Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:58, контрольная работа
Характеризуя раннюю историю Литвы, С.М. Соловьёв пишет: “соприкасаясь, с одной стороны, Балтийскому морю, с другой окружённое племенами славянскими и финскими, племя литовское с незапамятных пор обитало в стране своей, покрытой реками, озёрами, болотами, непроходимыми пущами, с трудом доступной и непривлекательной для завоевателя”. В то время, когда Великороссия попала под монгольское иго, в 40-е годы XIII века на окраине бывшей Киевской Руси внезапно появилось новое государство - Литовское княжество, включавшее сперва лишь восточную часть современной Литвы (Аукшайтию) и Новогрудскую землю, известную так же под именем “Чёрной Руси”. Впрочем, имя Литвы и раньше изредка мелькало на страницах русских летописей. С XII века, пользуясь раздробленностью Руси, дружины литовских племенных вождей совершали набеги на пограничные территории. Например, киевский источник новгородской летописи под 1220г. сообщает: “зимой приходиша Литва и воеваша волость Черниговсъкую, Мстислав же Святославич гони по них из Чернигова и постиг их, изби всех, а полон отъят.”
1 Русские княжества и Литва........................................................................................3
2 Русско-литовские отношения во второй половине XIV-XV веке..........................8
3 Решение задачи.........................................................................................................16
Список использованных источников.........................................................................18
Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.
В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.
В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соотвествии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.
В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг ), Стефан Баторий (1575-1582 гг. ) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).
Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде
Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.
По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель1.
В государственном строе Великого
княжества Литовского, составной
частью которого являлась и Беларусь,
произошли значительные изменения под
воздействием объективных и субъективных
причин. Завершился процесс складывания
территории государства, унификации его
административно-
Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление.
Задание 3. Решить задачу
Студенты Казанского университета Наташа и Станислав в ноябре 1918 года вступили в брак, совершенный по религиозным обрядам. Но затем, встретившись с материальными трудностями и не видя путей их преодоления, Станислав решил разорвать брачный союз и обратился в местный суд с просьбой о расторжении брака, не получив согласия Наташи. Какое постановление должен был принять местный суд?
Методические указания.
При решении задачи используйте «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 22 октября 1918 г.
Решение:
Т.к. брак Наташи и Станислава был заключен в ноябре 1918 года т.е. после 20 декабря 1917 года следовательно брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.
Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. с соблюдением условий и формы, предусмотренных в ст.ст. 3, 5, 12, 20, 31 или 90 прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод зак. т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков.
Местный суд должен принять решение о расторжении брака по просьбе одного из супругов.
Список использованных источников
проекта, науч. ред., послеслов., коммент. А. Ф. Смирнов; худож. Б. Чориков. - М.: Олма - Пресс- М.:1993.- 623 с. - ISBN 5-224-04804-4
1 Колоков, Н.А. История российского правосудия: Учебное пособие./ Колоков Н.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.- С. 259.
1 Карамзин, Н.М. История Государства Российского./ Карамзин Н. М.; рук. проекта, науч. ред., послеслов., коммент. А. Ф. Смирнов; худож. Б. Чориков. - М.: Олма - Пресс- М.:1993. – С. 98.
1 Долгих, Ф.И. Практикум по истории отечественного государства и права./ Долгих, Ф.И.-М.: Маркет ДС, 2010. – С. 58.
1 Верт, Н. История советского государства 1990-1991/ Верт Н. - М.: прогресс; Мир, 1995. – С. 122.
1 Рыбников, В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие./ Рыбников В.В., Алексушин Г.В. - М.: «Щит-М», 2008. – С. 47.
1 Титов, Ю.П. История государства и права России: Учебник./ Ю.П. Титов - М.: Проспект, 2008. – С. 73.
1 Исаев, И.В. История государства и права России: Учебник./ Исаев И.В. - М.: Юристъ, 2006. – С. 27.
1 Хрестоматия по истории государства и права России [Текст] : учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов .- 2-е изд., перерраб. и доп . - М. : Проспект, 2008. – С. 156.