остаётся единственным памятником изучаемого времени по своей мысли и по своему содержанию. Это есть судебник, пытавшийся провести раздельную черту и вместе с тем установить точки соприкосновения между судом государственным и церковным. С этой стороны устав имеет близкое юридическое и историческое отношение к Русской Правде. Если Русская Правда – судебник по недуховным делам, Устав Ярослава – судебник по духовным делам лиц духовного и светского ведомства. Русская Правда – свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях, Устав – свод постановлений о греховно-преступных деяниях, суд по которым над всеми христианами, духовными и мирянами, поручен был русской церковной власти.
Взгляд христианского законодателя, в отличие от составителя Русской Правды, шире и глубже, восходит от следствий к причинам: законодатель не ограничивается пресечением правонарушения, но пытается предупредить его,
–––––––––––––––––
¹Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций, ч. 1-я. М.: Мысль, 2009.с.35
действуя на волю правонарушителя. Устав Ярослава, удерживая денежные взыскания, полагает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания, арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь, и епитимью.
В компетенцию церковного суда, согласно Уставу Ярослава, входили дела, которые не предусматривал древний юридический обычай: таковы умычка, святотатство, нарушение неприкосновенности храмов и священных символов, оскорбление словом (обзывание еретиком) и пр..
Иные дошедшие до нас памятники древнерусского права, такие как договоры Руси с Византией, другие церковные уставы, Кормчие книги, во многом дополняют сведения о праве, которые можно почерпнуть из Русской Правды. Еще раз подчеркнем, что последняя склонна умалчивать о некоторых значительных вещах [8, c. 35].
–––––––––––––––––
¹Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций, ч. 1-я. М.: Мысль, 2009.с.35
Заключение
Как памятник права, Русская Правда дает изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой жизни.
Итак, насколько же верно и точно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок?
Во-первых, она умалчивает о том, что считает необходимым устранить из судебной практики и чего не применял церковный суд.
Во-вторых, многого в действовавшем праве она не захватила, или потому, что не было практической необходимости это формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии княжеского судопроизводства трудно было формулировать.
Из этого следует вывод о том, что Русская Правда есть довольно верное, но не цельное отражение действовавшего в древней Руси юридического порядка. В ней воспроизведены не все части современного ей права. Однако воспроизведенные обработаны и четко изложены. Поэтому, как образно выразился Ключевский, «Русская Правда – хорошее, но разбитое зеркало русского права XI - XII вв.»
Список использованных литературных источников
А) Нормативная литература:
Б) Специальная литература: